Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Другое

Экологическая политика и устойчивое развитие

Введение

Хозяйственный механизм, который в настоящее время действует промышленно развитых стран, являясь формой развития научно-индустриальных производительных сил, соединяет в себе два основополагающих начала: рынок и государственное регулирование.

В настоящее время, по мнению многих исследователей, происходит усиление координирующей роли государства, рост управляемости экономики, увеличение числа рычагов государственного воздействия на бизнес, дальнейшее расширение экономических функций государства.

Рынок, как совокупность автоматических регуляторов, прямых и обратных связей между производителями, а также между производителями и потребителями, способствует отбору наиболее конкурентоспособных производителей. Гражданское общество с его механизмами воздействия на государство и саморегулирования ориентировано на обеспечение прав всех его граждан. Интересы рынка часто могут вступать в конфликт с гуманитарными интересами граждан, например, в области социальной и экологической безопасности.

Рыночный механизм тогда эффективно работает, когда он встроен в определенные политические рамки, устанавливающие нормы и пределы конкуренции. К ним относится антимонопольное, социальное, экологическое законодательство, механизмы коллективных договоров, трудового арбитража, разрешения экологических споров. В этом отношении государство должно формировать рамочные принципы, гарантировать условия “широкого коридора”, отнюдь не держать на “острие ножа” или на “краю пропасти”. В своем развитии и государство, и институты гражданского общества также испытывают воздействие рынка, который ограничивает амбициозные программы и требования, подчиняет социально-политическую деятельность экономической целесообразности.

Как только состояние окружающей среды становится серьезной проблемой общественного развития, государства начинают формировать экологическую политику [1].

1. Экологическая политика и устойчивое развитие

По мере роста экологических проблем, которые приняли характер экологического кризиса, все чаще стали раздаваться требования необходимости ведения экологической политики, т.е. необходимости направлять человеческую деятельность в соответствии с природой с помощью и при участии государства и политических партий, для того, чтобы обеспечить сохранение в природе экологического равновесия.

В настоящее время экологические проблемы приняли глобальный характер. Это обусловлено тем, что при планировании и реализации материального прогресса общества не были приняты во внимание экологические основы человеческой жизни и жизни других существ. Поэтому в настоящее время почти все страны, особенно те, которые относятся к экономически развитым, стараются сформулировать свою экологическую политику, отрегулировать плановое использование природных ресурсов и обеспечить финансовые ресурсы для их восстановления.

Экологическая политика (ЭП) - это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика - это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы приводится такое определение: «Политика экологическая - это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач». При этом экологическая стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и термины их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Также, ЭП - это система политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, принимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны. Экологическая политика - новое и молодое явление, в связи с чем на настоящий момент нет общепринятого ее определения.

В рамках экологической политики можно выделить несколько уровней:

1. Глобальная - проведение международных, политических и внешне экономических акций с расчетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределение между странами.

2. Государственная (национальная) - социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.

. Региональная ЭП - политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.

. Локальная (местная) к ней относят: проведение локального и объективного мониторинга; осуществление государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств; организация разработки местных экологических программ и проектов.

. Корпоративная экологическая политика. После получения экологией доминирующего статуса в системе общественных ценностей предприятие уже не может обойтись без отображения своей ЭП в долгосрочных планах. Экологическую политику сельскохозяйственного объекта необходимо рассматривать как стратегический элемент долгосрочного планирования [2].

Основную роль в обеспечении экополитики осуществляет государство, однако в современном обществе государство не является единственным субъектом экополитики, а лишь одним из них наряду с политическими партиями, научными и профессиональными организациями, хозяйственными субъектами, общественными движениями и т.д.

И все-таки, экологическая политика является важной составной частью политики любого государства, и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органам государственной власти.

В современных социально-экономических условиях большое внимание уделяется проблеме формирования и реализации экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов, особенно промышленных предприятий, которые вносят основной вклад в загрязнение окружающей среды.

В таком случае следует говорить об экологической политике как о «совокупности намерений и принципов в отношении экологических показателей», которая не только провозглашается официально, но и создает основу для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач.

Экологическая политика является важной составной частью политики любого государства. Элементами ЭП являются: принципы, приоритеты, цели, субъекты, механизмы реализации (инструменты).

Под политическими принципами в правовом государстве понимаются принципы демократичности, гласности, добровольности, активности и переговорности.

Социально-экономические принципы: соответствие экономического развития и экологических возможностей, использование достижений научно- технического прогресса для решения экологических проблем, регулирование потребления, планирование естественного роста населения. В государствах с различными общественно-политическими системами эти принципы могут варьироваться. Например, для государств тоталитарного типа характерны такие политические принципы, как недемократичность, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация. Социально-экономические принципы в тоталитарных государствах основаны на идее неограниченности природных ресурсов, игнорировании экологических возможностей окружающей среды, приоритетности интересов государства перед личными интересами; рост населения, как правило, не контролируется.

В сфере охраны окружающей среды сильно влияют принципы согласуемые на международном уровне, это решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио де Жанейро, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002). К числу этих принципов относятся такие, как «загрязнитель платит», требования устойчивости развития, предосторожности, применения технологии, наилучшей из доступных и др. Данные принципы вошли в экологическое и природно-ресурсное законодательство большинства стран. Это позволило согласовать национальные механизмы ЭП [3].

Целью экологической политики в современных условиях является создание условий для гармоничного, сбалансированного развития природы, общества и экономики.

Реализация принципов экологической политики осуществляется при помощи определенных методов (механизмов). Существуют различные подходы в определении методов ЭП. В социальной экологии выделяются следующие методы, представленные в табл. 1.

Таблица 1 - Методы экологической политики, используемые для реализации ее принципов

Административно-контрольные

Контроль за соблюдением природоохранного законодательства, стандартизация, экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит

Технико-технологические

Применение технико-технологических средств и решений для защиты и развития окружающей среды

Экономические

Планирование природопользования, создание целевых программ, разработка эколого-экономических систем, система платежей, налогообложения, льгот и других стимулов для природопользователей

Законодательно-правовые

Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений между обществом и природой

Политические

Действия политических и других организаций, направленные на защиту окружающей среды

Воспитательно-образовательные методы

Способствуют формированию экологического сознания и моральной ответственности населения - необходимая предпосылка для экополитики

 

При формировании механизмов природопользования важно найти оптимальное сочетание административно-правовых и экономических рычагов и методов. Преобладание тех или иных приводит к неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для общества.

Процесс формирования и реализации ЭП происходит при участии самих природопользователей или субъектов ЭП. Субьекты ЭП перечислены в табл.2.

Таблица 2. - Субьекты экологической политики

Государство

Государство играет важную роль в формировании и реализации экополитики. Функции государства как субъекта экологической политики: установление правил осуществления хозяйственной и иной деятельности; координация деятельности всех субъектов ЭП; контроль за соблюдением природоохранного законодательства

Хозяйственно-экономические субъекты

Хозяйственно-экономические субъекты (предприятия, организации) обязаны проявлять заботу о сохранении и защите окружающей среды. Такое обязательство обусловлено природоохранными правовыми актами (законами). Правовые акты устанавливают обязанность предприятия учитывать воздействия производственного процесса на окружающую среду, анализировать влияние производственных программ на человека и окружающую среду и устранять возможные вредные последствия

Научно-исследовательские организации

Роль научно-исследовательских организаций постоянно возрастает, поскольку результаты научных исследований могут стать и становятся важными инструментом стратегии экономического роста и устойчивого развития, а следовательно, и защиты окружающей среды

Политические партии

Политические организации (партии) в качестве субъектов ЭП проявляют себя следующим образом: 1. они формулируют свою идеологию (программу) и не могут игнорировать экологические проблемы, особенно в современных условиях 2. через популяризацию своих программных взглядов партии способствуют формированию экологического сознания населения 3. если партия побеждает на выборах, она разрабатывает концепцию ЭП и реализует ее с помощью правовых документов

Общественные организации

Играют важную роль в разработке и принятии экологически значимых решений, осуществлении контроля за выполнением природоохранного законодательства (внештатные экологические инспектора), участвуют в природоохранных мероприятиях, осуществляют экологическое воспитание и просвещение населения

Отдельные граждане

Могут выступать с экологическими инициативами, объединяться в группы с целью решения конкретных, как правило, локальных экологических проблем.

 

В последнее время практикуется также выделение трех секторов в социально-экологических отношениях - государство, бизнес, общественность. Следует подчеркнуть, что эффективность ЭП зависит от того, насколько налажено взаимодействие всех участников процесса ее формирования и реализации.

Степень участия каждого из субъектов изменяется в зависимости от политических и экономических установок в обществе. Так, в авторитарных и тоталитарных системах государство играет решающую роль в формировании ЭП, подавляя инициативу других потенциальных участников этого процесса. В демократических обществах, где развита политическая культура и права граждан постоянно расширяются, важную роль играет общественное участие в принятии экологически значимых решений.

Особенности ЭП неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на ЭП оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п [4].

. Экологическая политика на государственном уровне

Рассмотрим формирование государственной ЭП на территории Украины.

Верховная Рада Украины (ВР) приняла во втором чтении и целом законопроект "Об основных принципах (стратегию) государственной экологической политики до 2020г."

За соответствующее решение проголосовали 249 из 378 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале.

Определено, что основными принципами национальной экологической политики являются:

· обеспечение сбалансированности экологических, экономических и социальных интересов общественного развития государства;

· интеграция экологических целей в отраслевую политику на том же уровне, что экономические и социальные цели, обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоления последствий Чернобыльской катастрофы;

· содействие осознанию обществом необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений; участие общественности в формировании и реализации экологической политики;

· неотвратимость ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды;

· приоритетность требований "загрязнитель окружающей среды и пользователь природных ресурсов платят полную цену ", распределение благ для населения от использования природных ресурсов и обеспечения доступа к ним на справедливой основе;

· достоверность экологической информации.

Задачами улучшения экологической ситуации и повышения уровня экологической безопасности, в частности, являются:

· создание систем экологического управления и подготовки государственных целевых программ охраны окружающей среды для отдельных отраслей национальной экономики, предусматривающих техническое переоснащение производственного комплекса в результате реализации инновационных проектов, внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;

· оптимизация структуры энергетического сектора национальной экономики в результате увеличения объема использования энергетических источников с низким уровнем выбросов двуокиси углерода к 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 20 процентов;

· увеличение объема использования возобновляемых и нетрадиционных источников энергии к 2015 г. на 5 процентов и к 2020 г. на 10 процентов базового уровня;

· уменьшение объема выбросов общераспространенных загрязняющих веществ стационарными источниками в 2015 г. на 10 процентов и к 2020 г. на 25 процентов базового уровня, а также передвижными источниками в результате установления нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах до 2015 г. согласно стандартам Евро-4 , к 2020 г. - Евро-5;

· приведение к 2015 г. методологии инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и их объемов в соответствии с рекомендациями Европейской совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния;

· определение основных принципов государственной политики по предотвращению изменения климата, разработка и поэтапное выполнение национального плана мероприятий по смягчению последствий изменения климата на период до 2020 г.;

· реализация механизма Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, в частности проектов совместного осуществления, проектов целевых экологических (зеленых) инвестиций;

· создание к 2015 г. экологически и экономически обоснованной системы платежей за специальное использование и сбора за загрязнение водных ресурсов с учетом механизма стимулирования субъектов хозяйствования к рациональному водопользованию, установление к 2020 году экологически и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению;

· снижение к 2020 г. на 15 процентов уровня загрязнения вод загрязняющими веществами (прежде пятидневная биологическая потребность кислорода, химическая потребность кислорода, соединения азота и фосфора) в результате реконструкции существующих и строительства новых городских очистных сооружений;

· внедрение к 2020 г. управления водными ресурсами по бассейновому принципу;

· усовершенствование и внедрение к 2015 г. технологических процессов подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, а также обеспечение контроля за состоянием систем централизованного водоснабжения и водоотведения для уменьшения потерь воды и улучшение ее качества и др.[5].

. Экологическая политика на региональном уровне

Жизнедеятельность людей всегда активно воздействовала на окружающую среду. Процессы взаимодействия человеческого общества и природы протекают в форме циклических круговоротов веществ, энергии, информации. Расширение и углубление этих процессов приводит к нарушению экологического равновесия, обострению природно-общественных противоречий, появлению социально-экологических проблем.  

Сложившаяся экологическая ситуация на планете Земля и крайне обострившаяся на отдельных территориях ставит под угрозу дальнейшее существование человечества. Об этом свидетельствуют заключения Саммитов в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Иоханнесбург (ЮАР), Киото (Япония); доклады членов Римского клуба, публикации учёных многих стран. Стало вполне очевидным, что без активной ЭП проблемы сохранения комфортной среды жизни людей не решить. Отсюда вытекает важность согласования ЭП на всех территориальных уровнях: планетарном, межгосударственном, государственном, региональном и локальном.  

Следует отметить, что социально-экологические процессы не замыкаются в границах отдельных стран или регионов, они протекают континентально в едином географическом пространстве. В то же время объекты природопользования <#"821047.files/image001.gif">

Рис. 1 - Блок-схема разработки и реализации региональной ЭП (по Н.Т. Агафонову, Р.А. Исляеву)

-        всю деятельность по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подчинить социально-экологическим приоритетам, способствующим сбалансированному развитию региональных систем «природа-хозяйство-население»;

         снизить ресурсо-, водо-, энергоёмкость предприятий за счёт их технологического перевооружения и территориальной организации экономики на основе конструкции энергопроизводственных циклов;

-        сформировать целостную региональную экологическую инфраструктуру;

-        реформировать региональную экономику, развитие и размещение производительных сил осуществлять с учётом экологического фактора, социальной ориентации и сохранения природной среды;

         снизить степень загрязнения водного и воздушного бассейнов, почвы за счёт технического перевооружения промышленных предприятий, жёсткого контроля за работой транспорта, соблюдения агрохимической технологии в сельскохозяйственном производстве;

         построить систему утилизационных предприятий, перерабатывающих промышленные и бытовые отходы;

-        во всей экологической деятельности учитывать бассейновую организацию экосистем <#"821047.files/image002.gif">

Рис.2 - Cтруктура социально-экологического района

В зависимости от степени сбалансированности использования природных ресурсов предстоит разработать систему действенных мер по согласованию деятельности всех природопользователей на конкретных территориях. При этом необходимо установить регламент работы и ограничения лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также отходов в водный и воздушный бассейн, почву.  

Рационализация процессов природопользования должна осуществляться с учётом всего комплекса природных условий и ресурсов, сохранения целостности природных ландшафтов и биогеоценозов. Для этого необходимо принять меры по снижению ресурсоёмкости предприятий, совершенствованию технологических процессов и созданию энергопроизводственных циклов (холдингов, финансово-промышленных компаний и т.д.). Региональная организация природопользования на основе конструкции энергопроизводственных циклов (в сочетании с ресурсными циклами) позволит сбалансировать не только весь производственный поток от добычи сырья и топлива до конечной продукции, но и более комплексно использовать весь природно-ресурсный потенциал, а также утилизировать все отходы и отбросы производства. Пространственно-временные сочетания энергопроизводственных циклов станут материально-структурной основой локальных и региональных производственных комплексов. Зарубежный опыт подсказывает, что комплексное развитие региональной экономики приносит не только экономический, но и экологический эффект.  

Классификация социально-экологических таксонов (территорий) по степени обострения экологической ситуации может быть использована для разработки и реализации конкретных профилактических мер по улучшению природной среды жизни людей, оздоровлению природных ландшафтов, предотвращению аварийных ситуаций и экологических катастроф. Состояние экологической среды становится одним из факторов развития и размещения производительных сил и обеспечения безопасности жизни населения, разработки и реализации прогнозов последствий антропогенного и техногенного воздействия на природные ландшафты.  

Действенность региональной экологической политики может быть повышена путём совершенствования социально-экономического механизма природопользования и охраны природы с учётом новых нормативов и лимитов в каждом регионе. Ужесточение коэффициентов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в природной среде должно сопровождаться штрафными санкциями за экологические нарушения. Одновременно следует расширять диапазон поощрительных мер за экологическое оздоровление территории, за внедрение на предприятиях ресурсосберегающих и малоотходных технологий, создание эколого-инфраструктурных объектов и др. Среди этих мер превалируют субсидии, кредиты (льготные, долговременные), займы под низкие проценты, снижение налогов и т.д.

Среди приоритетных направлений региональной ЭП выделяется комплекс мер по формированию эколого-инфраструктурного обустройства территории. При этом особое внимание следует обратить не только на создание системы утилизирующих, очистных, улавливающих сооружений, но и выделение особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки и др.). Они являются балансиром урбанизированных территорий, сохраняя и очищая окружающую среду от антропогенных воздействий, охраняя и воспроизводя геобиоценозы, флору и фауну. В состав инфраструктуры должна входить система учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень экологического образования и воспитания населения.  

На территориях техногенной перегрузки необходимо предусмотреть комплекс мер по медико-экологической реабилитации населения. Содержащиеся в выбросах ксенобиотики <http://course-info.narod.ru/e-RegionalPolicy/data/3_5.htm> оказывают непосредственное влияние на организм человека (особенно детей), вызывая сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, заболевания желудочно-кишечного тракта и кожи, аллергозы. Поэтому в структуре региональной ЭП необходимо предусмотреть профилактические и лечебные мероприятия, реабилитацию на курортах и других рекреационных формированиях.  

Особо следует предусмотреть систему мер по обеспечению экологической безопасности людей. Она включает техногенную, природную, социально-экологическую безопасность. Региональная экологическая политика должна диагностировать возможность возникновения экстремальных ситуаций и предусмотреть систему мероприятий по снижению экологического риска жизнедеятельности людей. Для этого необходима организация геоинформационного обеспечения органов управления и постоянно действующего экологического мониторинга [6].

. Экологическая политика на локальном уровне

Целью формирования экологической политики местного уровня является разработка стратегии гармоничного размещения планируемых объектов во вмещающих их природных комплексах, исходя из экологического планирования территории на более высоком иерархическом уровне (региональном).

Суть задач экологической политики локального ранга заключается в обеспечении функционирования конкретного вида природопользования с учётом его экологических нормативов. При этом особый аспект приобретает использование регламентов, учитывающих самые современные технические и технологические решения. Это позволит обеспечить экологическую безопасность деятельности предприятия, ограниченной требованиями, обозначенными на местном и региональном уровнях.

К местной экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга; осуществление государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств; организация разработки местных экологических программ и проектов.

Экологическая политика предприятия разрабатывается только с ведома высшего руководства, оно же несет ответственность и за ее определение. Но, наряду с этим, даже рядовые сотрудники предприятия должны в полной мере осознавать свою ответственность и обязанности по сохранению и защите благоприятной экологической обстановки. За разработку, внедрение, модификацию и формулирование изменений несут ответственность руководители всех уровней и подразделений предприятия.

Каждый сотрудник предприятия выполняет определенные обязанности в плане постоянного улучшения экологической обстановки и предотвращения загрязнения окружающей среды. Руководство предприятия должно строго выполнять все требования в отношении всех экологических аспектов. Таким образом, экологическая политика является базой для определения и анализа задач и целей относительно улучшения окружающей обстановки. Она обязательна для всех сотрудников и более того, доступна общественности.

Охрана и защита окружающей среды всеми промышленными предприятиями - это основа формирования устойчивого развития с соблюдением интересов как настоящего, так и будущего поколений. Обеспечение экологической безопасности выпускаемой продукции, а также производственных процессов, строится в соответствии с отечественными стандартами и законами, международными требования и нормативами, выраженными в ISO 14001 <http://iksystems.ru/rus/services/environmental_management.php>, а также собственными нормативными документами и стандартами предприятия и требованиями конечных потребителей.

В экологической политике промышленного предприятия можно выделить два основных направления:

1.      Определение экологической стратегии при промышленной, технологической и конструкторской реализации проектов по выпуску продукции.

2.      Производство продукции, которая оказывает минимальное негативное воздействие на окружающую обстановку, и в полной мере соответствует положениям международных и отечественных экологических стандартов.

Экологическая политика предприятия основывается на следующих принципах:

1.      Охрана и защита природы - это основа для достижения эффективного развития предприятия в дальнейшем.

2.      Обеспечение экологической безопасности технологических процессов выпуска продукции, как и ее самой, основывается на требованиях международных и отечественных стандартов.

3.      Отношение к вопросам охраны природной среды должно стать постоянной составляющей системы менеджмента <http://iksystems.ru/> деятельности предприятия.

.        Тщательная классификация и учет причин негативного воздействия на природу, задействованных ресурсов, объема и состава жидких и твердых отходов - все это условия для дальнейшего усовершенствования природоохранной деятельности, планирования и реализации мероприятий, направленных на улучшения экологической обстановки.

Экологическая политика являясь необходимой составной частью системы экологического управления (СЭУ), должна, во-первых, соответствовать области производственной деятельности предприятия, характеру и масштабам воздействия на окружающую среду его деятельности, продукции, услуг, а также предусматривать:

положение о предотвращении загрязнения окружающей среды и обязательства непрерывно улучшать экологическую обстановку;

положение об обязательности соответствия требованиям нормативных документов, регламентирующих характер и уровень воздействия на среду, согласованных с государственными, региональными органами контроля и надзора за природоохранной деятельностью, а также выполнение обязательств, соглашений, договоров в области охраны окружающей среды;

для оценки характеристик экологичности предметов поставка-рассмотрение состояния окружающей среды в регионе, оценивание относительного вклада предприятия в состояние окружающей среды, в том числе в результате прошлой деятельности;

оценку интересов населения, общественности, акционеров, органов власти и др. в экологическом оздоровлении предприятия;

оценку потребных ресурсов для реализации мер экологического оздоровления предприятия;

сопоставление фактических показателей воздействия на окружающую среду с их значениями при оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемой деятельности (продукции, услуг);

анализ материалов (заключений) государственной экологической экспертизы по предыдущим проектам предприятия.

возможность пересмотра целей и задач экологической политики в соответствии с изменениями внешней ситуации;

положение о порядке создания, документирования, внедрения и обеспечения функционирования СЭУ;

реализацию функций программно-целевого планирования деятельности по охране окружающей среды;

открытость информации об экологических аспектах деятельности предприятия, его продукции, услуг.

Очень важно рациональное использование природных ресурсов и его эффективное нормативно-правовое регулирование. Законодательные, нормативно-правовые акты на разных уровнях, устанавливающие порядок предоставления земельных участков в собственность, постоянное или временное пользование, лицензирования комплексного природопользования и недропользования, возмещения нанесенного ущерба окружающей природной среде и др., в совокупности с нормативными документами (стандартами), конкретизирующими их положения, являются составной частью управления природопользованием.

Предприятие должно разработать и поддерживать процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции, услуг. Особенное внимание должно быть уделено аспектам, оказывающим наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Это могут быть отдельные технологические процессы, элементы производимой продукции, отходы, сырье, комплектующие и т.п.

Предприятие должно быть уверено, что такие аспекты его деятельности учтены. При этом необходима актуализация информации. Должны быть определены показатели (индикаторы), характеризующие уровень воздействия того или иного вида деятельности на окружающую среду. Предприятие должно определить (разработать):

цели и задачи для отдельных уровней управления по реализации экологической политики в части снижения воздействия на окружающую среду, экологического оздоровления, предотвращения загрязнений; аспекты деятельности, наиболее неблагоприятные для окружающей среды. Если цели могут иметь качественный характер, то задачи должны по возможности содержать возможность пересмотра целей и задач экологической политики в соответствии с изменениями внешней ситуации;

реализацию функций программно-целевого планирования деятельности по охране окружающей среды;

открытость информации об экологических аспектах деятельности предприятия, его продукции, услуг.

Предприятие должно разработать и поддерживать документированные процедуры мониторинга и измерения на основе характеристик производственных процессов, их экологических аспектов. Процедуры включают регистрацию параметров: контроля функциональных систем, оказывающих воздействие на окружающую среду, окружающей среды и системы управления качеством окружающей среды. Контрольно-измерительное оборудование для мониторинга должно быть аттестовано и калибровано с занесением соответствующих записей в технический паспорт-формуляр на оборудование. Измерения должны проводиться по аттестованным методикам ведения измерений.

Результаты мониторинга сопоставляются с соответствующими нормативными показателями. При этом необходимо:

идентифицировать случаи отклонений от нормального хода работы оборудования (технологического процесса);

выполнить необходимые корректирующие действия, в том числе в средствах управления процессами;

провести необходимые изменения в документации для исключения повторения подобных случав [7].

Вывод

Сегодня, в период глобального социально-экологического кризиса, экологическая политика становится одним из ведущих направлений деятельности государств, важнейшей их заботой. Система политических, законодательных, исполнительных, судебных мероприятий, проводимых в рамках экологической политики, должна способствовать приоритетному решению проблем окружающей природной среды. Трудная и неблагодарная задача - попытаться выстроить в иерархический ряд направления государственной политики. Нет второстепенных сфер в жизни человека и общества. Но тем не менее бесспорно, что экологическая политика в плане стратегических ориентиров должна быть определяющей, ведущей.

Разработав и утвердив принципы экологической политики, необходимо оформлять их в строгий юридический язык законов. Один из принципов Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию гласит: “Государства принимают эффективные законы по окружающей среде, разрабатывают национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. В пределах своей юрисдикции государства оценивают экологические последствия предполагаемых действий, которые могут иметь значительные отрицательные последствия”.

экологический политика региональный отраслевой

Список литературы

1. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология.- М., 1992.- С.250.

2. Norman J Vig, Michael E Kraft - Environmental policy : new directions for the twenty-first century - D.C. CQ Press, 2003 -ISBN 1568025203

. Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. Том 1.- Нью-Йорк, 1993.- С.102.

4. Экологический менеджмент / Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. СПб., 2003. С.191.

. Закон Украины "Об основных принципах (стратегию) государственной экологической политики до 2020г."

. В поисках равновесия. Экология в системе социальных и политических приоритетов., 1992.- С.17.

. Василенко В.А. Экология и экономика. Проблемы и поиски путей устойчивого развития.,1995г.

Опубликовано:
03.08.2020

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.