Учёные МГУ им. М.В. Ломоносова исследовали, какие последствия вызвало применение реагентов в Москве прошлой зимой, и пришли к выводу, что вещества, применяемые на столичных улицах, вызывают коррозию автомобилей, подземных кабелей и трубопроводов, увеличивают износ асфальта, портят обувь и одежду. Страдают и растения — почва рядом с дорогами теряет плодородие. «Все мы видим чёрную безжизненную полосу рядом с дорогой по весне», — сказала соавтор исследования, аспирантка кафедры инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ Ирина Романова. В результате ежегодно необходимо заменять примерно 273 200 квадратных метров газона, подсчитали в университете.
Но в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Москвы не согласились с такими выводами. Их эксперты берут пробы снега и грунта на 83 площадках четыре раза в год, и результаты проверки показывают, что, например, прошлой зимой по сравнению с сезоном 2017/2018 года концентрация хлоридов в почве снизилась в два раза. Об этом рассказала начальник отдела мониторинга Виктория Мазлова.
Технологии не стоят на месте, объяснила она, и положительные изменения происходят, в первую очередь, благодаря тому, что с 2011 года в Москве стали использовать трёхкомпонентные реагенты, которые не дают перенасытить грунт каким-то одним веществом. Эксперт напомнила, что соль используют для борьбы со скользким льдом во многих городах мира — Лондоне, Берлине, Париже. Это вынужденная мера, чтобы избавить население от травм из-за падений и аварий на дорогах.
Помимо соли в состав трёхкомпонентных реагентов входят мраморная крошка и формиат натрия (муравьиная кислота), который, как рассказал эколог Максим Шингаркин, под воздействием солнечного света распадается на углекислый газ и воду. В закупаемых реагентах также могут присутствовать хлористый кальций, который зарегистрирован в качестве пищевой добавки E509, и хлорид калия, говорится в справке МГУ.
Внятных же исследований по поводу того, как влияют реагенты на здоровье человека и животных, пока нет — одни предположения и допущения, поэтому их необходимо провести, отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев. Такие рекомендации депутаты планируют адресовать Минздраву.
Если компоненты не ядовиты, почему же реагенты оказывают такое сильное воздействие на ту же почву около дорог? Вполне возможно, что проблема не в составе, а в их излишках, отметили эксперты. Например, жалобы, которые люди отправляют в «Гринпис», касаются в основном нарушений технологии обращения с реагентами во дворах работниками жилищно-коммунальных компаний, рассказала юрист организации Ольга Булатова.
«Нельзя складировать загрязнённый, смешанный с реагентами снег на газонах, но он там складируется. Существуют нормы внесения реагентов, но они нарушаются», — сказала она. А обращения по этим нарушениям в надзорные органы не дают результатов, констатировала Булатова.
Есть и другие проблемы. Реагенты порой рассыпают, когда на улицах ещё нет ни снега, ни льда, а иногда выкидывают лопатой прямо из машины, не заботясь о том, сколько реагента попадёт на улицы, отметил Валуев.
«Вся проблема, судя по мнению экспертов, может быть в неправильном использовании реагентов и недостаточном мониторинге со стороны надзорных органов. В данном случае мы говорим о Москве, но, думаю, что это проблема вообще больших городов, в том числе Московской области», — сказал депутат, комментируя итоги обсуждения «Парламентской газете».
По мнению учёных МГУ, надо ужесточить контроль, чтобы добиться соблюдения технологий и регламентов при уборке снега и льда, смешанного с реагентами. Этот подход разделяют и в Минприроды. Замглавы экологического департамента министерства Сергей Проценко напомнил, что все реагенты, которые используются на территории России, должны пройти государственную экологическую экспертизу. «Но где гарантия, что применяются те самые реагенты, которые прошли государственную экспертизу? Функция надзорная должна быть более активной», — сказал он.
Подумать, как это сделать, пообещал начальник отдела по охране и использованию недр Генпрокуратуры России Алексей Зарецкий. Он сказал, что при организации надзорных мероприятий будут учитывать, какое количество реагентов используется.
«Очень важно понять: те ли самые реагенты, которые прошли государственную экологическую экспертизу, используются на дорогах?» — добавил Валуев.
Он также подчеркнул, что надо усилить мониторинг того, как борются с гололёдом во всех городах. Например, в российских регионах лёд часто посыпают песком, который при воздействии на него автомобилей превращается в мелкодисперсную пыль, а она, попадая в лёгкие человека, может вызывать аллергию и другие заболевания.
«Тем более мы ещё имеем такие анахронизмы, как использование угля и шлаков. Я лично видел в угледобывающих областях, как ими посыпают дорожное покрытие. Измельчаясь, они попадают в лёгкие человека, вызывая заболевания», — рассказал парламентарий.
Все предложения, выдвинутые экспертами, депутаты соберут в итоговый документ. А потом будут выходить с рекомендациями профильным ведомствам, надзорным органам, учёным и разрабатывать конкретные законодательные решения.