Опубликовано 15/08/2012, в 18 ч. 51 мин., 1304 просмотров

Использование антибактериального мыла может стать причиной развития мышечной дисфункции. Фото: http://sciencedaily.com
Согласно данным недавно проведённого в Соединённых Штатах Америки исследования, содержащиеся в антибактериальном мыле и других продуктах личной гигиены компоненты, такие как триклозан, могут оказывать ярко выраженное негативное влияние на силу мышечных сокращений. Триклозан воздействует на мышечную ткань на клеточном уровне, и, согласно экспериментальным данным, снижает скорость движения рыб и силу мышечных сокращений у мышей.

Триклозан добавляется практически во все продукты личной гигиены - мыло, дезодоранты, растворы для полоскания рта, зубную пасту, одежду, постельные принадлежности, ковры, игрушки, мешки для мусора... По данным Управления по охране окружающей среды США на 1998 год, ежегодно в стране производилось более пятисот тонн триклозана, и следы этого вещества можно было обнаружить в любых водоёмах и обитающих в них живых существах, от водорослей до дельфинов. Кроме того, следы триклозана можно было найти в человеческой крови, моче и грудном молоке. Однако эффекты долговременного воздействия триклозана на организм до настоящего времени практически не исследовались. И, как оказалось, напрасно.

В ходе лабораторных экспериментов выяснилось, что триклозан оказывает негативное влияние на сократительную способность мышечной ткани сердца и скелетной мускулатуры. В норме электрическая стимуляция изолированного участка мышечной ткани способствует выходу из клетки через молекулярные каналы ионов кальция, что приводит к сокращению этого участка. Этот процесс известен под названием "электромеханического сопряжения" и лежит в основе работы любых мышц, будь то мышцы конечностей, сердце или гладкая мускулатура тонкого кишечника. Однако в присутствии триклозана транспорт ионов кальция блокируется, сокращение мышечного волокна не происходит, и в итоге развивается мышечная дисфункция.

Те же эффекты проявлялись и в экспериментах на живых животных. Анестезированные мыши после 20-минутной экспозиции триклозаном демонстрировали 25% уменьшение силы сердечных сокращений. Кроме того, в течение 60 минут после единичного введения триклозана мыши демонстрировали 18% снижение "силы захвата" (стандартного обозначения силы сокращений скелетной мускулатуры, использующегося для оценки влияния лекарственных средств на мышечную функцию).

Действие триклозана не ограничивается теплокровными животными. Толстоголовые гольяны (небольшие рыбки, часто использующиеся в качестве модельных организмов при оценке потенциального воздействия водных загрязнителей на окружающую среду) демонстрировали снижение плавательной активности как в покое, так и во время теста, имитирующего появление в водоёме хищника.

Учёные предполагают, что триклозан может вызывать также снижение репродуктивной способности организма и снижение мозговой активности.

Триклозан был открыт более 40 лет назад, однако до настоящего момента считался средством, безопасным для здоровья. Мнение о его безопасности основывалось на его способности связываться с белками крови и тем самым терять биологическую активность. Однако, судя по результатам экспериментов, на его химическую активность это никак не повлияло, а способность связываться с белками крови позволяет ему быстро достигать жизненно важных органов.

Разумеется, эксперименты, проведённые на животных, требуют подтверждения на человеческих моделях, и на данный момент нельзя с уверенностью сказать, что триклозан оказывает негативное влияние на здоровье человека. Однако полученные результаты позволяют с уверенностью утверждать, что он, как минимум, оказывает негативное влияние на окружающую среду и снижает видовую конкурентоспособность теплокровных животных и рыб.

Кроме того, данные исследования позволяют рекомендовать не использовать триклозансодержащие средства в лечении больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Известно, что изначально триклозан предназначался для внутрибольничного использования в качестве антисептика - для предотвращения распространения внутрибольничных инфекций. Сегодня он используется практически повсеместно, однако, как следует из доклада Управления США по надзору за качеством продуктов и лекарственных средств, какого-либо положительного эффекта от использования большинства триклозансодержащих средств (за исключением паст для профилактики гингивита) не отмечается. Антибактериальное мыло не более эффективно, чем обычное мыло, и к тому же наносит ущерб окружающей среде - о чём мы уже писали некоторое время назад.

Исходя из результатов исследования, опубликованных на сайте www.sciencedaily.com, а также в связи со сходством химической структуры триклозана с химической структурой многих известных поллютантов, учёные призывают кардинально пересмотреть политику использования триклозана и исключить его из всех продуктов, предназначенных для общего пользования.