Опубликовано 13/05/2008, в 09 ч. 55 мин., 1199 просмотров

Найдены гены, делающие томаты большими

Исследователи из Корнелльского университета (Cornell University in Ithaca) обнаружили гены, необходимые для того, чтобы томаты вырастали большими, сообщает агентство Reuters.

Известно, что в природе плоды томатов достигают размера не больше ягод черники. Тем не менее, человеку удалось вывести помидоры с гораздо большими плодами - у некоторых сортов плоды достигают веса полкилограмма. В новом исследовании ученые выяснили, какие именно гены отвечают за их формирование.

Ученые проанализировали около 30 тысяч генов у диких и сортовых томатов и обнаружили десяток генов, отличающихся у этих растений. Оказалось, что один из этих генов - fas - имеет мутацию у культурных растений, которая приводит к увеличению числа ячеек внутри плода. У диких растений таких ячеек формируется 2- 4, а у культурных - 10-20.

Ген fas дикого типа ученые ввели в сортовые помидоры и получили растения с "дикими" плодами. По словам авторов работы, этот ген останавливает образование ячеек у плодов после определенного количества. У диких растений ген работает, а у культурных - "выключен".

Ранее эта же группа ученых нашла ген, останавливающий деление клеток плода. Томаты с нарушенным геном образуют плоды размером с вишню.

Оказалось, что для формирования плодов большого размера необходимы мутации в обоих генах, один из которых контролирует деление клеток, а второй - образование ячеек.

По словам ученых, знание конкретных генов, контролирующих размер плода, поможет создавать новые сорта растений, в том числе и других видов, так как ученые предполагают универсальность обнаруженного ими механизма. То, на что у наших предков ушли столетия, теперь можно сделать гораздо быстрее.

Результаты исследований опубликованы в журнале Nature Genetics.

Источник Полит.ру