Петр Игоревич, Кроноцкое озеро обычно характеризуется как не имеющее аналогов. В чем его уникальность?
Петр Шпиленок: Это озеро - крупнейший на севере Дальнего Востока и один из красивейших на планете пресный водоем. Оно появилось более 12 тысяч лет назад, когда потоки лавы перекрыли реку Кроноцкую. Современная площадь озера - 246 квадратных километров, глубина до 136 метров. В него впадают шесть крупных рек и более 20 ручьев, а вытекает одна, Кроноцкая, с системой мощных порогов, непреодолимых для проходных лососей. В результате - полная изоляция рыб и образование новых видов. В озере выявлено восемь форм гольцов, которые произошли от единого предка - обычной речной мальмы! Это единственный в мире объект со столь высоким разнообразием рыб-эндемиков.
А если канал появится, с изоляцией лососевых в Кроноцком будет покончено?
Петр Шпиленок: Безусловно. Вообще-то, эта идея не нова. Впервые она была предложена в 50-х годах прошлого века. Предполагалось строительство обводного канала вокруг непроходимого для нерки участка реки Кроноцкой или подрыв нескольких наиболее крупных порогов. Несколько лет назад на разных административных уровнях и в кругах рыбопромышленников о проекте заговорили вновь, в последний раз тема поднималась в декабре 2018 года. По замыслу в случае успеха Камчатский край должен получить новое промысловое стадо, превышающее по численности то, которое воспроизводится в Курильском озере. А эта популяция на данный момент самая большая в Азии.
Но после пропуска нерки в озеро путь в ранее изолированную экосистему будет открыт и для других видов анадромных рыб. Тихоокеанские лососи и гольцы начнут конкурировать с эндемичной фауной за места нереста и корм. Мировой опыт гидростроительства и интродукций чужеродных видов показал, что эндемичные природные комплексы крайне уязвимы и необратимо деградируют в течение непродолжительного периода.
Деградируют - в нашем случае это значит изменятся?
Петр Шпиленок: Значит исчезнут. Уникальная рыбная фауна бассейна озера Кроноцкое исчезнет в течение следующих 10 - 20 лет. И это еще даже не все риски, которые несет с собой проект. Смотрите: для его реализации понадобится проложить целый ряд линейных объектов - дороги, ЛЭП, элементы селе- и лавинозащиты. Поскольку Кроноцкое находится в самом центре заповедника, потребуется вывод из-под статуса особо охраняемых природных территорий бассейна озера. Да и не только его. С юга эти места граничат с Узоно-Гейзерным районом - центром туристической инфраструктуры Кроноцкого заповедника. А на севере находится ядро ООПТ, право посещать которое (причем крайне ограниченное право!) сегодня имеют только ее сотрудники. Даже подготовительные работы приведут к неизбежному разрушению заповедника, который внесен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а еще это все негативно отразится на развитии туристической отрасли Камчатского края.
В случае реализации проекта уникальная рыбная фауна бассейна озера Кроноцкое исчезнет в течение 10-20 лет
Идем дальше. Реализация проекта существенно повлияет и на структуру наземных экосистем. Представим себе: все прошло успешно, и в бассейне озера появляется большое количество нерки. Это неминуемо привлечет сюда множество бурых медведей. Численность последних станет сопоставимой с таковой в бассейнах озер Курильское и Азабачье. А появление крупных хищников потянет за собой уничтожение единственного оставшегося на Камчатке стада диких северных оленей, которые занесены в краевую Красную книгу как вид, находящийся на гране исчезновения.
Но ведь и рыбопромышленников понять можно: создание стада ценной нерки в Кроноцком озере означает новый виток развития одной из самых важных отраслей на Камчатке.
Петр Шпиленок: Надо искать рациональную альтернативу этому проекту. Ученые полагают, что ею может стать восстановление исторически существовавших стад лососевых, уничтоженных в результате чрезмерной промысловой нагрузки и антропогенного прессинга. За последние полвека почти полностью уничтожена нерка в реке Авача - от 40 тысяч особей остались единичные производители. Существенно подорваны ресурсы реки Большая. Восстановление их путем строительства дополнительных рыбоводных заводов более эффективно и экономически выгодно, чем создание стада проходной нерки в Кроноцком озере. На Камчатке есть положительный опыт подращивания молоди лосося в бассейне реки Большая на базе Малкинского рыбоводного завода. Там разработаны и с успехом применяются все необходимые биотехнологии. Вот этим путем и надо идти.