Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Отходы

Управление городскими отходами

Человек и его жизнедеятельность связаны с появлением большого количества разнообразных отходов. С каждым годом растут потребления, и, как следствие, увеличиваются объемы твердых бытовых отходов (ТБО). В современном мире массы потоков ТБО, поступающих каждый год в атмосферу, достигли геологического масштаба и составляют примерно 400 миллионов тонн в год.

 

Введение

 

Человек и его жизнедеятельность связаны с появлением большого количества разнообразных отходов. С каждым годом растут потребления, и, как следствие, увеличиваются объемы твердых бытовых отходов (ТБО). В современном мире массы потоков ТБО, поступающих каждый год в атмосферу, достигли геологического масштаба и составляют примерно 400 миллионов тонн в год.

Данная тема является актуальной, так как проблема удаления или обезвреживания ТБО обостряется с каждым годом и занимает важнейшее место для любого города или населенного пункта. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, отходы крайне отрицательно воздействуют на окружающую среду (ОС), её живые компоненты, человека - производителя этих отходов, наносят огромный ущерб экономике, а с другой - сами отходы являются богатейшим источником вторичных ресурсов (в том числе черных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также выступают как "бесплатный" энергоноситель, поскольку бытовой мусор представляет собой возобновляемое энергетическое сырье для топливной энергетики.

Глава I. Виды городских отходов и масштабы их образования

 

Отходы, которые образуются в результате антропогенной деятельности, разнообразны и по происхождению, и по агрегатному состоянию (Приложение 1)

Из общей массы городских отходов выделяют две обширные группы - отходы производства и отходы потребления.

Отходами производства называют остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшихся при производстве продукции и выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Структура промышленных отходов сильно различается по городам и странам и зависит от специализации производства и самого технологического процесса.

Отходами потребления называют изделия и материалы, которые утратили свои потребительские свойства в результате износа - физического и морального.

Объем ТБО зависит от численности городского населения (Приложение 2), а удельные объемы существенно различаются по странам. Так, например, во Франции ежедневно образуется 0,8 кг ТБО/чел., в Европе в целом - 1,3 кг ТБО/чел., а в США - 1,8. Норматив накопления ТБО, согласно расчетам специалистов, для России составляет чуть меньше 1 кг/сут. Чел.

В таблице 1 приведены оценочные нормативы для наиболее распространенных объектов ЖКХ.

Таблица 1

Вид объекта ЖКХ

Нормы накопления на 1 человека

 

кг/сут

кг/год

Жилые дома благоустроенные

0,58 - 0,62

210 - 225

Жилые дома неблагоустроенные

0,99 - 1,24

360 - 450

Гостиницы (на 1 место)

0,33

120

Детсад, ясли

0,26

95

Учебное заведение

0,05

19

Театр, кинотеатр (на одно место)

0,08

30

Учреждение

0,13

40

Продуктовый магазин (на 1 м2)

0,44

160

Промтоварный магазин (на 1 м2)

0,08

30

Рынок (на 1 м2)

0,05

18

Санаторий, пансионат

0,68

250

Общая норма для городов с населением более 100 тыс. человек

0,71 - 0,82

260 - 300

Промышленные отходы (или отходы производства) - это остатки сырья, металлов, полуфабрикатов, образовавшихся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично потребительские свойства (ГОСТ 25.916-83). К указанным отходам, условно, можно отнести и отходы потребления.

Развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы услуг сопровождается непрерывным ростом объемов и усложнением состава отходов, образующихся в сферах, а также при потреблении (эксплуатации) соответствующих товаров, работ, услуг. В последние годы возросло количество опасных (токсичных) отходов, которые способны вызывать отравление или иное поражение живых существ. К ним, прежде всего, относятся различные ядохимикаты, неиспользованные в сельском хозяйстве, отходы промышленных производств, содержащие канцерогенные и мутагенные вещества, и другие. В США 41 % ТБО классифицируют как "особо опасные", в Венгрии - 33,5 %, в то время как во Франции - 6%, Великобритании - 3 %, а в Италии и Японии - только 0,3 %.

городской отход антропогенный управление

В настоящее время на территории РФ в отвалах и хранилищах накопилось около 80 млрд. тонн твердых отходов. Это количество ежегодно увеличивается на 7 млрд. тонн, из которых утилизации подвергается менее 30 %. Общая площадь занятых отходами земель превышает 2 тыс. км2. Более 0,6 тыс. км2 занято шламонакопителями и хвостохранилищами; более 1 тыс. км2 - отвалами, терриконами, золошлакоотвалами. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 твс. Га, под санкционированными свалками - около 0,35 тыс. км2. При этом практически отсутствуют отвечающие современным требованиям полигоны для промышленных и твердых бытовых отходов. Повсеместно малоопасные отходы смешиваются с токсичными, после чего вместе захораниваются на полигонах ТБО.

Обостряется проблема обращения с ТБО, количество которых ежегодно увеличивается на 160 млн м3. До сих пор 97 % ТБО вывозятся на полигоны или сжигаются.50 - 60 % объема ТБО составляют упаковочные отходы; при этом от 40 - 50 % до 100 % упаковочных отходов представляют собой ценное вторичное сырье.

Не решена проблема технологического обеспечения утилизации медицинских отходов (0,6 - 1 млн. т/год), а также лекарственных препаратов с простроченными сроками реализации, фальсифицированных фармацевтических препаратов, лекарственных средств, конфискованных при осуществлении таможенных процедур.

Острым также является вопрос о так называемых "химических ловушках" - давно забытых захоронениях опасных отходов, на которых построили жилые дома и другие объекты. Они со временем дают о себе знать, в частности, появлением необычных заболеваний среди местного населения.

Глава II. Законодательство в сфере обращения с отходами

 

Деятельность по образованию, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению, называют обращением с отходами.

Основу нормативно-правовой базы обращения с отходами на федеральном уровне в России составляют:

Ø  Федеральный закон РФ № 7 ФЗ от 10.01.2003 г. "Об охране окружающей среды";

Ø  Федеральный закон РФ от 27.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями от 29.12.2000 г.); Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461;

Ø  Блок межгосударственных (СНГ) стандартов, объединенных рубрикой "Ресурсосбережение. Обращение с отходами";

Ø  Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. Утверждена Постановлением коллеги Госстроя РФ от 22.12.1999 г. № 17.

Закон РФ "Об отходах производства и потребления" достаточно четко сформулировал основные принципы политики государства в одной из областей: охрана здоровья человека, восстановление или поддержание благоприятного состояния ОПС и сохранение биологического разнообразия в природе; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества; доступ в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами. В этом же законе формируются правила о государственном кадастре отходов, его основой является банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания, который постоянно пополняется. Информация из банка используется территориальными органами МПР России при принятии решения об утверждении лимитов на размещение отходов.

Приказом МПР России от 02.12.2002 г. №785 утверждена форма паспорта опасного отхода. Указанный паспорт составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту РФ.

Уголовный кодекс РФ в гл.26 "Экологические преступления" содержит ст.247 "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов", которая устанавливает уголовную ответственность за производство запрещенных видов опасных отходов, а также за транспортировку, хранение, захоронение, использование и иное общение с радиоактивными химическими веществами и отходами с нарушением действующих правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или ОС.

Постановлением Главного государственного ветеринарного инспектора РФ от 04.12.1995 №13-7-2/469 утверждены Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, согласно которым категорически запрещены уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю, сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры, вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Контроль за реализацией требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора (п.7.1.)

Глава III. Проблема повышения эффективности управления отходами

 

Требуемую степень экологизации производств можно достичь путем рационального использования ресурсов, целенаправленного совершенствования технологических процессов по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов, то есть созданием малоотходных и безотходных производств.

Решение вопросов использования промышленных отходов возможно только при учете территориальных аспектов управления, образования, сбора, транспортировки, обработки, переработки, утилизации и обезвреживания отходов. Иначе говоря, рациональной территориальной организацией управления процессами переработки отходов на локальном (предусматривает переработку утилизируемых и обезвреживание неутилизируемых отходов непосредственно в местах образования), региональном (определяет кооперативные связи по сбору, обработке, транспортировке, переработке, утилизации и обезвреживанию отходов между отдельными предприятиями или группами предприятий, функционирующих в регионе), государственном и межгосударственном уровнях.

В развитых странах реализовывались в разное время два подхода к решению проблемы отходов. Один из них известен как управление отходами "на конце трубы", а другой - как концепция чистого (ресурсосберегающего) производства - потребления.

При управлении по принципу "на конце трубы" мероприятия в отношении отходов планируются и реализуются только после непосредственного образования отходов и их выделения. А согласно второй концепции, а именно, чистого производства - потребления, на всех этапах жизненного цикла продукта различными способами добиваются минимизации объемов образования и уровня опасности отходов.

В целом основные методы системы управления отходами приведены в приложении 3

На полигоны ТБО ежегодно попадает 1 млн. тонн стали, 200 тыс. тонн алюминия, 4 тыс. тонн олова. Каждый год под полигоны отводятся около 10 тыс. га пригодных для использования земель. Считать ли полигоны "окультуренными" свалками или хранилищами ценного сырья для будущих поколений - ответ, более чем, очевиден. Поэтому и относиться к ним следует не как к могильникам, а как к территории, где создаются рукотворные "месторождения" своего рода полезных ископаемых недалекого будущего.

Важнейшей задачей в области утилизации ТБО является подготовка специалистов для данной области хозяйства, которая в какой-то степени начала осуществляться в нашей стране только после 2000 г. С пониманием того, что специалисты в этой области необходимы, ранее низкооплачиваемая и непрестижная работа, постепенно стала превращаться в доходную и важную деятельность, которая остро нуждается в кадрах соответствующего направления. Необходимо отметить, что, по данным экономистов, сфера обращения ТБО - одна из доходных отраслей в мире, одна из самых рентабельных и стабильных. Тем более, что в России для подобного бизнеса имеется огромное поле деятельности.
 

Заключение

 

Исходя из текста этой работы, наибольшая проблема заключается в создании здорового и стабильного рынка утилизированных материалов и продуктов для гарантии продолжительных жизнеспособных систем утилизации отходов. Необходимо преодолеть ряд технических и экономических ограничений для обеспечения дальнейшего стимулирования утилизации потоков городских отходов и пластмассовых материалов. Для городских отходов, пригодных для компостирования, основным шагом является создание рыночных возможностей и повышение интереса общественности к использованию компоста.

Экономическая целесообразность способа переработки отходов зависит от стоимости альтернативных методов их утилизации, положения на рынке вторсырья и затрат на их переработку. Долгие годы деятельность по переработке отходов затруднялась из-за того, что существовало мнение, будто любое дело должно приносить прибыль. Но забывалось то, что переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием - наиболее эффективный способ решения проблемы отходов, так как требует меньше правительственных субсидий. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду. И поскольку стоимость площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, а печи слишком дороги и опасны для окружающей среды, роль переработки отходов будет неуклонно расти.

Литература

 

1.      Экология города: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Денисова. - М.: ИКЦ "МарТ", Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2008. - 832 с. (Серия "Учебный курс")

2.      Обращение с опасными отходами: Учеб. Пособие / В.М. Гагарин [и др.]; под ред.В.М. Гагарина и Г.Н. Соколовой. - М.: ТК Велби; Проспект, 2005

.        Кроссов О.И. Экологическое право: Учебник. - М.; Дело, 2001. - 768 с.

Опубликовано:
03.08.2020

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.