Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > В России формируется национальный углеродный рынок

В России формируется национальный углеродный рынок

02/06/2014 15:12 / 👁 2441 / Источник Российские лесные вести / Поделиться:
Создание национального углеродного рынка позволит России стимулировать модернизацию экономики. К такому выводу пришли участники конференции «Система регулирования выбросов парниковых газов – основа развития зеленой экономики России», которую провел МГИМО совместно с Фондом «Русский углерод». Фото: http://lesvesti.ru Фото: http://lesvesti.ru

Без малого 10 лет назад Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол и поныне является активным приверженцем проведения в жизнь его основных положений. В развитие этого международного соглашения Президент России Владимир Путин в 2013 году издал Указ «О сокращении выбросов парниковых газов», согласно которому требуется сократить выбросы парниковых газов на 25% к 2020 году от уровня 1990 года. Чтобы выполнить столь амбициозную цель, Правительство РФ совместно с экспертным сообществом сейчас активно ведет разработку системы регулирования выбросов парниковых газов (СРВПГ). Создана совместная рабочая группа Минэкономразвития РФ и «Деловой России» по разработке такой системы. По сути, речь идет о формировании углеродного рынка на национальном уровне, который уже имеют и успешно развивают многие развитые экономики мира.

В начале апреля премьер­-министр Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам к 2020 году довести сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75% их объема в 1990 году. Распоряжением утверждается план мероприятий по обеспечению до 2020 года установленного объема выбросов парниковых газов, а также устанавливаются форма и периодичность отчетности по его исполнению. Принятые решения направлены на практическое снижение углеродоемкости российской экономики.

Ключевыми направлениями плана правительства РФ являются:

– организация работ по обеспечению учета объема выбросов на крупных предприятиях (2014-2015 годы);

– разработка инструментов государственной поддержки проектной деятельности и реализации проектов сокращения объема выбросов парниковых газов (2014–2018 годы);

– разработка сценариев экономического регулирования объема выбросов парниковых газов на долгосрочную перспективу и возможное принятие дополнительных мер по ограничению выбросов (2016 год и последующие годы).

Сокращение выбросов позволит отечественным компаниям скорее внедрять инновационные технологии на своих предприятиях, что обеспечит не только улучшение экологии в стране, но и будет интересно бизнесу в плане сокращения капитальных затрат, повышения рентабельности, внедрения передовых инженерных решений.

Принятые решения направлены на практическое снижение углеродоемкости российской экономики. Выполнение мероприятий, предусмотренных планом, позволит подтвердить последовательность курса российской политики в отношении реализации конечной цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата – предотвращения катастрофических последствий его антропогенного изменения.

Это также позволит обосновать возможные уровни уменьшения объема выбросов парниковых газов при формировании российской позиции на переговорах о подготовке нового климатического соглашения на период после 2020 года, обеспечить условия для перехода на низкоуглеродный и энергоэффективный путь развития отраслей национальной экономики на период до 2020 года и с перспективой до 2030 года.

По словам ответственного секретаря совместной рабочей группы Минэкономразвития РФ и «Деловой России» по разработке СРВПГ Антона Галеновича, существует экономическая целесообразность для предприятий переходить на рельсы зеленого развития. Он считает, что сокращение выбросов позволит отечественным компаниям скорее внедрять инновационные технологии на своих предприятиях, что обеспечит не только улучшение экологии в стране, но и будет интересно бизнесу в плане сокращения капитальных затрат, повышения рентабельности, внедрения передовых инженерных решений.

Антон Галенович раскрыл основные принципы работы будущего углеродного рынка в России. Так, объем парниковой эмиссии «должен иметь ограниченный характер, поскольку только ограниченный ресурс имеет ценность». То есть, разрешенный объем эмиссии для каждого участника СРВПГ должен быть меньше, чем фактическая потребность. Российский рынок квотами должен работать на универсальных принципах, что в перспективе позволит наладить взаимодействие с другими подобными системами.

Как отметила профессор МГИМО Наталья Пискулова, все развитые страны мира активно проводят собственные климатические политики, которые отражаются в инвестициях, инновациях и бизнес­стратегиях. СРВПГ является мощным рычагом, меняющим экономику этих стран. Таким образом, сокращение вредных выбросов – первая, но не главная функция углеродных рынков. Все без исключения рыночные системы действуют не только как инструмент по охране окружающей среды, но и «как инструмент экономической политики, упреждающей структурную перестройку экономики».

«Существующая система нормативно­правового регулирования экологической деятельности не справляется с поставленными задачами. Суть законов до последнего времени сводилась к основному принципу «Загрязнитель платит», – объяснил старший юрист Baker&McKenzie Сергей Ситников. – То есть, любое предприятие имело право загрязнять окружающую среду сколько угодно и как угодно, только за это надо было заплатить. Понятно, что никаких стимулов у бизнеса по переходу на зеленые рейсы не было. Сейчас России необходимо создать принципиально новый юридический механизм для коренной модернизации экономики во всех ее секторах».

В свою очередь исполнительный директор Фонда «Русский углерод» Алексей Шадрин призвал взглянуть на СРВПГ не как на новые обязательства для бизнеса, а как на возможности для компаний по повышению ресурсосбережения и энергоэффективности на основе результатов анализа углеродной инвентаризации. Отметив также, что публикация этих результатов в открытых источниках способствует привлечению инвестиций на международном рынке капитала и обретению зеленого имиджа. Он призвал компании уже сейчас заняться инвентаризацией своих выбросов, не дожидаясь 2015 года, когда ее нужно будет проводить в обязательном порядке.

Сейчас обозначилось расхождение между участниками рынка в их отношении к рыночным инструментам СРВПГ. Представители крупного бизнеса уверены, что торопиться с их внедрением не стоит. Перед введением углеродного рынка, считают они, необходимо все тщательно посчитать и проверить. В то же время против принятого Правительством РФ плана по инвентаризации выбросов не возражают, поскольку это путь, по которому идет весь мир.

Представители науки и консалтинговых агентств считают, что существующие административные меры неэффективны, поскольку платежи за загрязнение окружающей среды не идут на решение экологических проблем. Проекты совместного осуществления, по их мнению, стали хорошим стимулом для внедрения зеленых технологий. Углеродный рынок необходим, так как на сегодняшний день он является единственным международно признанным способом побудить бизнес вкладывать в модернизацию и энергоэффективность.

Последние новости

Популярные новости