Опубликовано 13/09/2017, в 18 ч. 55 мин., 411 просмотров

С последним оледенением покончил вулкан

Антарктика. (Фото: blue earth1 / Flickr.com.)

Последняя ледниковая эпоха началась приблизительно 110 000 лет назад и закончилась около 11700 лет назад. При этом отступать оледенение начало примерно 19 000 лет назад, то есть Земля «оттаивала» больше семи тысячелетий. Около 17 700 лет назад случился переломный момент: льды почти везде стали таять все быстрее и быстрее. Отступали ледники в Патагонии и Новой Зеландии, в южноамериканских Андах разливались озера.

Что же произошло 17700 лет назад? Исследователи из Института пустыни утверждают, что таяния ледников ускорилось из-за дыры в озоновом слое, подобной той, что находится над Антарктидой сегодня. Но тут нужно пояснить, что вообще происходит, когда в озоновом слое появляется дыра. Дело в том, что за погоду на нашей планете отвечает нижняя часть атмосферы – тропосфера. В тропосфере с высотой воздух постепенно становится холоднее.

Еще выше, в стратосфере, где как раз и находится озоновый слой, воздух перестает охлаждаться. Озон «ловит» ультрафиолетовое излучение и переводит его энергию в тепло. Но если озоновый слой поврежден, то он уже не поглощает энергию ультрафиолета, и в результате нижняя часть стратосферы сильно охлаждается – УФ-излучение ее не греет. Тропосфера как будто прирастает дополнительным слоем, и характер движения воздуха в ней меняется.

С этого и началось потепление 17 700 лет назад. Ветра, циркулировавшие вокруг Антарктиды, начали дуть к полюсу, движение океанических вод переменилось; в субтропической Бразилии начало выпадать больше осадков, а Австралия, напротив, стала засушливей. Свидетельства такого развития событий палеоклиматологи находили в различных уголках Южного полушария, но причина их оставалось неясной.

Но почему же все-таки случилось глобальное потепление и начали таять ледники? Тут происходило много разных событий, и вот некоторые из них. Из-за обильных осадков в субтропиках болота могли начать выделять больше метана, который является парниковым газом. С другой стороны, из-за того, что ветра начали дуть иначе, и из-за изменившейся в некоторых регионах влажности в океан приносило меньше пыли, а значит, и меньше микроэлементов, необходимых для питания растительного планктона.

В результате растительного планктона стало меньше, а значит, океан стал поглощать меньше СО2. (Кроме того, океан мог поглощать меньше углекислого газа еще и из-за изменений в течениях – из-за того, что вода стала хуже перемешиваться.) СО2 – это тоже парниковый газ, причем парниковый газ №1, а что происходит, когда в атмосфере накапливаются парниковые газы, давно всем известно.

Но если причина всему – озоновая дыра, случившаяся 17700 лет назад, то откуда взялась, собственно, сама дыра? В статье в Proceedings of the National Academy of Sciences говорится, что тут все дело в вулкане, который активно действовал в Антарктиде на протяжении почти 200 лет. Исследователи обнаружили следы извержений в антарктическом льду, и то, что они нашли среди вулканического пепла, просто не могло не навести на мысль об озоновой дыре.
Исследователи взяли пробы льда на границе ледяного щита Западной Антарктиды с глубины более чем 3400 метров. В слоях, соответствовавших возрасту 17 700 лет, оказался вулканический пепел и множество химических элементов, характерных для земных недр – следы извержения вулкана Такахе, расположенного в нескольких сотнях километров западнее места бурения. Среди химических элементов были галогены, которые, как известно, разрушают озон и входят в состав пресловутых фреонов, которых обвиняют в «пробивании» современной озоновой дыры. (То, что у антарктического льда возрастом 17 700 лет аномальный химический состав, стало известно ещё в 1990, при исследовании проб, взятых исследователями научной станции Бэрд. Но тогда так и не поняли, с чем это связано.)
Хотя вулканы чаще ассоциируются с похолоданием климата, так как сквозь пепел, который застилает атмосферу, плохо проходит солнце, в данном случае повреждение озонового слоя вулканическим галогенами оказалось более «влиятельным» событием. Гипотезу, безусловно, нужно будет подтвердить в дополнительных исследованиях, однако уже сейчас все факты убедительно говорят в ее пользу . Скорее всего, череда вулканических извержений послужила «спусковым крючком» для последующих событий, глобально изменивших облик нашей планеты.

Автор: Анастасия Субботина