Гринпис по приглашению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа принял участие в проверке экологических нарушений в Нефтеюганском районе.

Задача экологов и представителей контрольного ведомства – найти пути сотрудничества для решения общероссийской проблемы: катастрофического нефтяного загрязнения. 

Начальник управления Природнадзора и представитель Роснефти на инспекции

Ханты-Мансийский автономный округ – крупнейший нефтедобывающий регион страны, и соответственно, самый грязный. На 2014 год там было выявлено более 19 тысяч загрязнённых нефтью участков, площадь которых — более 4,5 тысяч гектаров.

Две с половиной тысячи таких аварий привели к загрязнению природы, причем в 93 % случаев (а это 2300 аварий!) виновна компания «Роснефть». 

Именно месторождения филиала  «Роснефти» «РН-Юганскнефтегаз» (Мамонтовское и Южно-Балыкское), мы инспектировали вместе с начальником Нефтеюганского управления Службы Светланой Мальцевой, а также инспекторами Службы и представителем экологического отдела «Роснефти»

Примечательно, что ХМАО – один из немногих нефтедобывающих регионов России, которые признали серьезность проблемы нефтяных разливов и поставили задачу бороться с ней систематически.

В регионе несколько лет назад была создана специальная служба по контролю в сфере охраны окружающей среды – Природнадзор ХМАО. Разделение функций использования ресурсов и контроля за нарушениями уже приносит свои плоды.

Недропользователи в соответствие с региональными нормативами должны оперативно сообщать обо всех инцидентах на трубопроводах.

Такое требование существует и на федеральном уровне, но эффективно оно не исполняется. В результате статистики об объемах и площадях разливов нефти по всей стране просто не существует. 

Пример Природнадзора Югры показывает, что решение общероссийской проблемы очень зависит от политической воли руководства конкретного региона.

Каждый день контрольное ведомство получает десятки сообщений об инцидентах. Немедленно начинается работа: на место выезжает инспектор, определяет данные для расчёта ущерба и передает материалы на обработку. У недропользователя есть месяц для добровольной оплаты ущерба, иначе дело передается в суд. Служба выигрывает больше 90% таких дел. 

Разлив нефти в Нефтеюганском районе

Но столь активная работа началась всего несколько лет назад. За прошлые годы в регионе накопилось более 13 тысяч загрязненных нефтепродуктами участков, так называемый накопленный ущерб, их площадь - тысячи гектар. Есть надежда рекультивировать их к 2019 году.  

Службе удалось улучшить качество работы подрядчиков, которые проводят рекультивацию загрязненных земель: она просто не принимает участки почвы, которые очищены недостаточно хорошо. 

Инспекторов, как и во всех экологических ведомствах, не хватает: на весь Нефтеюганский район их всего четыре человека. Но каждый из них за год может оформить предписаний об устранении нарушений на несколько сотен миллионов рублей.

Важный итог нашей поездки с ведомством – понимание того, что, какими бы запущенными не были проблемы, в принципе они решаемы, было бы желание и грамотные специалисты.

Мы уверены, что положительные наработки ХМАО стоит внедрить и в других нефтедобывающих регионах. В первую очередь – разделение на региональном уровне функций управления ресурсами и контроля за экологическими нарушениями, а также информационную открытость нефтяных компаний. 

Мы поделились с экспертами Службы собственными наработками: опытом использования космической съемки для обнаружения разливов, практикой полевой работы, использованием геоинформационных систем для экологического мониторинга. Служба согласна с нами, что новые технологии могут сделать контроль за недропользователями более эффективным.

Были намечены пути будущего сотрудничества. Гринпис может помогать Природнадзору выявлять случаи сокрытия аварий и проводить мониторинг деятельности нефтяных компаний на заповедных территориях.

Кроме того, Гринпис пригласил экспертов их ХМАО к участию в семинаре по выявлению экологических нарушений, который мы проводим в Республике Коми в июле.