Опубликовано 15/03/2018, в 13 ч. 08 мин., 526 просмотров

Гавайские пауки-палочники - пример эволюционного дежавю

Паук с острова Молокаи. © George Roderick

Окружающая среда создает виды животных. Этот фундаментальный урок биологии получил Чарльз Дарвин, когда посетил Галапагосские острова в 1835 году. Поездка в конечном счете вдохновила его на теорию естественного отбора. Почти 200 лет спустя ученые на Гавайях столкнулись с восхитительным эволюционным поворотом, который привел бы Дарвина в восторг. Местные пауки независимо друг от друга неоднократно развивали у себя одинаковые характеристики.

Паук с острова Молокаи. © George Roderick

Эта история началась примерно 3 млн лет назад, когда один вид паука-палочника каким-то образом попал на Гавайи. Новоприбывшие насекомые выяснили, что могут выживать, как это делали всегда — делая набеги на сети других пауков и воруя их добычу. Но Гавайи тогда были весьма молодыми, паучьих сетей было мало и они были удалены друг от друга. Пауки-палочники должны были быстро адаптироваться к новому месту проживания, и они это сделали — начали ловить и поедать других пауков.

Паук с острова Оаху. © George Roderick

Некоторые палочники нашли эффективным прятаться под камнями. Бам! Появился новый вид! Другая группа предпочитала скрываться под листьями. Бам! Получился еще один вид. Этот процесс, известный как адаптивная радиация, повторялся снова и снова, произведя 14 новых версий изначальной популяции гавайских палочных пауков. Открытие сделали ученые Калифорнийского университета в Беркли (США).

Но история на этом не закончилась. Из этих новых 14 видов сформировались три экоморфа. Это виды с одним и тем же местом обитания или нишей, которые имеют общие физические характеристики, хотя не обязательно состоят в близкой родственной связи. В этом случае пауки-палочники разделились на три экологических типа: бурые пауки, обитающие в камнях, золотые пауки, обитающие в листьях, и матово белый вид пауков, питающийся лишайниками.

Что делает их особенно восхитительными — три экоморфа развились независимо один от другого на разных островах. Островная цепь Гавайи формировалась хронологически. Кауаи — первый и самый старый — появился 5 млн лет назад, за ним последовали Оаху, Молокаи, Ланаи, Мауи и, наконец, Большой остров Гавайи. Когда новый остров появлялся и становился обитаемым, палочные пауки заселялись на нем, и процесс адаптивной радиации начинался заново.

Невероятно, но модель с бурыми, золотыми и белыми экоморфами повторялась; экоморфы на каждом острове прямо не связаны друг с другом (как доказал генетический анализ), помимо того, что у них есть общий предок, который переплыл Тихий океан много лет назад.

Дарвин наблюдал подобный процесс на Галапагосских островах, когда заметил небольшие различия в клювах вьюрковых. Как и Галапагосы, Гавайи — отличное место для поиска примеров адаптивной радиации. Из-за ограниченных размеров популяций, географической изоляции и недавнего геологического появления, эти небольшие острова служат пространством для контролируемых биологических экспериментов.