Опубликовано 24/05/2018, в 19 ч. 01 мин., 673 просмотров

В Петербурге придумали новый способ захоронения радиоактивных отходов

Иллюстрация pixabay.com

В Санкт-Петербургском государственном университете разработали новый способ захоронения радиоактивных отходов, который может быть использована также для лечения рака. Ученые из Северной столицы предлагают использовать для этой цели новый тип нанотрубок, полученных из атомов урана и серы. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanomaterials.

Работа современных кристаллографов по сути является продолжением исследования профессора СПбГУ Сергея Кривовичева, который создал урановые нанотрубки с атомами селена. Однако эта разработка 15-летней давности не получила развития из-за неустойчивости полученных соединений.

- Нанотрубки с ураном и серой показывают значительную устойчивость, - рассказал ведущий автор статьи, доктор геолого-минералогических наук, профессор СПбГУ Олег Сийдра. - Они могут стать одной из уникальных форм захоронения радиоактивных отходов, потому что гипотетически это соединение не будет распадаться сотни тысяч и миллионы лет, а в связанном состоянии уран гораздо менее опасен.

Как пояснили в университете, нанотрубки образуются путем сворачивания слоев, сложенных ураном и серой, а их диаметр составляет полтора нанометра. При этом разработанный метод синтеза позволяет получить большой выход полезного компонента,

Олег Сийдра также добавил, что наноразмерные объекты сильно отличаются по своим физическим свойствам от того же вещества, скажем, в кристаллах - как отличаются уголь и алмаз. И это дает новые области их применения. Например, разработчикам урано-серных нанотрубок удалось "обернуть" их в молекулы аминокислот, и это дает новые возможности для лечения злокачественных опухолей.

В университете также отметили, что работа российских ученых опередила мировую конкуренцию. "Несмотря на многочисленные попытки научных групп по всему миру получить нанотрубки с ураном в других химических системах, все подобные разработки оказались безуспешными", - пояснили в вузе.