Рефераты: Экология / Отходы
Обращение с отходами производства: готовимся к проверке
Предмет экологического контроля, который осуществляют уполномоченные государственные органы, широк и многообразен, поэтому из массива всех экологических требований рассмотрим наиболее распространенные, чтобы помочь организациям подготовиться к плановой проверке. Учитывая, что проверяющие должностные лица ориентированы не оставлять без внимания ни одного случая или сообщения о нарушении природоохранного законодательства, субъектам хозяйствования к предстоящей проверке следует отнестись серьезно.
Должностные лица и компетенция органов, уполномоченных проводить природоохранную проверку
Узнать о том, что организации предстоит проверка, можно из координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, размещенного на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь по адресу: #"justify">К высокой степени риска отнесено осуществление экологически опасной деятельности (например, эксплуатация объекта по использованию отходов 1 - 3 класса опасности). Плановая проверка таких организаций может проводиться не чаще одного раза в течение календарного года.
К средней степени риска относится эксплуатация объекта обезвреживания отходов 1 - 3 классов опасности мощностью менее 10 тонн в год. В данном случае периодичность плановой проверки - не чаще одного раза в три календарных года
Периодичность проверок может и не зависеть от группы риска, например, за добросовестное исполнение обязательств перед бюджетом и отсутствие фактов нарушений законодательства срок между проверками одним и тем же контролирующим органом допускается увеличить до пяти календарных лет <4>
природоохранный проверка опасный отходы
Должностные лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды, указаны в соответствующем Перечне должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды <5>. Правами государственных инспекторов при проведении проверок также пользуются некоторое другие лица <6> (например, консультанты и специалисты Минприроды).
В ходе природоохранных проверок уполномоченные должностные лица обладают широкой компетенцией, установленной отраслевым законодательством <7>.
Законодательно запрещено любое воздействие на должностных лиц Минприроды, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды, препятствующее исполнению ими служебных обязанностей, а также любое вмешательство в их деятельность <8>.
Отходы производства
В процессе деятельности почти всех субъектов хозяйствования образуются отходы производства <9>, именно поэтому фактически любое юридическое лицо (далее - юрлицо) или индивидуальный предприниматель (далее - ИП) является лицом, осуществляющим обращение с отходами. Законодательство наделяет данных лиц определенными обязанностями <10>.
Таблица
ОбязанностиНеобходимые действияОбеспечиватьразработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдениеНормативы разрабатываются на все виды отходов, образующиеся в деятельности организации. Отходы производства именуются строго в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производстваКласс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов. При смешивании опасных отходов с неопасными, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесьсбор отходов и их разделение по видам (ст. 24 Закона об отходах)Сбор отходов и их разделение по видам производится собственником отходов либо уполномоченным им лицом, за исключением случаев, когда допускается смешивание отходов разных видов, - при их захоронении или обезвреживании. При сборе отходов необходимо учитывать требования, предъявляемые к порядку и местам сбора, например, бумага и картон хранятся в отдельном складском помещении или специально отведенном месте (шкафу) в определенной таре (картонных коробках) при условии защищенности от атмосферных осадков и почвенной влагиобезвреживание, использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания или на объекты по использованию, а также их хранение или захоронение в санкционированных местах (ст. 25, 26, 29 Закона об отходах)На хранение и захоронение всех видов образующихся отходов получают разрешения.
Захоронение проводится только в санкционированных местах, определяемых в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выдаваемых Минприроды. При временном хранении в целях накопления необходимого для перевозки количества отходов данные места указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых также определяются периодичность вывоза отходов или допустимое количество их накопления. Следует соблюдать сроки хранения с целью обезвреживания, использования или перевозки. До начала перевозки отходов оформляется сопроводительный паспорт перевозки отходов производстваобучение работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификацииДанные мероприятия сопровождаются составлением подтверждающих документов (договор на обучение, повышение квалификации, журналы проведения инструктажа и т.д.). Подготовкой лиц к работам, связанным с обращением с отходами, могут заниматься и сторонние организации, например, ГУО Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности"Осуществлятьпроизводственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия на нее, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению его последствийПричиненный окружающей среде вред необходимо возместить в полном объеме, поскольку установленный факт причинения вреда окружающей среде не подлежит доказыванию. Однако организации имеют право представить доказательства в его опровержение (ч. 5 ст. 101
Закона об охране окружающей среды). В случае причинения вреда окружающей среде такие действия, как внесение платежей по экологическому налогу за захоронение и хранение отходов производства или привлечение к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды, не освобождают от возмещения вреданазначение уполномоченных лиц, ответственных за обращение с отходамиУполномоченные лица ведут учет отходов производства, своевременно заполняют соответствующие книги, проводят инвентаризацию отходов, отвечают за их сбор, разделение по видам и установление степени опасностиучет отходов и их инвентаризациюУчет отходов ведется в книге первичного учета и книге общего учета. Книга общего учета заполняется ежемесячно на основании данных книги первичного учета и до начала записей нумеруется с указанием в конце количества страниц, прошнуровывается, скрепляется печатью, подписывается руководителем (его заместителем) и хранится в течение пяти лет. Обе книги содержат нормативы образования отходов; их наименования, коды и классы опасности; наименование технологического процесса, в результате которого образуется данный вид отходов; количество образовавшихся, поступивших и переданных отходовРазрабатыватьинструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдениеИнструкция должна быть реально действующим документом, она разрабатывается с учетом специфики деятельности организации, своевременно вводится в действие, с ней ознакамливаются уполномоченные лица. В инструкции отражаются все виды отходов, которые образуются или могут образовываться в результате деятельности организации. При образовании новых видов отходов в инструкцию незамедлительно вносятся соответствующие изменениямеры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходовДанные меры должны быть реальными и эффективными, например, экономия нерационально используемого материала, образующего отходы, вторичное использование материала и т.д.
Сделки о передаче на определенный срок (кроме договора перевозки) или об отчуждении опасных отходов согласно Перечню опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации <11> (опилки древесные промасленные, отработанные масляные фильтры и т.д.) регистрируются в территориальных органах Минприроды по месту хранения, обезвреживания или использования таких отходов <12>.
Регистрация подобной сделки производится бесплатно в 10-дневный срок при представлении следующих документов <13>:
- заявление на проведение регистрации;
- копия договора о передаче или отчуждении опасных отходов, в том числе при отчуждении таких отходов лицу, деятельность которого связана с их удалением,
Не являются объектами обложения экологическим налогом <14>:
- хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;
- хранение отходов производства в целях накопления их количества, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания, использования;
- захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения 50 и менее тонн в год и т.д.
Инвентаризация отходов производства
Лица, осуществляющие обращение с отходами, должны проводить их инвентаризацию не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией самостоятельно, но не ранее 1 июля отчетного года в порядке <15>, установленном Минприроды <16>.
Минприроды путем вынесения предписания вправе потребовать от организации проведения досрочной инвентаризации, которая может назначаться и в иных случаях, например, при выявлении новых видов отходов производства, изменении перечня выпускаемой продукции, реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства и т.д. <17>.
В организациях, осуществляющих обращение только с коммунальными отходами <18>, и в которых опасные отходы представлены только ртутными и люминесцентными отработанными лампами, инвентаризация проводится в 30-дневный срок в упрощенном порядке <19> (в иных организациях, как правило, - в более длительные сроки).
По результатам инвентаризации отходов составляется акт, который должен содержать в том числе перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработанные нормативы образования отходов производства. Данный акт подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации <20>.
Для определения источников образования отходов производства должны учитываться все виды деятельности, осуществляемые организацией, как основные, так и вспомогательные (например, отходы от затаривания, упаковки, брак, некондиционная продукция, вышедшие из употребления материалы, списанная мебель, изношенная спецодежда и т.д. <21>).
Разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства
Юр. лица и ИП, осуществляющие обращение с отходами производства, должны разрабатывать и утверждать в установленном порядке <22> инструкции по обращению с отходами производства (далее - инструкция), которые впоследствии согласовываются с территориальными органами Минприроды <23>.
Инструкция может разрабатываться и утверждаться для юрлица в целом или для каждого его обособленного подразделения (например, филиала, представительства), имеющего отдельный баланс и осуществляющего обращение с отходами производства <24>.
Инструкция пронумеровывается, прошнуровывается, заверяется подписью руководителя юрлица или ИП и скрепляется печатью <25>. Срок действия согласования инструкции составляет пять лет и исчисляется с даты, указанной в грифе согласования <26>. По истечении данного срока разрабатывается новая инструкция <27>. В связи с этим рекомендуем следить, чтобы срок согласования не истек, иначе инструкция будет недействующей. Нарушение требований к оформлению инструкции может повлечь административную ответственность <28>.
Новая инструкция также разрабатывается при изменении <29>:
- реквизитов юрлица и ИП, реорганизации юрлица, изменении места осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства;
- требований законодательства, регулирующих порядок обращения с отходами;
- допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки, периодичности вывоза отходов производства;
- условий и мест хранения отходов производства;
- перечня образующихся видов отходов производства или порядка обращения с ними либо перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.
29.12.2020
Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.