Суммарная масса накопленных отходов здесь рекордная - более 6 миллионов тонн гремучей смеси. Они висят как дамоклов меч на южном склоне берега Байкала: тряхни глубинный тектонический разлом, проходящий как раз здесь, под ногами - не лопнут ли стенки карт-отстойников, не опрокинется ли вонючая, вредная мешанина от неуправляемого селя со склонов Хамар-Дабана...
В свое время модной была эпиграмма, текст которой приписывали великому Дяде Степе советской детворы, Сергею Михалкову.
...Пароход уперся в берег,
Капитан кричит: "Вперед!"
И такому... (раз...долбаю)
Доверяют пароход.
Пошла она гулять сразу, как только у руля страны встал Константин Черненко. Это михалковское (если оно действительно его, а не подаренное ему народной молвой) применимо к нашему нынешнему Байкалу: берега его очистили от промышленных предприятий, а полувековую нечисть, наработанную отходами производства, оставили.
60,2 миллиона тонн! Казалось бы, да шут с ними, с шестьюдесятью миллионами. В нем, в Байкале, более 22 кубических километров чистейшей воды - вот какой объем его котлована. Несоизмеримо! Так-то оно так арифметически. Но Байкал - это гениальный природный комплекс, в котором все взаимосвязано. И взаимодействует веками и наносекундами. Не останавливаясь на перекуры. Учитывая его размеры, это Вселенная, планетарная вселенная со своими уникальными способностями и тончайшими построениями.
Ученые посчитали специально для таких "береговых" случаев, когда беда упрется в берег Байкала: случится то, как если бы целлюлозно-бумажный комбинат работал еще 700 лет и все отходы сбрасывал в Байкал. Так как в лучшие свои годы сбрасывал.
Как же так получилось, что из огня да в полымя?
Нет, в принципе, управа на сель есть, ученые рассчитали, но кто же станет тратиться из своего кармана - комбинат давно остановлен. Тоже в принципе. Ибо возня вокруг него с целью наживы до сего дня не утихает, все делят... Чтобы и на беде нажиться. За экологию никто не отвечает. Хотя есть знающие люди, как с отходами справиться, но их к работе не допускают.
- Еще в 1985 году, - пишет научный руководитель НП Альянса "Байкальский" А. Сутурин, - когда работы по перепрофилированию только затевались, Байкальский целлюлозно-бумажный и Селенгинский целлюлозно-картонный комбинаты имели уникальные двухступенчатые очистные комплексы. Шлам-лигнин из карт-накопителей по составу не имел аналогов в мире. Замкнутого водооборота на аналогичных комбинатах никто в мире не создавал. Поэтому заимствовать лучшие в мире технологии по замкнутому водообороту и полной утилизации отходов тоже было не у кого. Творческий коллектив производственников, проектировщиков и ученых из институтов Сибирского отделения АН СССР, профильных институтов Москвы и Ленинграда эту задачу для Улан-Удэ решил. В 1991 году коллективу, первому в мире создавшему такой замкнутый водооборот, была присуждена Государственная премия. Последняя в СССР. Замкнутый водооборот на Селенгинском ЦКК (Улан-Удэ) исправно работает и доныне.
Комбинат не сливает сточные воды в Селенгу и в Байкал. Из отходов: шлам-лигнина, золы углей и коры в больших объемах получают почвогрунты, можно сказать, восстановленную землю, пригодную для эксплуатации. Из композитных же стройматериалов возводили жилые дома. Реализовать такой же проект в Байкальске не удалось. Вместо кропотливой работы по созданию почвогрунтов на БЦБК решили просто шлам-лигнин в громадных картах-отстойниках заливать сверху пульпой золы. На некоторых нарастили такие "одеяла" до двух метров толщиной.
Все патенты, технические регламенты технологии, переработанные на Селенгинском комбинате, оказались здесь никому не нужны.
Впервые всерьез поставили вопрос о реальной опасности прорыва из карт-накопителей вредных отходов прямо в Байкал в случае селевого сброса в 2010 году на специальном совещании в Минприроды России. Председательствовал Амирхан Амирханов, в то время ответственный секретарь Байкальской комиссии, заместитель директора департамента государственной политики в сфере природопользования Минприроды России. Участники этого совещания: директор "Сибгипробума" А.И. Гончаров, директор Лимнологического института СО РАН академик М.А. Грачев и его заместитель А.Н. Сутурин предложили безотлагательно включить тему отходов в Государственную программу "Охрана озера Байкал...".
В 2011 году в рамках госконтракта была проведена оценка экологической опасности всех накопленных отходов на Байкальской природной территории. Были проработаны технологии, определена стоимость и сроки выполнения работ. Были получены патенты и ноу-хау...
…Прошло восемь лет. Селевые угрозы обострились, особенно в минувшее лето. Байкалу и в этот раз повезло. На Хамар-Дабане ливни не достигли уровня катастрофической селеопасности. На Солзанском полигоне они привели к переполнению карт надшламовыми водами. Потоки из карт проложили путь прямо в Байкал, который местные люди прозвали "Поганым ручьем".
Анализ состояния береговой зоны показал, что Байкал интенсивно загрязняется подземными водами из-под площадки комбината (из купола), которые несут в себе 45 химических элементов на расстоянии десяти метров от берега, как в придонной, так и поверхностной воде. Часть этих элементов (Al, Ti, Mn, Fe, Co, Nt, Ga, Cs, REE, Tn) в повышенных концентрациях фиксируются в верхнем 20-метровом слое воды на расстоянии как минимум 2,4 км от берега.
Коллективы НП Альянс "Байкальский", куда входят ООО "Сибгипробум" (Иркутск), ИНЦ СО РАН (Иркутск), КВИ Интернэшнл (Санкт-Петербург), ООО "Лесовод" (Иркутск), ООО "ЭКОлайн" (Липецк), ООО "Сибгипролестранс (Иркутск), ООО "Красноярскгидропроект", СИФИБР (Иркутск) и другие готовы взяться за дело, чтобы решить проблему ликвидации отходов комбината в течение трех лет.
У нас есть для этого и кадры, и технологии, и желание. Но научно-производственный Альянс не допускают на конкурс. Мы чужие на пиру госзаказов.
Не собираюсь кого-то винить в нынешнем странном (если не сказать предынфарктном) состоянии экологии на Байкальской особо охраняемой природной территории. Но и не хочу выглядеть этаким "зеленым" кузнечиком: мол, все равно природа возьмет свое, а мы у нее - свое. Взять-то, конечно, возьмем, кабы не люди, облеченные властью и привыкшие решать крупные проблемы с глубокими корнями: себе - корешки, а пахарям - ботву с картофельного поля.
Игорь Вячеславович Бычков, академик, научный руководитель Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН, председатель его Научного совета по проблемам озера Байкал во всеуслышание устно и письменно заявляет: нынешние проблемы давно остановленного целлюлозно-бумажного комбината - итоги многолетнего бездействия большого круга безответственных чиновников, занимающих ответственные посты в органах власти. Они чаще подходят к богатейшему озеру как к бизнесу: сколько я буду иметь, если...
А у Байкала один хозяин - Природа. Она же со спекулянтами любого ранга во взаимоотношения не вступает. Это им не нравится. Будем торговать водой - на нее ой какой спрос! Рыбой - ее вон сколько, знаменитого омуля; лесом, землей, его красотами, от которых дух захватывает, туристы - со всех краев и заокраин. И это все восстанавливаемые ресурсы, на наш век хватит и детям останется.
Природа изначально позаботилась о защите Байкала. Она создала котловину, окруженную хребтами, на высоте 456 метров над уровнем океана и на глубине 1181 метра ниже этого уровня - вот какая устойчивая у него колыбель. Вот какие заботливые ладони были у Творца.
Но мы и там его достали.
А между тем намеченные важные пункты в госдокладах за 2005-2006 гг. перекочевали в 2007-й. Среди них и бородатые краеугольные - "определение водоохранной зоны Байкала, создание и работа Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал" и другие (Госдоклад за 2007-й, стр. 325). И ничего удивительного нет в том, что косяком шли вопиющие нарушения природоохранного законодательства: незаконные, крупномасштабные самовольные рубки тайги, несоблюдение лицензий и договоров на водопользование, отвод (продажа) земельных участков в водоохранных зонах и лесах первой группы: не до них было.
Ни одно из ведомств не справилось со своей долей неотложных мер по Байкалу, перепихнув их "на завтра". А ликвидация ядовитых отходов БЦБК, угрожающее этому "завтра" озера, вообще выпала из текста.
При анализе этих государственных документов порой создается впечатление, что участники Байкальского кольца изо всех сил старались мешать друг другу.
В 2004 году в федеральное законодательство были внесены изменения, согласно которым на Байкальской природной территории должен быть создан "координационный орган в виде Правительственной комиссии".
В мае 2005-го по заданию правительства Минприроды России подготовило пакет документов "Об образовании Правительственной комиссии по Байкалу". Предлагалось, что она должна на себя взять роль своеобразного "Главстыка", чтобы обеспечить согласованность действий органов исполнительной власти на местах. И возглавить ее, стать председателем комиссии должен был...
Тут и возникла заковыка, загнутая не в ту сторону.
Минприроды, Минрегион, Минпромэнерго России, МЧС России, Росгидромет, Росприроднадзор, правительство Бурятии, администрации Иркутской, Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Сибирское отделение Российской академии наук аргументированно поддержали проект. Особенно то положение, что она, байкальская комиссия, будет действовать в ранге правительственной и возглавит ее член правительства РФ, а лучше вице-премьер. Чтобы ее заседания реально решали вопросы жизни и здоровья Байкала, а не превратились в прожектерские посиделки. И чтобы власти не только на местах, но и в центре знали: решения Госкомиссии в защиту Байкала обязательны к исполнению. Ведь речь шла о богатствах, измеряемых триллионами рублей.
Но в Минэкономразвития посчитали иначе (и с ним согласился Минфин): достаточно будет рекомендательного межведомственного статуса.
Ошарашенные коллеги: рекомендовать - это и каждый гражданин может, а то и послать эти рекомендации за восьмидесятую параллель. Но...
Для Байкала и для его защитительной миссии это был удар ниже пояса. Над его природной территорией зависли топор и пила и другой шанцевый инструмент: хотим жить богато! Браконьерство стало неизменно присутствующим при подведении итогов. Пока не достигло паритетного уровня: вам пятьдесят - и нам пятьдесят. По рыбе, по лесу счет был в пользу браконьеров. И сегодня так.
В 2005 году документы о Байкальской межведомственной комиссии подписаны не были. В 2006 году волокита продолжалась, перетекая в 2007 год.
Интересно получается: на уровне проекта урезали полномочия Байкальской комиссии, потом - водоохранную зону, потом увеличили предельно допустимые концентрации загрязнений, рубки леса... И все тихой сапой, без широкого обсуждения, кулуарно. Вошло в моду по каждому чоху создавать "рабочие комиссии", которые в основном придумывали себе работу и гонорары.
Но вернемся к нашим и вашим. Буквально со следующего года, как укоротили Байкальскую комиссию, начало ощутимо сказываться пренебрежительное отношение к проблемам Байкала. Стали считать, что "все леса Байкальской природной территории имеют незначительное хозяйственное значение, ибо расположены на запретных для рубок территориях". То, что им отведена вечная роль поильцев зеленой "шубы" озера, это как бы не считается. А если не считается, то бери сколько хошь и сдачи не надо. В итоге площадь, покрытая лесной растительностью, за год уменьшилась на 1 миллион 181,6 тысячи гектаров! (Подумаешь, всего-то 5% площади, покрытой лесом). Сокращение произошло за счет сплошных рубок и гибели лесов. (Это леса I и II групп.) Расчетная лесосека главного пользования возросла на 438 тысяч кубометров и составила 15 миллионов 522,2 тысячи кубометров. Объем рубок главного пользования подскочил до рекордной отметки - увеличился на 2 миллиона 876 тысяч 300 кубометров леса, то есть на 27,21% к предыдущему году. Но и этот рекорд еще не рекорд.
Им можно, а нам нельзя?
И пожары взяли свое: количество их возросло на 43 процента - до 1269 штук. Площадь, по которой они прошлись и уничтожили все живое, - 33,8 тысячи с лишним гектаров.
Это был ранний звонок грядущей катастрофы 2019 года, в огне которой погибли не только миллионы гектаров леса, но и миллионы населения благодатной тайги: соболи и белки, кабарги и изюбри, косули и медведи, кабаны и горностаи, другие братья наши меньшие.
Зафиксировали. А дальше что?
И в следующий раз, если повторится, зафиксируем. А как же? Зарплату надо отрабатывать.
Госдоклады из номера в номер, из года в год печатали "рекомендации органам управления по предотвращению вредных воздействий на окружающую среду Байкальской природной территории. Содержание рекомендаций касалось принятия мер по уточнению ситуаций антропогенного воздействия или непосредственно мер по охране окружающей среды. Все рекомендации строго "привязывались" к полномочным органам управления, записанных в положения о них. Всего было выработано 212 адресных рекомендаций. Они были направлены в соответствующие органы письмами Управления Росприроднадзора по Иркутской области, а также выставлены на интернет-сайте "Охрана озера Байкал"... в разделе "Экологический мониторинг" ("ГД", стр. 228, 2007 г.).
Вот типичный документ наших дней, подготовленный специально к очередному заседанию межведомственной комиссии по Байкалу. Он называется "О ходе реализации мероприятий по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных по результатам деятельности ОАО "БЦБК". Информация от правительства Иркутской области 29.07.17 г. Из этого документа узнаем, что 22 февраля 2017 года правительство Иркутской области и Минприроды России договорились "о субсидиях на изготовление проектной документации на процесс ликвидации отходов "БЦБК". Иркутску позарез нужно для этого 253,8 миллиона рублей.
Да ради бога - надо значит надо. Область на это дело отстегивает из своего бюджета 124,6 миллиона рублей.
Это соглашение, повторюсь, было подписано 22 февраля. Уже два месяца Года экологии кануло, подталкивал Иркутск: быстрее, быстрее разворачивайся, Москва. Но только 20 июня Иркутск направил свою заявку на эту сумму в Минприроды России.
Как теперь Иркутск будет укладываться во второе полугодие, чтобы успеть изготовить документацию? Ведь ее уже пять лет пытаются изготовить, а воз и ныне там. И тут ключевая фраза документа.
"В целях эффективного и своевременного обеспечения реализации проекта (обратите внимание, читатель, - уже проекта, а не документации на него, соглашение заключали на проектную документацию. Разница? Да еще какая) считаем целесообразным заключение государственного контракта с единственным исполнителем работ на реализацию проекта".
Вот так. Иркутску не нужны законы о конкуренции. У нас есть свой претендент. Он - свой. А свояк свояка видит издалека. Какую работу предстоит выполнить свояку?
"Проект предусматривает проведение комплекса химико-технологических, инженерно-геологических, земляных, строительно-монтажных работ, а также организацию системы непрерывного геоэкологического мониторинга карт-накопителей, находящихся в сейсмоопасной и селеопасной зоне, что требует особого подхода к реализации проекта. Планируемый состав работ обуславливает важность подбора исполнителя, обладающего"... и пошла, поехала...
Через год, в конце 2018 года, аудиторы Счетной палаты РФ обнаружат, что в иркутской Росгеологии работают действительно виртуозы своего дела. Полученные из федерального бюджета сотни миллионов рублей на охрану Байкала они отправили в банк на отдельный депозитный счет. За проценты в сумме 5,36 миллиона рублей отчитались, только когда прижала Счетная палата РФ.
В проблемный момент президент РФ вмешался в байкальские дела по-крупному по просьбе Валентина Распутина и его соратников: лично принял уважаемого писателя, лауреата и Героя Социалистического Труда. Между ними состоялся хороший, по словам Распутина, понятливый разговор.
Писатель попросил больше не строить на Ангаре гидроэлектростанций после Усть-Илимской. Речь шла о Богучанской и Усть-Ангарской. Владимир Владимирович ответил Валентину Григорьевичу: строительство Богучанской остановить уже не можем, а что касается Усть-Ангарской, то будем вместе думать.
Видимо, наш президент хотел в деталях знать, что это за чудо - наш Байкал. И когда подвернулся случай с научным батискафом "Мир", он особо не раздумывал: я опущусь на дно морское... Опустился.
Потом долго разговаривал с двумя академиками - Михаилом Грачевым, в то время директором Лимнологического института, и Николем Лаверовым, курировавшим в Совете безопасности России экологическое направление.
Теперь он мог разговаривать о Байкале с каждым на равных, то есть по делу. И, видимо, понял, как пощупал руками, какое это нерукотворное бесценное творение - наш Байкал, почему о нем люди слагают песни, легенды. И почему он для одних - икона, а для других - лакомый кусок, по-нынешнему беспредельный бизнес. И эти противоречия ему, президенту России, как-то надо умягчить и утишить. И что для этого потребуется все его президентское влияние.
Из Перечня поручений президента по сохранению озера Байкал и его экологическому оздоровлению:
1. Правительству РФ рассмотреть на заседании следующие вопросы:
а) выполнение РФ обязательств в сфере охраны озера Байкал как объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО;
б) оценка деятельности Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, меры по повышению эффективности ее работы, включая целесообразность определения председателем заместителя председателя Правительства РФ;
в) организация работы контрольно-надзорных органов на Байкальской природной территории по принципу осуществления на ней деятельности одним территориальным подразделением.
Срок - 1 января
3. Правительству РФ, правительству Иркутской области совместно с государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" в целях ликвидации накопленного вреда окружающей среде в результате ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат":
а) провести конкурсные процедуры, направленные на выбор и реализацию лучших мировых технологических решений по утилизации и обезвреживанию отходов, в том числе предусмотрев возможность участия иностранных компаний, имеющих опыт в данной сфере;
б) утвердить перспективный проект развития территорий находящегося в процедуре банкротства ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат".
Доклад - до 1 января 2020 г., далее - один раз в квартал.
5. Правительству РФ совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области обеспечить включение в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде исчерпывающего перечня таких объектов на Байкальской природной территории, включая подвергшиеся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на Байкал.
Срок - 1 января 2020 г.
6. Генеральной прокуратуре РФ совместно с ФСБ России и МВД России дать правовую оценку деятельности работников организаций и должностных лиц органов исполнительной власти всех уровней, включая контрольно-надзорные органы, на Байкальской природной территории:
а) по исполнению законодательства РФ в области охраны озера Байкал, в том числе федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы";
б) по проведению неотложных селезащитных мер противопаводковых работ;
в) по включению объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению, в соответствующий реестр и ликвидации негативных экологических последствий;
г) по организации туризма;
д) по обращению с отходами производства и потребления, в том числе в картах-накопителях ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат".
Доклад - до 1 марта 2020 г.
Тревогу ученых и беспокойство президента РФ услышала Государственная Дума. 21 ноября 2019 года по итогам парламентских слушаний "О ходе реализации поручений Президента РФ по сохранению озера Байкал" она приняла постановление: взять на депутатский контроль байкальские проблемы. Особенно "ход выполнения мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на экологическую систему озера Байкал отходов, накопленных в результате деятельности ОАО БЦБК, а также "обязательств в сфере охраны озера как объекта всемирного природного наследия" и по другим актуальным проблемам.
Сам факт вмешательства Государственной Думы в конкретные, ежедневные дела на Байкале говорит о том, какие последствия породили "укороченные" полномочия байкальской комиссии в момент ее создания.