Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Отходы

Порядок лицензирования деятельности по сбору использованию обезвреживанию транспортировке размещению отходов IIV класса опасности на примере Управления материальнотехнического снабжения и комплектации ООО Газпром

Природоохранные разрешения являются ключевым инструментом сокращения воздействия промышленности на окружающую среду. Необходимость охраны окружающей среды в целом привела к внедрению в большинстве стран комплексных разрешений для крупных промышленных установок и предприятий.

ВВЕДЕНИЕ

Общей целью природоохранных разрешений является охрана здоровья человека и окружающей среды путем определения юридически обязательных требований к отдельным источникам существенного воздействия на окружающую среду (Кибардина, Соколов, 2010).

В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом (Бельдеева, Комарова, Лазуткина, 2006). Основы лицензирования установлены Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности (Гумонков, Кичигин, 2009).

Хозяйственная деятельность производственных предприятий и перерабатывающих предприятий вторичных ресурсов, так или иначе, связана с использованием или образованием отходов (Матвеев, 2003).

В соответствии с действующим законодательством собственники опасных отходов и лица, вовлечённые в деятельность по обращению с ними, могут быть допущены к деятельности, связанной с их обращением, только при наличии сертификатов, подтверждающих их квалификацию, а также на основе специальной лицензии (Петрова, 2008).

Целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка проведения и подготовка документов, необходимых для получения лицензии на деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV классов опасности на примере Управления материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа".

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать, собрать и подготовить документацию, необходимую для получения лицензии на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности;

2. Охарактеризовать Управление материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа" как источник негативного влияния на окружающую среду;

3. Провести инвентаризацию отходов Управления материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа".

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Многие страны в настоящее время изучают возможность постепенного внедрения системы комплексных разрешений, которая заменит большое число существующих обременительных и неэффективных разрешений и лицензий (Кибардина, Соколов, 2010).

Выдача разрешений по отдельным компонентам окружающей среды – традиционный подход к регулированию – проистекает из того, что природоохранное регулирование развивалось по мере решения отдельных экологических проблем (касающихся охраны атмосферы, вод, управления отходами и т.д.). В результате оператор промышленной установки обязан получать большое количество природоохранных разрешений в различных органах, которые не обязательно координируют и сотрудничают друг с другом

При такой форме контроля лимиты на экологическое воздействие установок устанавливаются так, чтобы защитить соответствующий компонент окружающей среды (воздух, воду или почву) лишь до определенного уровня, выраженного стандартом качества окружающей среды. При выдаче разрешений по отдельным компонентам окружающей среды загрязняющие вещества могут переноситься из одного компонента в другой. Кроме того, разбавление и рассеяние выбросов/сбросов в окружающую среду для решения локальной проблемы качества окружающей среды может привести к причинению ущерба окружающей среды на более дальних расстояниях. Вытекающая из этого необходимость рассматривать окружающую среду как единое целое и минимизировать загрязнение посредством оптимального проектирования и эксплуатации установки привела к появлению комплексного подхода к предотвращению и контролю загрязнения окружающей среды (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Все стационарные источники загрязнения, имеющие значительное воздействие на окружающую среду, должны по закону быть обязаны получать природоохранные разрешения в качестве предварительного условия их эксплуатации. Выдача природоохранных разрешений промышленным установкам – это основополагающий элемент процесса регулирования загрязнения.

Крупные источники загрязнения, которые определены в национальном законодательстве, должны получать комплексные природоохранные разрешения на индивидуальной основе, в которых все экологические аспекты рассматриваются одновременно, предотвращение загрязнения, а не контроль "на конце трубы", является основополагающим принципом, и учитываются местные условия. Окружающая среда является последним местом захоронения отходов, используемым только тогда, когда остальные решения практически или экономически нецелесообразны (URL: http://www.oecd.org/dataoecd/21/18/37311665.pdf).

Комплексные разрешения были внедрены в 1969 г. в Швеции, в 1972 г. в Дании и в 1990 г. в Великобритании до того, как в 1996 г. их использование стало обязательным во всем Европейском союзе в соответствии с Директивой 96/61/EC о комплексном предотвращении и контроле загрязнения (IPPC), Директивой № 75/442/ЕЭС об отходах (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Директива № 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах (рамочная директива), носит основополагающий характер как для современного законодательства ЕС об отходах, так и для национальных законодательств государств-членов ЕС в этой сфере. В преамбуле рамочной директивы отмечается, что "сущность цели всех положений, касающихся отходов, должна сводиться к защите здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния накопления, транспортировки, переработки, хранения и размещения отходов на свалке".

Именно рамочная директива содержит базовую терминологию по отходам, которая используется сейчас в большинстве актов законодательства ЕС об отходах и отличается от российской. Ключевой термин "управление отходами" (management of waste) близок привычному для нас термину "обращение с отходами" — сбор, транспортировка, утилизация и удаление отходов, но включает еще и надзор за такими операциями, и обслуживание мест свалки отходов (Епифанова, Хохлявин, 2005).

Сбор отходов — это сбор, сортировка и/или перемешивание отходов с целью последующей транспортировки (Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 года "Об отходах". Ст. 3).

Термин "удаление отходов" в рамочной директиве охватывает 15 операций и включает по российской терминологии как захоронение, так и обезвреживание отходов. Европейский термин "утилизация (восстановление) отходов" охватывает 13 видов операций и близок российскому термину "использование отходов"

Кроме терминологии рамочная директива обозначила основополагающие направления деятельности государств-членов ЕС и обязанности государственных органов, производителей и/или владельцев отходов. Если выполняется любая из операций, перечисленных в рамочной директиве, необходимо получить у компетентного органа разрешение, имеющее срочный характер (выдается на определенный период), которое может быть пересмотрено (аналог в России — лицензия). В выдаче разрешения может быть отказано, если "предполагаемые методы удаления отходов неприемлемы с точки зрения охраны окружающей среды" (Кудрявцев, 2010). В разрешении должно быть указано:

  • виды и количества отходов;
  • технические требования;
  • необходимые меры предосторожности;
  • место сброса отходов;
  • метод переработки.

Разрешения могут выдаваться на определенный период, они могут обновляться, они могут быть зависимы от обстоятельств и обязательств или, особенно в тех случаях, когда предполагаемые методы удаления отходов неприемлемы с точки зрения охраны окружающей среды, в их выдаче может быть отказано. В большинстве стран ОЭСР природоохранные разрешения или действительны от пяти до десяти лет, или остаются в силе, пока другие факторы не потребуют их пересмотра (Кибардина, Соколов, 2010).

Все учреждения или предприятия, которые осуществляют операции по удалению отходов, обязаны вести записи о количестве, природе, происхождении и, если уместно, назначении, частоте сбора, виде транспортировки и методах переработки в отношении отходов перечисленных в директиве № 75/442/ЕЭС; обеспечивать доступность этой информации по требованию компетентных органов (Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 года "Об отходах". Ст.5).

У общественности тоже есть возможность комментировать заявки на получение разрешений до того, как правомочный орган примет решение, и доступ к информации, связанной с разрешениями, после выдачи разрешения. В целях проведения консультаций с общественностью целесообразно вести реестр разрешений, доступный общественности, в который будут помещаться заявки и, в конечном итоге, разрешения, с учетом соображений коммерческой тайны и государственной безопасности.

1.2 ЛИЦЕНЗИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Согласно ст. 17 ФЗ-128 "Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов I-IV классов опасности для окружающей природной среды, в том числе опасных отходов, образующихся в процессе производственной деятельности соискателя лицензии" (Каримова, Марцева, Петров 2009).

Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности (Василенко, 2009).

Особенностью деятельности предприятий является то, что отходы используются в качестве сырья, а также образуются в процессе производственного процесса. Предложение непонятное! Несмотря на кажущееся разнообразие видов отходов, с точки зрения управления окружающей средой виды отходов следует определять на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и не стремиться к излишне широкой номенклатуре. Так, например, различные сорта макулатуры не всегда означают разные виды по ФККО. Стальной лом, при всем разнообразии его марок, также составляет один вид отходов по ФККО (Бубнов, Гриневич, Кувыкин, 2004).

Лицензию на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности до 2010 года выдавали органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Указом Президента РФ от 23 июня 2010 года № 780 функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (Гулгонова, 2011).

Управления Росприроднадзора выдают лицензии юридичесим лицам и индивидуальным предприятиям на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (Гулгонова, 2011).

Лицензия действует на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет. Действие лицензии может быть продлено (Квашнин, Клевакина, 2009).

1.2.1 ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

В соответствии с ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89 "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (Каримова, Марцева, 2009).

Отходы классифицируются:

1. По происхождению:

  • отходы производства (промышленные отходы);
  • отходы потребления (коммунально-бытовые).

2. По агрегатному состоянию:

  • твердые;
  • жидкие;
  • газообразные.

3. По видам воздействия на природную среду и человека выделяют:

  • токсичные;
  • радиоактивные;
  • пожароопасные;
  • взрывоопасные;
  • самовозгорающиеся;
  • коррозионные;
  • реакционно-способные;
  • отходы, вызывающие инфекционные заболевания (Калыгин, 2007).

4. По классу опасности для окружающей природной среды:

  • I класс — чрезвычайно опасные: отходы гальванических производств; ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки; хром шестивалентный; прочие отходы I класса опасности;
  • II класс — высоко опасные: кубовые остатки; нефтепродукты; мышьяк; серная кислота; прочие отходы II класса опасности;
  • III класс — умеренно опасные: нефтешламы; отходы лакокрасочных средств; прочие отходы III класса опасности;
  • IV класс — малоопасные: мусор от бытовых помещений организаций, прочие промышленные отходы, представляющие незначительную экологическую угрозу;
  • V класс — практически неопасные: лом черных металлов, отходы (мусор) от уборки территории и так далее.

Действующее законодательство определяет все отходы как опасные, за исключением отходов V класса опасности для окружающей природной среды, которые не имеют прочих опасных свойств (Колесников, 2007). Опасные отходы – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасность, высокой реакционной способностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (Семенова, 2009).

Класс опасности отходов устанавливается с применением экспериментальных или расчетных методов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее (Кузнецов, Панюшкин, Разин, 2007).

Юридической основой для классификации отходов служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности.

В ФККО отходы имеют 13-тизначный код, характеризующий их общие классификационные признаки: первые 8 цифр используются для кодирования происхождения отхода; 9-я и 10-я - для кодирования агрегатного состояния и физической формы; 11-я и 12-я - для кодирования опасных свойств и их комбинаций; 13-я - для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (Тушонков, 2007).

Предприятия, участвующие в обращении с отходами, делятся на три категории (группы) с учетом класса опасности отходов, объемов их образования на предприятии и порядка обращения с ними.

К I категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят предприятия (организации), имеющие технологические циклы образования (обращения) отходов производства I и II классов опасности и/или применяющие в своей деятельности технологические операции по приему, сортировке, захоронению, обезвреживанию, рекуперации отходов, и прочие способы их утилизации.

Ко II категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят: предприятия (организации), имеющие технологические циклы (участки), где образуются производственные отходы III и IV классов опасности; природопользователей, не отнесенных к I и III группе.

К III категории (группе) природопользователей по обращению с отходами относят организации непроизводственной сферы, отвечающие следующим критериям: суммарное количество образующихся отходов не превышает 30 тонн в год; основную массу отходов составляют отходы V и IV классов опасности; масса отходов III класса опасности не превышает 1% от общей массы образующихся отходов; обустроенность мест размещения отходов исключает их вредное воздействие на окружающую среду (URL: http://www.ecology.ru/index.php?area=1&p=static&page=pnoolr).

1.2.2 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

В случае, когда производится работа с отходами производства и потребления, следует определиться с видами деятельности, так как лицензированию подлежит только сбор, использование, транспортирование, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности (Масленников, 2009).

Сбор отходов — прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Следовательно, под сбором отходов следует понимать удаление отходов из мест образования для дальнейших операций, а также вывоз отходов из мест временного накопления.

Накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (Кузнецов, 2009).

Использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду. (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов". Ст. 5).

Размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 года № 120 "О концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года". Ст. 2.1.).

Таким образом, размещение отходов может осуществляться только на объектах размещения отходов. Объекты размещения отходов подлежат регистрации в Государственном реестре объектов размещения отходов на основании Постановления Правительства от 26 октября 2000 г. № 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" (Бубнов, Гриневич, Кувыкин, 2004).

Временное накопление отходов на производственной площадке не считается размещением в случае, когда для этого не используется "специально оборудованное сооружение". То есть никак не может считаться размещением отходов накопление отходов в контейнерах или других емкостях (Нефедьев, 2007).

1.2.3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА ПРАВО РАБОТЫ С ОТХОДАМИ I – IV КЛАССА ОПАСНОСТИ

Лица, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, должны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами) (Горленко,2009).

Профессиональная подготовка персонала на право работы с опасными отходами проводится организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, по "Программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18 декабря 2002 года № 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами".

Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося, может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях; межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию (Федеральный закон № 12 "Об образовании" от 13 января 1996 года. Ст.21).

Примерная программа профессиональной подготовки составляет в объеме 112 часов на право работы с опасными отходами (Квашнин, 2008).

Профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами должны проходить лица, уполномоченные организацией на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в соответствии с должностными инструкциями, приказами или иными распорядительными документами организации (Горленко, 2009).

Помимо профессиональной подготовки специалистов на право работы с опасными отходами, руководители организации и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (Федеральный закон № 7 "Об охране окружающей среды" от 10 января 2001 года. Ст. 73).

Для получения лицензии необходимо иметь в штате хотя бы одного сертифицированного специалиста. Такой специалист вместе с руководителем несет ответственность за экологический производственный контроль (Гарин, 2005).

1.2.4 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Производственный контроль осуществляется на основании лицензионных требований, причем необходимость проведения производственного контроля распространяется только на юридические лица, а индивидуальные предприниматели не обязаны осуществлять производственный экологический контроль (Гулгонова, 2011).

Порядок проведения экологического контроля отражается в "Положении о производственном экологическом контроле", которое разрабатывается и утверждается руководителем предприятия (Масленников, 2009).

Программа производственного контроля и области обращения с отходами может содержать: описание должностных обязанностей ответственных за обращение с отходами лиц; требования к уровню профессиональной подготовки таких лиц; описание проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами, соблюдения установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проверку соблюдения условий, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды.

В программе производственного экологического контроля также отражается нормирование и аналитический контроль качества воды, воздуха, почв. Результаты производственного контроля регистрируются в журнале учета мероприятий по контролю (Горленко, 2009).

1.2.5 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Деятельность по обращению с опасными отходами представляет потенциальную опасность для здоровья человека. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления данного вида деятельности является представление соискателем санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности (Голгунова, 2011).

Для получения лицензии на право обращения с отходами I-IV классов опасности необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и его территориальными управлениями по субъектам Российской Федерации (Бормашов, 2007).

Для получения санитарно-эпидемиологического заключения в государственные учреждения Роспотребнадзора, передаются следующие документы: заявление, копии правоустанавливающих документов, материалы обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, данные обоснования класса токсичности отходов, утвержденные в учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствующем субъекте Федерации. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается по результатам надзора или по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие заявленного вида деятельности санитарным правилам. Срок проведения экспертизы - не более двух месяцев (Горленко, 2009).

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения не ограничен (бессрочно). Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность.

Право подписи санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам продукции, видов деятельности, работ, услуг имеют главные государственные санитарные врачи, их заместители (Бормашов, 2007).

В связи с внесением изменений в Федеральный закон №89 "Об отходах производства и потребления" с 1 января 2009 года не требуется представление материалов экологического обоснования в государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

С 1 января 2009 года заключение государственной экологической экспертизы соискатели лицензии должны получать и передавать в лицензирующий орган на проектную документацию объектов размещения и обезвреживания отходов I-IV-го классов опасности (Тушонков, 2009). Объектами размещения отходов являются полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами (Касимов, Мясоедов, Семенов, Щербань, 2008)).

1.2.6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

Переработка отходов предполагает наличие регламентированной системы сбора и доставки отходов к местам переработки. Организация сбора и вывоза отходов предусматривает следующие технологические операции:

  • накопление отходов в контейнерах (цистернах);
  • транспортирование контейнеров с отходами;
  • разгрузку контейнеров;
  • очистку контейнеров;
  • доставку чистых контейнеров к месту образования отходов (Лукашина, Рязанцева, 2008).

Для транспортирования опасных отходов необходимо соблюдение следующих условий:

  • наличие паспорта отходов I-IV классов опасности ;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения;
  • профессиональной подготовке лиц и т.д. (Бердникова, 2008).

Отходы производства, как правило, транспортируются к местам переработки, уничтожения или захоронения с помощью собственных транспортных средств предприятия, производящих отходы (Бельдеева, Комарова, Лазуткина, 2006). При передачи отходов I-IV классов опасности для транспортирования, их следует считать за опасным грузом, и процесс перевозки попадает под требования международных документов, относящихся к транспортированию опасных отходов и обладающих силой внутреннего законодательства (Бердникова, 2008).

1.2.7 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ, ЛИБО С НАРУШЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением, которое влечет административную и уголовную ответственность. Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности (Ковалева, 2008).

К грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся:

    1. допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности;
    2. транспортировка отходов I - IV класса опасности без оформленного в установленном порядке паспорта отходов I - IV класса опасности;
    3. отсутствие у лицензиата - юридического лица производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении им деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
    4. нарушение правил (требований) безопасного обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, если это создает угрозу жизни и (или) условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде (Ляшева, 2006).

Нарушение установленного законодательством порядка и осуществление деятельности без лицензии (если лицензия обязательна) влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; от десяти до двадцати тыс. руб. – при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии (если лицензия обязательна).

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (Кодекс об административных правонарушениях).

Решение об аннулировании лицензии принимает суд на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если лицензиат не устранит в установленные сроки (не более шести месяцев) нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается (Бурцева, 2010).

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ (УМТСиК) ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УФА" КАК ИСТОЧНИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМТСИК ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УФА"

ООО "Газпром трансгаз Уфа" обеспечивает надежное снабжение потребителей Российской Федерации и Республики Башкортостан газом и газовым конденсатом, и обеспечение поставок газа в страны дальнего и ближнего зарубежья по межгосударственным и межправительственным соглашениям.

УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа" ОАО "ГАЗПРОМ" - управление материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа" ОАО "ГАЗПРОМ".

Адрес предприятия: Республика Башкортостан, Уфимский район, п. Дмитриевка, Рабочий переулок, 29.

Основными видами деятельности предприятия являются:

1. Хранение материальных ценностей, материалов и оборудования, назначенных для обеспечения технологического процесса транспорта газа ООО "Газпром трансгаз Уфа";

2. Снабжение подразделений ООО "Газпром трансгаз Уфа" оборудованием и материалами.

Выполнение требований природоохранного законодательства при осуществлении основной деятельности по поставке, складированию, хранению и комплектации товаро-материальных ценностей, направленного на повышение надежности и эффективности транспортировки газа, увеличение срока эксплуатации основного и вспомогательного оборудования – приоритетная задача УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа", которую в пределах своих должностных полномочий реализуют службы УМТСиК.

Основными документами, на основании которых организуется работа, являются:

  • федеральное законодательство;
  • комплекс корпоративных нормативных документов ОАО "Газпром";
  • положение о производственном экологическом контроле УМТСиК.

Управление материально-технического снабжения и комплектации имеет все необходимые разрешительные документы в соответствии с действующим законодательством и в целях обеспечения экологически безопасной эксплуатации объектов:

  • лицензию на право пользования недрами;
  • лицензию на осуществление деятельности с отходами I-IV класса опасности;
  • лимит на размещение отходов;
  • проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения.
  • свидетельство (сертификат) на право работ с отходами I-IV класса опасности;
  • договор приема стоков с ООО "Водоканал".

Работы по соблюдению природоохранного законодательства ведутся по следующим направлениям:

  • охрана окружающего воздуха;
  • охрана водных объектов;
  • обращение с отходами.

В УМТСиК имеются инструкции и памятки по безопасному обращению с отходами I-IV классов опасности.

На базе Дмитриевка УМТСиК находятся склады: 12 закрытых помещений и открытые площадки для хранения товаро-материальных ценностей, 10 площадок (мест) временного размещения отходов. Из них одна открытая: площадка для сбора лома черных металлов. Закрытые: одна ёмкость для сбора отработанных ртутных ламп, восемь ёмкостей для сбора мусора от бытовых помещений организации, от уборки территории и помещений объектов.

Полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе УМТСиК не имеется, объектов размещения отходов для хранения сроком более трех лет нет.

2.2 УМТСИК ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УФА" КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

отходы опасность инвентаризация паспортизация

В УМТСиК ведется работа по охране атмосферного воздуха, сокращению и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основным источником загрязнения воздушного бассейна в УМТСиК является работающая на природном газе котельная типа КАГ-2Г-0-У1.

В таблице 1 приведены сведения об источниках негативного воздействия на атмосферный воздух УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа".

Таблица 1 Сведения об источниках негативного воздействия УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа"

Наименование источника

Вид негативного воздействия на ОС, оказываемый данным источником

Тип

источника*

Место выброса, сброса размещения отходов

Блочная котельная

КАТ-2Г-У1

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1

Атмосферный воздух рабочей зоны

Сварка

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2

Атмосферный воздух рабочей зоны

Газорезка

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2

Атмосферный воздух рабочей зоны

Покраска

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2

Атмосферный воздух рабочей зоны

Автотранспорт

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2

Атмосферный воздух

*Тип источника: 1 – организованный; 2 – не организованный.

На балансе предприятии числится два специальных грузовых автомобиля ГАЗ-53. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей осуществляется сторонней организацией по договору. УМТСиК имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, выданный Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выброс в атмосферу загрязняющих веществ за 2008-2010 гг. показаны в таблице 2:

Таблица 2 Выброс в атмосферу загрязняющих веществ за 2008-2010 гг.

Годы

2008

2009

2010

Разрешенный выброс загрязняющих веществ (т)

6,497

6,497

6,497

Валовый выброс загрязняющих веществ (т)

1,774

1,765

1,484

Объем фактических выбросов от разрешенных значений (%)

27,3

27,2

22,8

Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2010 году составили 1,484 т, что ниже показателя 2009 года на 0,281 т. Это связано с меньшим временем работы котельной и благоприятными метеорологическими условиями. Основными вредными веществами, выбрасываемыми в атмосферу при эксплуатации объектов, являются оксиды азота (NO и NO2), оксид углерода (СО) и природный газ – метан (СН4).

Анализ структуры выбросов вредных веществ в атмосферу за 2009 год (рис.2) показывает, что основная доля приходится на оксиды углерода (45,50 %) количеством выбросов 0,805 т/год и летучие органические соединения (ЛОС) (35,98 %) общим количеством выбросов 0,638 т/год.

По данным, приведенным на рисунке 3 видно, что в 2010 году, как и в 2009 году, основная доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух приходится на оксиды углерода (57,08 %) количеством выбросов 0,77 т/год и ЛОС (18,75 %) общим количеством выбросов 0,253 т/год. Контроль соблюдения нормативов ПДВ на стационарных источниках выбросов УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа" проводится регулярно в соответствии с утвержденным Управлением Ростехнадзора по РБ и Управлением Государственного аналитического контроля МПР РБ планом – графиком.

2.3 ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ УМТСИК ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ УФА"

Согласно программе мониторинга подземных вод, был проведен мониторинг артезианских скважин на базе Карламан. Забор артезианской воды производится из собственного водозабора на хозяйственные, противопожарные и производственные нужды. Водопотребление производится в пределах выделенных лимитов их природных источников собственными водозаборными скважинами с обеспечением учета расхода воды и надлежащего содержания зон санитарной охраны. На водозабор имеются разрешительные документы – лицензия ВЭ 00901 УФА сроком действия до 01.07.2023 г. Зоны санитарной охраны водозаборных скважин приведены в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.027-95 и утвержденными проектами зоны санитарной охраны. Территория водозабора ограждена, озеленена, размеры поясов выдержаны. Подъездные дороги к сооружениям имеют твердое покрытие. На каждой скважине установлены водоизмерительные приборы. Учет забранных и передаваемых подземных вод ведется по установленной форме. При эксплуатации водозабора выполняются все условия водопользования. Отчет о соблюдении условий лицензирования ежегодно представляется в управление по недропользованию по РБ (Башнедра). На рисунке 4 представлена динамика потребления воды за 2008-2010 гг.

Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы не производились. Загрязненные стоки вывезены на очистные сооружения ООО "Водоканал" согласно заключенному договору, в количестве: 550 м2 - в 2009 году, 650 м2 - в 2010 году.

В 2009 году объем воды, забранной из артезианских скважин, составил 2,1 тыс. м3, в 2010 году – 2,9 тыс.м3. В сравнении с 2009 годом показатель 2010 года увеличился на 0,8 тыс.м3 (38 %), что связано с необходимостью полива травы, зеленых насаждений в летний период.

На базе Дмитриевка и на базе Карламан питьевая вода привозная, бутилированная.

ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате производственной деятельности на предприятии образуются и накапливаются отходы производства и потребления, которые подлежат учету, сбору, накоплению и хранению, дальнейшей утилизации, обезвреживанию и захоронению (Михайлов, 2010). Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в лицензирующий орган необходимы следующие документы:

1. Заявление о предоставлении лицензии и документы, или копии документов, заверенные нотариусом, а именно:

  • учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). ЕГРЮЛ - это государственный реестр Российской Федерации, содержащий данные обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории РФ, а также данные о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц, их перерегистрации или ликвидации.
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • информационное письмо об учете в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО). ЕГРПО является федеральной базой данных, предназначенной для хранения информации по юридическим лицам и территориально-обособленным структурным подразделениям предприятий и организаций России.
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (для филиала и представительства - Уведомление о постановке на учет в налоговом органе);
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (Квашнин, 2008).

2. Перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, а также сведений о составе отходов).

3. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (Цымбалов, 2007).

Профессиональная подготовка персонала на право работы с опасными отходами проводится организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, по "Программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами", утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18 декабря 2002 № 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами".

Для получения лицензии необходимо иметь в штате хотя бы одного сертифицированного специалиста. Такой специалист вместе с руководителем несет ответственность за экологический производственный контроль (Нефедьев, Псюрниченко, Сапожникова, 2003).

4. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

5. Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК). Производственный контроль осуществляется на основании лицензионных требований. Порядок проведения экологического контроля отражается в "Положении о производственном экологическом контроле", которое разрабатывается и утверждается руководителем предприятия. Основные задачи ПЭК – контроль за выполнением требований природоохранного законодательства, нормативных документов в области охраны окружающей природной среды, в том числе контроль за соблюдением установленных нормативов воздействия на компоненты окружающей природной среды, соблюдением лимитов размещения отходов, использованием природных ресурсов; обеспечение полноты и достоверности информации (Масленников, 2009).

6. Копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется согласно "Порядку выдачи санитарно-эпидемиологических заключений", утвержденному приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Заявляемая деятельность должна соответствовать требованиям СанПиН 2.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности не ограничен (бессрочно). Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность (Бормашов, 2007).

В соответствии со ст. 19 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (Знамеровский, 2007).

Ведение первичного учета важно не только для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, но и для:

  • оформления базовой документации;
  • получения разрешительных документов;
  • заполнения статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
  • разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  • ежегодного технического отчета "О неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах" для продления лимитов образования и размещения производственных и бытовых отходов предприятия.

Вся информация по образованию, движению отходов внутри предприятия, сдаче сторонним организациям для использования, обезвреживания отходов обобщается и анализируется в экологической службе (Гулгонова. 2011).

* С 1 января 2009 года заключение государственной экологической экспертизы получают только для объектов размещения отходов производства и потребления.

3.1 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОТХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Одним из важных этапов при подготовке к лицензированию является инвентаризация отходов. Без полных сведений о том, с какими отходами приходиться иметь дело и какие отходы образуются (могут образовываться) в процессе этой деятельности невозможно двигаться дальше (Нефедьев, 2007).

Инвентаризация представляет собой систематизацию сведений о местах складирования, хранения и захоронения отходов производства и потребления.

Инвентаризации подлежат все места захоронения и хранения отходов производства и потребления, образующихся на предприятиях и в организациях, включая твердые бытовые отходы (Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов" Ст. 1).

Инвентаризация охватывает все сферы деятельности предприятия.

Этапы проведения инвентаризации:

1. Сбор сведений:

  • обо всех видах отходов производства и потребления;
  • о сырье и материалах, потерявших потребительские способности;
  • об отходах, получаемых из других организаций.

2. Инвентаризация объектов размещения отходов предприятия и объектов обезвреживания и использования отходов (Петрова, 2008).

Места временного складирования отходов на территории предприятия определяются при инвентаризации отходов и должны соответствовать следующим требованиям:

  • покрытие площадки выполняется из не разрушаемого и непроницаемого для токсичных веществ материала (керамзитобетон, полимербетон, асфальтобетон, плитка);
  • площадка должна иметь отбортовку или обваловку по всему периметру для исключения попадания вредных веществ в ливневую канализацию и на почву;
  • площадка должна иметь удобный подъезд автотранспорта для вывоза отходов;
  • для защиты массы отходов от воздействия атмосферных осадков и ветра должна быть предусмотрена эффективная защита (навес, упаковка отходов в тару, контейнеры с крышками и др.)

В соответствии со ст. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03 от 15 июня 2003 года "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" способы временного хранения отходов определяются классом опасности отходов:

  • отходы I класса опасности хранятся в герметизированной таре (контейнеры, бочки);
  • отходы II класса опасности хранятся в закрытой таре (закрытые ящики, бочки и полиэтиленовые мешки, металлические контейнера);
  • отходы III класса опасности хранятся в бумажных, полиэтиленовых или хлопчатобумажных тканевых мешках, металлических контейнерах;
  • все остальные отходы складируются в металлические контейнера, установленные на бетонированной площадке, далее автотранспортом отправляются на свалку города (Каримова З.Г., Марцева В.Г., 2009).

3. Разработка схемы оптимального размещения отходов в подразделениях предприятия и на его территории. Карта-схема промышленной площадки и оптимального размещения отходов на предприятии представлена в приложении 2.

4. Определение состава отходов, их класса опасности, идентификация отходов в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) (Масленников, 2009).

3.2 ПАСПОРТИЗАЦИЯ ОТХОДОВ I-IV КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

В соответствии со статьей 14, пункт 3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" №89-ФЗ от 24.06.1998 на опасные отходы должен быть составлен паспорт.

Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов России по соответствующему субъекту Российской Федерации (Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. №785 "Об утверждении паспорта опасных отходов". Ст.1).

Опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после определения вида и степени их опасности, т.е. после подтверждения отнесения данных отходов к конкретному классу опасности.

Паспорт отхода составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. 

Паспорт опасного отхода – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе (Козлов, Улицкий, 2006).

Необходима разработка паспортов для опасных отходов I-IV класса. Для V класса разрабатывать паспорта отходов не нужно, но необходимо доказать, что у этого отхода отсутствуют опасные свойства (Шевелева, 2010)

Форма паспорта опасного отхода. Форма заполняется на каждый опасный отход I - IV класса. В приложении 1 представлена форма паспорта опасного отхода. Это документ, который подробно описывает опасный отход: химический состав, класс опасности отхода, код и наименование по ФККО, в результате какого технологического процесса отход образуется, его опасные свойства, собственник опасного отхода и так далее. Срок действия паспортов фактически неограничен, для отходов, которые включены в ФККО. В случае изменения технологического регламента процесса, в котором образовались данные отходы паспорт считают утратившим силу (Лукашина, Рязанцева, 2008).

Срок действия паспортов отходов, которые отсутствуют в каталоге, ограничен моментом их внесения в ФККО, т.е. после попадания отхода в каталог необходимо оформить паспорт опасного отхода (Квашнин, 2008).

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках дипломной работы была проведена инвентаризация источников образования и мест временного размещения отходов. Вся информация об отходах записывается в инвентаризационную ведомость.

По результатам инвентаризации было выявлено, что на предприятии образуется новый, не учтенный ранее вид отхода – отходы лакокрасочных средств, что связано с проведением покрасочных работ административного здания. Всего насчитывается 13 видов отходов. В таблице 3 представлены наименования отходов и отходообразующие виды деятельности УМТСиК.


 

Таблица 3 Сведения об отходах производства и потребления в УМТСиК

Отходообразующий вид деятельности, процесс

Наименование отходов

1

Освещение помещений

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

2

Покраска

Отходы лакокрасочных отходов в таре

3

Уборка помещений, жизнедеятельность человека

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

4

Капитальный ремонт зданий и сооружений, текущие ремонтно-строительные работы

Мусор строительный от разборки зданий

5

Сварочное производство

Шлак сварочный

6

Производство сварочных работ

Карбидный ил

7

Металлобработка

Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов

8

Уборка территории

Смет с территории промплощадки

9

Делопроизводство

Отходы бумаги и картона 

10

Металлообработка, отработанные детали и узлы, заменяемые трубы

Лом черных металлов несортированный

11

Детали списанных автомашин и оборудования

Лом алюминия несортированный

12

Мелкие ремонтные работы

Остатки и огарки стальных сварочных электродов

13

Освещение производственных помещений и промплощадки

Электрические лампы накаливания отработанные и брак

В УМТСиК объекты временного складирования отходов соответствуют требованиям "Инструкции о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления", которая разработана в соответствие с Федеральным Законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и "Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации".

Таблица 4 Объекты временного размещения отходов

Наименование отходов

Объекты временного размещения отходов

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

Металлический ящик под замком

Отходы лакокрасочных отходов в таре

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Мусор строительный от разборки зданий

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Шлак сварочный

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Карбидный ил

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Смет с территории промплощадки

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Отходы бумаги и картона 

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Лом черных металлов несортированный

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Лом алюминия несортированный

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Остатки и огарки стальных сварочных электродов

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Электрические лампы накаливания отработанные и брак

Стационарная железная емкость на железобетонном основании

Отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы, списанные по сроку службы, хранятся в картонной заводской упаковке в специально отведенном для временного хранения металлическом ящике-боксе. Ящик надежно закрыт и объем его позволяе6т вместить до 30 упаковок.

Твердые бытовые отходы и отходы от уборки территории (смет) накапливаются совместно в одном контейнере, установленном на асфальтированной площадке.

Черный лом собирается в железных контейнерах, установленных на асфальтированной площадке, обеспечивающей возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Объем контейнера вмещает до 5 тонн металлического лома.

После проведенной инвентаризации была составлена карта-схема промышленной площадки предприятия с оптимальным размещением отходов, которая представлена в приложении 2. В таблице 5 приведено количество образовавшихся отходов за 2008, 2009 и 2010 гг.

Таблица 5 Количество образовавшихся отходов в 2008-2010 гг.

Класс опасности

2008 год

2009 год

2010 год

1

0,058 т

0,058 т

0,062 т

2

-

-

-

3

-

-

0,30 т

4

57,550 т

44,4 т

42,597 т

5

98,597 т

72,073 т

63,870 т

В 2010 году количество образовавшихся отходов уменьшилось на 9,706 т, что связано с приведением состояния промышленной площадки в соответствие с требованиями промышленной санитарии и производственного дизайна и как следствие, с уменьшением образования отходов V класса опасности (мусор от уборки территории).


 

Анализ структуры образовавшихся отходов показывает, что основную долю (99,95 %) составляют отходы IV-го и V-го классов опасности (мусор строительный от разборки зданий, мусор от бытовых помещений организации несортированный, шлак сварочный, смет с территории промплощадки, отходы бумаги и картона, лом черных металлов несортированный, электрические лампы накаливания отработанные и брак). Образование отхода III класса опасности связано с проведением покрасочных работ (отходы лакокрасочных средств).

Таблица 6 Физико-химический состав и свойства отходов

Наименование отходов

Состав отходов

Агрегатное состояние

Опасные свойства

Наименование компонентов

Содержание компонентов %

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

Ртуть

Стекло

Металлы

Прочее

0,02

92,0

2,0

5,98

Твердый

Токсич-ность

Отходы лакокрасочных отходов в таре

Жесть (банки, бочки, фляги, барабаны)

Эмали и лаки

98,0

 

2,0

Твердый

Не уста-новлены

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

Пищевые остатки

Бумага

Дерево

Черный металл

Цветной металл

Текстиль

Кожа, резина

Камни, штукатурка

40,0

35,0

6,0

4,0

1,0

8,0

4,0

2,0

Твердый

Не уста-новлены

Мусор строительный от разборки зданий

Бой кирпичной кладки

Лом штукатурки

Лом бетона

Древесные отходы

Прочие

30

 

10

40

10

10

Твердый

Не уста-новлены

Шлак сварочный

Оксиды железа

Нефтепродукты

Сульфат кальция

Вода

87,44

2,15

9,84

0,57

Твердый

Нет

Карбидный ил

Гидрооксид кальция

Карбонат кальция

Вода

62,73

 

21,85

15,42

Твердый

Не уста-новлены

Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов

Оксид алюминия

Оксид железа

Оксид кальция

Оксид титана

95,9

1,3

1,0

1,8

Твердый

Нет

Смет с территории промплощадки

Гравий

Земля

Сухая трава, листья

Мелкий мусор

45,0

15,0

25,0

15,0

Твердый

Не уста-новлены

Отходы бумаги и картона

Бумага (целлюлоза беленая)

Загрязнители (типографическая краска)

99,0

 

1,0

Твердый

Не уста-новлены

Лом черных металлов несортированный

Сталь

Чугун

80,0

40,0

Твердый

Нет

Лом алюминия несортированный

Алюминий

Прочее

98,0

2,0

Твердый

Нет

Остатки и огарки

стальных сварочных электродов

Железо

Обмазка (типа Ti(CO3)2)

Прочее

97,0

2,0

 

1,0

Твердый

Нет

Электрические лампы накаливания отработанные и брак

Стекло

Металлы

Мастика цоколе-вочная

82,9

11,4

5,70

Твердый

Нет

Таблица 7 Класс опасности и идентификация отходов в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов

Наименование отходов

Класс опасности

для окружающей среды

Код по ФККО

1

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак

1

353 301 00 13 01 1

2

Отходы лакокрасочных отходов в таре

3

555 000 00 00 00 0

3

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

4

912 004 00 01 00 4

4

Мусор строительный от разборки зданий

4

912 006 01 01 00 4

5

Шлак сварочный

4

314 048 00 01 99 4

6

Карбидный ил

4

316 000 00 00 00 0

7

Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов

5

314 043 02 01 99 5

8

Смет с территории промплощадки

5

912 000 00 00 00 0

9

Отходы бумаги и картона 

5

187 103 00 01 00 5

10

Лом черных металлов несортированный

5

351 301 00 01 99 5

11

Лом алюминия несортированный

5

353 101 01 01 99 5

12

Остатки и огарки стальных сварочных электродов

5

351 216 01 01 99 5

13

Электрические лампы накаливания отработанные и брак

5

923 101 00 01 99 5

До 2011 года требовалось указывать не только класс опасности для окружающей среды, но и класс опасности для здоровья человека. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 486 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросу лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности" отменило требование по разделению на классы опасности для окружающей природной среды и для человека.

В ст. 5 Постановления Правительства РФ от 26 августа 2006 года № 524 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности" отмечена только необходимость указание наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.

Отходы I и III классов опасности передаются в организацию, имеющую лицензию на деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов 1-4 классов опасности - ГУП НИИ БЖД.

Вывоз отходов осуществляется находящимися на балансе УМТСиК ООО "Газпром трансгаз Уфа" автотранспортными средствами, имеющим лицензию на транспортировку отходов I - IV классов опасности, что существенно снижает затраты на вывоз отходов.

Твердые бытовые отходы и отходы от уборки территории (смет) вывозятся периодически по мере накопления контейнера на полигон в п. Черкассы МУП "Спецавтохозяйство по уборке города". Черный лом и лом алюминия, также по мере накопления, вывозится на сдачу в ООО "МеталлПром".

В таблице 8 представлен размер платы за размещение отходов производства и потребления в 2008, 2009 и 2010 гг.

Таблица 8 Плата за размещение отходов в 2008 - 2010 гг.

Класс опасности

2008 год

2009 год

2010 год

1

306 руб. 95 коп.

1534 руб. 75 коп.

306 руб. 95 коп.

2

-

-

-

3

-

-

453 руб. 71 коп.

4

43500 руб. 96 коп.

167805 руб. 62 коп.

30462 руб. 01 коп.

5

2400 руб. 24 коп.

8772 руб. 72 коп.

1554 руб. 85 коп.

Всего

46208 руб. 15 коп.

178113 руб. 09 коп.

32777 руб. 52 коп.

В 2009 году размер платежей составил 178113 руб. 09 коп. Этот факт объясняется тем, что платежи были произведены как сверх установленных лимитов, в связи с истечением срока действия лимита на размещение отходов. На данный момент получен лимит на размещение отходов № 143-10 от 27 февраля 2010 года.

На предприятии УМТСиК разработаны паспорта на отходы I-IV класса опасности:

  • ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
  • шлак сварочный;
  • мусор от бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный);
  • карбидный ил;
  • отходы лакокрасочных средств (жестяные банки из-под краски).

Таким образом, предприятие УМТСиК в декабре 2010 года получило лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности, на основании пакета документов, представляемых в лицензирующий орган, а именно, в Управление Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по РБ в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

ВЫВОДЫ

1. Проанализирована документация, необходимая для получения лицензии на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности. Все необходимые документы для получения лицензии были подготовлены.

2. В Управлении материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа" основными источниками загрязнения окружающей среды является:

1) Выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Основными вредными веществами, выбрасываемыми в атмосферу при эксплуатации объектов, являются оксиды азота (NO и NO2), оксид углерода (СО) и природный газ – метан (СН4).

2) Образование отходов производства и потребления. На предприятии образуется 13 наименований отходов. Всего насчитывается 13 видов отходов, из них отходы I класса опасности – 1 вид, III класса опасности – 1 вид, IV класса опасности – 4 вида и V класса опасности – 7 видов. Таким образом, основную долю составляют отходы IV и V классов опасности.

Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы не производятся. Загрязненные стоки вывозятся на очистные сооружения ООО "Водоканал" согласно заключенному договору.

3. При инвентаризации Управления материально-технического снабжения и комплектации ООО "Газпром трансгаз Уфа" учтены сведения об образующихся отходах производства и потребления – это виды, состав, класс опасности отходов, их идентификация в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Места складирования отходов соответствуют с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Разработана карта-схема оптимального размещения отходов на территории предприятия. По результатам инвентаризации было выявлено, что на предприятии образуется новый, не учтенный ранее вид отхода – отходы лакокрасочных средств, что связано с проведением покрасочных работ административного здания. На основании данных о составе и свойствах, а также оценки их опасности составлен паспорт опасного отхода.

Таким образом, необходимо отслеживать требования природоохранного законодательства; внимательно относиться к изменениям в производственном процессе предприятия, т.к. в случае изменения технологического регламента процесса некоторые документы считаются утратившим силу. Например, паспорт опасного отхода и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) выдается при условии ежегодного предоставления отчета о неизменности технологического процесса. Вести учеты. Обновлять документы до истечении срока действия, чтобы платежи не были произведены как сверх установленные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность любого предприятия (организации, учреждения) независимо от форм собственности и юридической ответственности связана с образованием отходов производства и потребления. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий (Емельянов, 2008).

Лицензия на опасные отходы I – IV класса опасности – это специальное разрешение на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов I-IV класса опасности.

Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Запрещается осуществление экологически значимой деятельности без лицензии, если она требуется для ее ведения. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности (Бринчук, 2003).

Лицензирование является одним из основных потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природоохранной деятельностью (Чепелкин, 2009).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 10 января 2001 года № 7 "Об охране окружающей среды". Ст. 73.

Федеральный закон от 13 января 1996 года № 12 "Об образовании". Ст.21.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 "Об отходах производства и потребления". Ст.1, ст. 14, ст.19.

Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Ст.17.

Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 года "Об отходах" (с учетом поправок). Ст.3, ст.5.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов". Ст. 5.

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 года № 120 "О концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года". Ст. 2.1.

Постановление Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 144 "О введение в действие СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления". Ст.1.3.

Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов" Ст.1.

Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. №785 "Об утверждении паспорта опасных отходов". Ст.1.

Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. № 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами".

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. Ст.8.2.

Бельдеева Л.Н., Комарова Л.Ф., Лазуткина Ю.С. Экологически безопасное обращение с отходами. – Барнаул: "Азбука", 2006, 88 с., 123-125 с.

Бердникова Л.В. Требования к транспортировке опасных отходов // Экология производства. 2008. №7. С.42-43.

Бормашов А.В. О требованиях санитарного законодательства при обращении с отходами // Экология производства. 2007. №7. С.40-42.

Бринчук М.М. Экологическое право. – Москва: Юристь, 2003. – 246 с.

Бубнов А.Г., Гриневич В.И., Кувыкин Н.А. Опасные промышленные отходы. – Иваново: Ивановский государственный химико-технологический университет, 2004. – 5-6 с., 13-15 с.

Бурцева Н.Н. Усиление ответственности в сфере обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2010. №11. С.11.

Василенко В.В. О лицензировании некоторых видов деятельности // Экология производства. 2009. №8. С.79.

Гарин В.М., Соколова Г.Н. Обращение с опасными отходами. – Москва: Проспект, 2005. – 139-140 с.

Горленко А.С. Новое в лицензировании деятельности по обращению с отходами // Экология производства. 2009. №8. С.5-7.

Горленко А.С. Правовые основы регулирования деятельности по обращению с отходами // Экология производства. 2009. №3. С.47-49.

Горленко А.С. Правовые основы регулирования деятельности по обращению с отходами // Экология производства. 2009. №4. С.38.

Гулгонова Е.В. Регулирование обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2010. №12. С.11.

Гулгонова Е.В. Государственное регулирование обращения с отходами // Экология производства. 2011. №2. С.14-20.

Гулгонова Е.В. Государственное регулирование обращения с отходами // Экология производства. 2011. №3. С.13-14.

Гумонков В.Н., Кичигин Н.В. Лицензирование некоторых видов деятельности // Экология производства. 2009. №9. С.87-89.

Емельянов А.С. Правовое регулирование в области обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2008. №4. С.50.

Епифанова И.П., Хохлявин С.А. Техническое регулирование в сфере обращения с промышленными отходами в России и Европе // Экология и промышленность России. 2005. №11. С.11-14.

Знамеровский В.Ю. Проблема отходов в России – пути решения // Экология и промышленность России. 2007. №4. С. 32.

Калыгин В.Г. Промышленная экология. – Москва: "Академия", 2007, с.169.

Каримова З.Г., Марцева В.Г., Петров П.Н. Охрана окружающей среды, экологическая безопасность. Сборник законодательных и правовых актов в области охраны окружающей среды, экологической безопасности. – Уфа: Межотраслевой институт, 2009, 65 с.

Каримова З.Г., Марцева В.Г. Нормативно-правовое обеспечение в области безопасного обращения с отходами производства и потребления. Сборник законодательных и правовых актов в области охраны окружающей среды, экологической безопасности. – Уфа: Межотраслевой институт, 2009, 285-286 с.

Касимов А.М., Мясоедов В.В., Семенов В.Т., Щербань Н.Г. Современные проблемы и решения в системе управления опасными отходами. – Харьков: ХНАГХ, 2008, 83 с.

Квашнин Ю.А. О лицензировании деятельности в области обращения с опасными отходами // Твердые бытовые отходы. 2008. №2. С.52-53.

Квашнин Ю.А. Особенности лицензирования // Экология производства. 2008. №2. С. 30-33.

Квашнин Ю.А, Клевакина Е.А. Актуальная проблема отходов: случаи из практики // Экология производства. 2009. №5. С.48.

Кибардина С.М., Соколов Л.И. Готова ли Россия к требованиям ЕС в отношении отходов // Экология и промышленность России. 2010. №4. С.55.

Ковалева Н. Лицензируемые отходы // Эж-Юрист. 2008. №7. С.13.

Козлов А.Д., Улицкий В.А. Паспортизация и сертификация опасных отходов // Твердые бытовые отходы. 2006. №12. С.48-50.

Колесников С.И. Экологические основы природопользования. – М.: "Дашков и Ко", 2007, 156-157с.

Кудрявцев А.А. Европейская практика обращения с отходами // Твердые бытовые отходы. 2010. №11. С.7.

Кузнецов П.И. Управление отходами и законодательные нововведения // Твердые бытовые отходы. 2009. №6. С.16-17.

Кузнецов П.И., Панюшкин В.Т., Разин А.В. О расчетных методах определения класса опасности // Экология производства. 2007. №3. С.68.

Лукашина Г.В., Рязанцева А.В. Паспорт опасности отходов. Определение класса опасности отходов. – Москва: МГИУ, 2008, 6-8 с.

Ляшева Ю.А. Ответственность юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства // Экология и промышленность России. 2006. №11. С. 42.

Масленников А.Ю. Руководство по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов (для предприятий вторичных ресурсов). – М.: НП "Вторресурс", 2009, 4-10 с.

Матвеев А.В. Управление охраной окружающей среды. – Санкт-Петербург: СПбГУАП, 2003, 58 с.

Михайлов. А.В. Оценка экологической деятельности предприятия // Твердые бытовые отходы. 2010. №10. С.18.

Нефедьев Н.Б. Подготовка материалов обоснования лицензии // Экология производства. 2007. №11. С.38.

Нефедьев Н.Б., Псюрниченко С.Г., Сапожникова В.А. Экологически безопасное обращение с отходами. – Москва: "ИПК "Московская правда", 2003, 63 с.

Петрова Н.Р. О лицензировании деятельности по обращению с отходами // Экология производства. 2008. №4. С.23-25.

Семенова И.В. Промышленная экология. – Москва: "Академия", 2009, 223 с.

Тушонков В.Н. Экологическая экспертиза и обращение с опасными отходами // Экология производства. 2009. №1. С.19.

Цымбалов С.М., Новикова О.М. Организация деятельности по обращению с отходами // Экология производства. 2007. №3. С.92.

Чепелкин М.Е. Лицензирование деятельности, связанной с выполнением работ природоохранного назначения // Экология производства. 2009. №2. С.31-32.

Шевелёва О.В. Про паспортизацию отходов, и не только // Экология производства. 2010. №3. С.78.

Опубликовано:
29.03.2023

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.