Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Другое

Экологическая культура

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

1. Экологическая культура

1.1. Введение

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

1.2. Понятие экологической культуры

Как уже было отмечено во введении, экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура” происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”.

Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций привёло к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

1.3. Человек между природой и культурой

Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире.

Известный английский мыслитель Мальтус считает, что Земля может прокормить не более 900 миллионов человек, остальные же обречены на голод и вымирание. Но это было бы верно, если понимать человека как существо, принадлежащее животному виду. Но человек, как уже было сказано, человек в отличие от животных живёт в искусственно созданной среде, в техносфере. Более того, человек сумел преодолеть естественное сопротивление природы, противящейся такой неимоверной популяции человеческого вида. Человек более, чем в 7 раз превысил расчетное Мальтусом количество своего народонаселения. Теперь надо задать вопрос, могло ли существо, созданное природой, преодолеть её же сопротивление? Естественно, нет, ибо мы видим, какими мощными в сравнении с человеком силами обладает природа: ураганы, бури, цунами, землетрясения. И, несмотря на всё это человек сумел не только выйти “победителем”, но и увеличить свою численность до 6 миллиардов человек. Но здесь не следует воспринимать природу как нечто враждебное, которое стремиться уничтожить человека, напротив, природа – это “заботливая мать”, которая думает обо всех существах, ею созданных. Как только один вид начинает претендовать на господство, то природа задействует свои механизмы, которые были рассмотрены ранее. Так произошло с такими доисторическими ящерами, как динозавры и т.д. Дело всё в том, что основным рационом этих животных (в частности динозавров и бронтозавров) был зелёный покров: деревья, травы и т.д. Но, поскольку природой не было рассчитано, чтобы этот покров так быстро истреблялся, то она задействовала такой механизм, как «отрицательная обратная связь». В Землю врезался огромный метеорит, который пробил брешь в озоновом слое Земли, что привело к проникновению жёстких ультрафиолетовых лучей, а в результате к глобальному похолоданию и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящеров. В настоящее время мы можем их видеть исключительно в Палеонтологическом музее.

Отсюда снова возникает вопрос, возможно ли, чтобы природа — эта уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию? Разве природа, которая поддерживает равновесие в популяции таких мощных животных как львы, носороги, слоны и т.п. не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но с теми существами, которые она сама сотворила, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”. Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку природа смогла проконтролировать численность динозавров, а человека нет, то, следовательно, он не принадлежит к животному миру. Он построил хранилища продовольствия от голода, больницы от болезней, от войн защитился международными организациями. И из всех существ этого достиг лишь человек. Поэтому следует пересмотреть всю существующую историю возникновения человека и классификацию, в которой человека традиционно относят к классу животных.

Надо понимать, что человек появился на планете Земля таким, каким мы видим его сейчас: с теми же морфологическими признаками, способностями и, конечно же, с разумом. И не было никакой эволюции, ибо если даже предположить, что она была, то тогда её логическим результатом стало бы существование одного вида, обладающего всеми возможностями и способностями других животных существ. Но основной закон экологии гласит, что “чем больше видов, тем более устойчива система”. Поэтому гармоничное существование одного вида было бы невозможным. К тому же, природа (если бы она и сотворила человека) не могла заложить в свою основу такую “бомбу замедленного действия” как человек. Поэтому следует ещё раз повторить мой тезис: человек не принадлежит к животному миру, соответственно, к нему нельзя применять только естественнонаучные законы.

Итак, человека нельзя отнести к природному существу, человек является отдельным, уникальным видом, который обладает, в отличие от других существ разумом и совершенно уникальным телом. Дело всё в том, что человеческое тело не приспособлено ни для чего конкретного, как у животных, но для всех видов деятельности. Человеческое тело необычайно пластично, гибко, динамично и мобильно: оно приспособлено и для того, чтобы лазать по деревьям, быстро бегать, плавать и т.д. Из всех животных, человеческое тело самое универсальное и манёвренное.

Поэтому человека следует понимать не как выделившегося из природы существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватного отношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония в отношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку, человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимо было вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезни перестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот, как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом, то он его использовал во зло. К примеру, в Ассирии считалось за подвиг убить льва: но не для того, чтобы прокормить людей, а для того, чтобы доказать свою силу и ловкость. С течением времени люди стали уничтожать другие виды животных, разрушая, таким образом, биосферу. А особенно следует в связи с этим подчеркнуть, что ни одно животное не убивает свою жертву только ради забавы, но только для того, чтобы потом употребить в пищу.

Поэтому, до тех пор, пока люди не осознают своё истинное положение, до тех пор будет продолжаться бессмысленное уничтожение животного мира и окружающей нас природы.

1.4. Риск и безопасность в свете экологического кризиса

Итак, как я уже не раз говорила, современное человечество столкнулось с ужасающей проблемой “глобального экологического кризиса”, причиной которого послужило неправильное понимание человеком своего предназначения и положения. Человек, единственный кто обладал разумом, стал использовать его не для исполнения своей непосредственной цели, а для борьбы с окружающей природой. В Ассирии строились оросительные каналы, которые приводили к образованию солончаков, нарушали естественную ирригацию, прокладывая искусственные реки. Здесь следует вспомнить известный канал Поллукат в Междуречье, строительство которого означало первую попытку покорить природу. А, между прочим, в Египте орошение было естественным. Особенно после эпохи “Великих Географических Открытий” стали появляться крупные мануфактуры, заводы, цеха и т.д. Для удовлетворения их потребностей (а равносильно и потребностей людей) стали массово сводиться леса, варварски расхищаться природные богатства, а отходы выбрасываться в окружающую среду. В результате уже в XVIII веке в Англии произошла первая техногенная катастрофа: из-за ужасающего смога гибли многие люди. Однако общечеловеческих масштабов экокризис достиг в нашем ХХ столетии. Уже больше четверти всех животных занесены в “Красную книгу”, что значит, что над ними висит угроза полного исчезновения. В Амазонии и в Сибири, которых называют “лёгкими планеты” происходит массовое сведение лесов: человечество нуждается в ресурсах, пахотных площадях, топливе, сырье. И все эти потребности решаются за счёт природы. Люди берут из природы ресурсы, ничего не возвращая взамен.

Потребности в энергетике человек удовлетворяет с помощью электростанций: тепловых, водяных и атомных. В результате работы тепловых станций в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислоты, фрионов, разрушающих озоновый слой, диоксинов и т.д.; загрязняются реки и моря. Практически каждый год случаются аварии танкеров, транспортирующих нефть. И всё это делается для увеличения комфортности и удобств. Мировая цивилизация, таким образом, приобретает черты “потребительской культуры”, ставящей своей целью удовлетворение потребностей вне зависимости от положения природы. Отсюда-то становиться понятным принцип коммунистического отношения к природе «мы не должны ждать милостей от природы, взять их – вот наша задача!» В соответствии с этим принципом, предлагались сумасшедшие проекты по переброске рек на юг и т.д.

Всё это и многое другое привело к “глобальному экологическому кризису”, который, в свою очередь ведёт к деградации и вымиранию человечества. Коротко попытаюсь выделить основные причины, ведущие к этому экологическому кризису. Во-первых, это промышленные выбросы. В мире существует огромное количество заводов и фабрик, которые используют столько кислорода, сколько необходимо 20 миллиардам человек, а выбрасывает тысячи тонн углекислоты. В результате меняется вся экосистема: те растения, которые поглощают эту углекислоту, естественно, начинают бурно расти, вытесняя другие растения, что приводит к ослаблению биосферы и расшатыванию её основ. Более того, выбросы в атмосферу этих вредных веществ приводят к различным респираторным заболеваниям (бронхитам, тонзиллитам, ОРВИ), способствуют созданию благоприятной среды для различных вирусов и бактерий, которые до того момента находились в угнетённом состоянии. Во-вторых, сведение лесов приводит к гибели животных и растений, что расшатывает экосистему и приводит к обеднению или опустыниванию территорий. Но последствия скажутся не сразу, а через несколько лет, ибо гибель лесов приведёт в конечном итоге к уменьшению запасов пищи, что ударит по человечеству неурожаями и голодом. В третьих, выбросы вредных веществ в водоёмы и мировой океан уже сейчас приводит к отравлению воды (особенно опасны выбросы диоксинов, приводящих к мутациям на генетическом уровне), гибели рыбы, что также вскоре скажется на человеке (голод). В-четвёртых, это радиационные загрязнения. Из-за широкого распространения атомных электростанций остро встал вопрос утилизации и хранения ядерных отходов. И правительство, не найдя лучшего решения решило хоронить эти отходы в земле. Основное коварство радиации заключается в том, что она не видна, но скапливается в щитовидной железе. Из-за этого страдает наследственность, ибо происходят мутации у последующих поколений на генетическом уровне.

Итак, “глобальный экологический кризис” заставил общество пересмотреть результаты своей деятельности, ибо состояние здоровья общества и человека прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы. Массовые загрязнения, как радиоактивные, так и иного происхождения приводят к ухудшению здоровья, дебилизации и ухудшению качества населения. После испытания ядерного заряда в Самарской области и аварии на Чернобыльской АЭС, катастрофически возросла смертность от рака и других онкологических заболеваний. В отчете Международной организации по Охране Здоровья говориться, что увеличился риск появления многочисленных мутаций и отклонений, заболеваний крови (лейкемия), у людей, живущих на заражённых территориях, ослаблен иммунитет, чаще встречаются серьёзные заболевания косного мозга.

Также подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой. Тогда станет возможным решение проблемы экологического кризиса и охраны здоровья.

1.5. Экологические кризисы

Экологический кризис - напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, которое характеризуется несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы.

Экологические кризисы в истории развития человечества.

1. Изменение среды обитания живых существ в результате появления прямоходящих антропоидов - предков человека.

2. Кризис обеднения ресурсов промысла и собирательства.

3. Первый антропогенный экологический кризис - массовое уничтожение крупных животных ("кризис консументов").

4. Экологический кризис засоления почв и разрушения примитивного поливного земледелия.

5. Второй антропогенный экологический кризис ("кризис продуцентов").

6. Современный глобальный экологический кризис ("кризис редуцентов").

7. Глобальный, термодинамический, тепловой кризис.

8. Глобальный кризис снижения надежности экологических систем.

9. Комплексный или социокультурный кризис.

2. Роль экологической этики в современном обществе

Подъем этики окружающей среды был в 1970 году, когда сторонники защиты окружающей среды вынудили философов, которые работали в области окружающей среды, сгруппироваться, чтобы сделать некоторые замечания об экологической этике.

Термин "этика окружающей среды" – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий.

Этика окружающей среды - набор независимых этических обобщений, а не подогнанная специально система правил.

Действительно, этика следует из восприятия людей, отношений и поведения - как это имеет место для этики окружающей среды и свободы животных. Подобно шахматам, принятие решения в жизни очень восприимчивое или интуитивное - по аналогии, исходя из: 1) предпочитаемых формаций (игроков или аргументов); 2) эмпирическое исследование их (с максимальными и минимальными ожиданиями); которое ведет к прогрессивному углублению перспективы.

Проблема только смутно воспринимается в начале, но становится более ясной после обдумывания и обследования. Что захватывает в шахматной игре всех нас – не правила, но опыт каждого отдельного игрока. Гроссмейстер в шахматах видит больше на шахматной доске за несколько секунд, чем посредственный игрок сможет увидеть за тридцать минут.

Этика окружающей среды сегодня охватывает разнообразные, не обязательно связанные области, антология ее включает:

1. Права животных;

2. Этика Земли;

3. Экофеминизм;

4. Глубокая экология;

5. Поверхностная экология;

6. Права геообъектов (скал, долин);

7. Биоэтика.

Биоэтика могла бы быть определена как анализ этических вопросов и принятие решений связанных с использованием живых организмов и лекарств. Она включает как медицинскую этику, так и этику окружающей среды. Еще лучшее определение – это процесс принятия решения, обеспечивающий баланс всевозможных преимуществ, рисков и обязанностей. Слово "bioethics" было впервые использовано в 1970 году.

Общество стоит перед лицом принятия многих важных решений об использовании науки и технологии. Эти решения влияют на среду, человеческое здоровье, общество и международную политику. Для того, чтобы решать эти вопросы и разрабатывать принципы, чтобы помочь нам принимать решение, нужно включать антропологию, социологию, биологию, фармацевтику, религию, психологию, философию и экономику; мы должны объединить научную строгость биологических данных, с величинами религии и философии, чтобы разработать целостное мировое видение.

Биоэтика напоминает нам о комбинации биологии и этики, темах, которые переплетаются. Новая технология может быть катализатором для нашего мышления о вопросах жизни, и мы можем обдумывать примеры, подобные вспомогательным воспроизводственным технологиям, жизни, поддерживающей технологию, пересадку органа и генетику, которые были стимулами для исследований в биоэтике на протяжении последних нескольких десятилетий. Другим стимулом были проблемы окружающей среды.

Есть большие и небольшие проблемы в этике. Мы можем обдумывать проблемы, которые включают целый мир, и проблемы, которые включают единственного человека. Глобальной проблемой является истощение озонового слоя, которое увеличивает УФ (ультрафиолетовое) излучение, влияющее на все живые организмы. Эта проблема могла бы решиться индивидуальным действием каждого, прекращением использования озонистощающих химикатов.

Другая проблема – парниковый эффект, которая стала результатом, главным образом, использования большого количества энергетических ресурсов. Эта проблема, тем не менее, может решаться только индивидуальным действием каждого, путем уменьшения энергетического использования, из-за того, что нельзя запретить использование энергии. Мы могли бы сделать это с помощью выключения лишних лампочек, меньше используя нагреватели и воздушные кондиционеры, осуществив более эффективные энергетические построения, закрывая двери, и работая, в основном, при дневном (естественном) освещении. Это абсолютно простые действия, которые все должны делать, если мы обеспокоены судьбой нашей планеты, но не все еще делают так. Энергетическое потребление могло бы быть уменьшено на 50-80% с помощью изменения образа жизни, если люди этого бы хотели. Новая технология может помочь, но изменение образа жизни может безотлагательно влиять на сокращение потребления энергии.

Этика окружающей среды является сравнительно новой областью, которая будет, как и другие области прикладной этики, разрабатываться более полно. Ранние части или отрасли этики окружающей среды были разъединены друг с другом, нужен быстрый обзор, чтобы полностью понять сегодняшнее "целое" – и, узнать направления, в которых следует идти.

3. Международные экологические правоотношения

Международные экологические правоотношения– урегулированные правом отношения между государствами и иными субъектами международного права по поводу взаимодействия человека, народов, международного сообщества с окружающей природной средой.

Выделение в самостоятельную юридическую категорию этого широкого круга общественных отношений отражает возрастающую заинтересованность человечества в их обособленном, всесторонне-согласованном и эффективном правовом регулировании.

По содержанию к данной категории принадлежат отношения по:

  • определению юридического статуса и правового режима природной среды в целом и ее составляющих элементов;
  • изучению и контролю ее физического, химического, биологического состояния (мониторинг);
  • использованию всеми допустимыми способами природных ресурсов;
  • преднамеренному преобразованию природы;
  • воспроизводству природных объектов;
  • охране – поддержанию природной среды в благоприятном состоянии;
  • также иные отношения, прямо или косвенно связанные с воздействием на окружающую природу человека и человеческой жизнедеятельности. К этой категории принадлежат и отношения по предотвращению и устранению вредных стихийных влияний на людей, на общество со всеми его материальными и духовными ценностями.

Международные экологические правоотношения характеризуются традиционными элементами структуры – субъектами, объектами, взаимными правами и обязанностями участников.

Субъектами, в первую очередь, являются государства. Но, наряду с ними, в международных экологических правоотношениях могут участвовать, когда это предусмотрено правовыми нормами, нации и народы, международные правительственные и неправительственные организации, юридические и физические лица, действующие на международной арене.

Объектами международных экологических правоотношений являются природная среда в целом, составляющие ее элементы, отдельные природные объекты, которые в большинстве случаев являются также объектами природопользования и охраны природы. Объектами международных экологических правоотношений могут быть материальные процессы и явления, вытекающие из самого факта существования людей и их жизнедеятельности и олицетворяющие взаимодействие общества и природы.

Взаимные права и обязанности участников международных экологических правоотношений образуют обширную область юридически опосредованных связей внутри человечества и могут быть охарактеризованы применительно к сферам и предметам природоохранной деятельности.

Современное международное экологическое право – формирующаяся отрасль общего (публичного) международного права. Она представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование межгосударственных и иных международных отношений в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных природных условий жизни людей на Земле в интересах современного и будущих поколений.
Цель международного экологического права: служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой.

Предметом регулирования международного экологического права являются международные экологические отношения, то есть отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Зарождение и развитие международного экологического права имеет сравнительно недолгую историю. Но в современный период дальнейшее формирование этой отрасли международного права происходит весьма интенсивно.

В начальной стадии правовое регулирование международных отношений по использованию и охране природных ресурсов развивалось на основе двусторонних межгосударственных договоров. Одной из первых была Конвенция о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839г. Во второй половине XX века человечество столкнулось с опасностью радиационного загрязнения окружающей природной среды, которая поставила под угрозу существование всего живого на Земле. О последствиях радиоактивного загрязнения международная общественность хорошо информирована. Описания трагических последствий атомных взрывов в Японии, выступления против испытаний ядерного оружия широко известны. Принятие международно-правовых мер против испытаний ядерного оружия встречает активную поддержку.

4. Основные направления развития этапов экологического образования

Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.

Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

4.1. Экологическое образование в семье

Цель: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

Направления:

  • обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
  • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
  • формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
  • осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
  • организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

Средства:

  • организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
  • создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
  • создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;
  • разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
  • разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.

Первоочередные мероприятия:

  • создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы;
  • создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
  • подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста.

4.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях

Цель: формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Направления:

  • формирование знаний о природе родного края;
  • формирование знаний о преобразованной человеком природе;
  • формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
  • воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
  • формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
  • воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
  • формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды;
  • приобщение детей к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.

Средства:

  • экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами;
  • создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем);
  • организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
  • взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
  • разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду, экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение.

Первоочередные меры:

  • создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
  • разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника;
  • разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
  • проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей;
  • ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога).

4.3. Экологическое образование в школе

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.

Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:

  • на однопредметной основе (преподавание экологии);
  • на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
  • по смешанной модели конструирования учебного процесса;
  • по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.).

Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:

  • природные: биосфера; экосистемы биосферы.
  • социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
  • искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.

Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).

Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека.

Реализации принципов экологического образования через предмет "Литература" способствуют следующие факторы:

  • широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) – природа";
  • устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;
  • актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.

Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания.

В системе общего образования учитываются следующие его этапы и цели:

а) начальная школа:

  • воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
  • освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
  • становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.

б) основная школа:

  • становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.

в) полная средняя школа:

  • становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.

4.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе

Цель: подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания на конкретном рабочем месте, в своей будущей профессиональной деятельности.

Направления:

  • формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных ресурсосберегающих технологий;
  • формирование потребности в рационализаторской деятельности и поиске новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности;
  • развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте; привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией.

Средства:

  • привлечение учащихся к участию в экологических мероприятиях - конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных, региональных и международных экологических программах;
  • включение экологических аспектов в производственную практику учащихся учреждений начального профессионального образования;
  • экологизация традиционных естественно-научных предметов: химии, биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов: истории, языка, литературы, этики, обществознания и др.

Первоочередные мероприятия:

  • ввести в учебные планы средних специальных учебных заведений общие экологические дисциплины (экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня квалификации;
  • ввести в учебные планы изучение специализированных экологических предметов и практикумов (химические основы экологии, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и др.);
  • ввести в учебный план специальные общеобразовательные курсы ("Человек и биосфера", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы и культуры" и др.);
  • провести областные экологические чтения по содержанию и методике экологического образования в профессиональном обучении.

4.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях

Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих широким культурным и интеллектуальным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого (поддерживающего) развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей среды, умеющих оценить степень возможного антропогенного воздействия на природу и здоровье людей без нанесения ущерба природе и способных осуществлять экологическое просвещение населения.

Направления:

  • формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
  • подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;
  • формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
  • формирование умений и навыков в организации профессионального труда и просвещения в соответствии с профилем профессиональной деятельности;
  • понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;
  • представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.

Средства:

  • приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;
  • расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
  • осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
  • оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;
  • включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;
  • создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Первоочередные мероприятия:

  • создать в ведущих вузах области специальные кафедры по экологии, экологические факультеты и отделения;
  • разработать методику эколого-ориентированной подготовки студентов, не специализирующихся в области экологии (включение в дисциплины их специализации разделов по общей и социальной экологии, введение курсов "Охрана природы" и "Общая экология", подготовка курсовых и дипломных проектов по проблемам охраны природы);
  • ввести систему социального заказа на подготовку специалистов-экологов и организаторов экологического образования с гарантией их трудоустройства;
  • разработать и ввести в педвузах учебный курс "Научные основы непрерывного экологического образования".

 

4.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления

Цель: организация, осуществление и совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, принимающих ответственные решения, а также руководителей организаций и специалистов (за счет собственных средств), непосредственно связанных с природопользованием и осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Направления:

  • создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования госслужащих и руководителей предприятий, непосредственно связанных с природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды;
  • переподготовка и повышение квалификации лиц, не имеющих высшего экологического образования;
  • организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Средства:

  • развитие системы дистанционного обучения для всех форм вузовской профессиональной экологической переподготовки;
  • совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса в системе экологической переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • обеспечение аппаратными и программными средствами.

Первоочередные мероприятия:

  • разработать учебно-методическую основу для профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов управления.

4.7. Средства массовой информации в системе экологического просвещения и информирования населения

Цель: формирование общественного мнения в защиту окружающей среды; обеспечение оперативного информирования системы экологического образования и просвещения населения.

Направления:

  • обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;
  • формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;
  • повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов экологического содержания.

Средства:

  • разработка информационно-законодательных основ природопользования;
  • выпуск брошюр, информационных листков, календарей, открыток, буклетов с описанием и красочным изображением уникальных видов флоры и фауны, заповедных и подлежащих охране территорий, отдельных природных объектов;
  • активное воздействие на стереотипы сознания и поведения граждан, привитие экологически ориентированных моделей поведения и деятельности, а также предоставление экологически чистых товаров и услуг для воспитания разумного потребления;
  • распространение специальных и общих знаний об окружающей среде для развития эксцентрического типа экологического сознания у населения и непрагматических видов взаимодействия с природой;
  • регулярное информирование граждан о состоянии окружающей среды и здоровье населения;
  • обеспечение доступа общественности к экологической информации;
  • обеспечение информационной поддержкой, разработанных с участием общественности мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на экологическую обстановку;
  • организация постоянно действующего мониторинга общественного мнения по проблемам экологии (социально-экологический мониторинг);
  • проведение открытых, публичных "круглых столов", семинаров, с участием ученых, общественности, руководителей отраслей и ведомств по проблемам снижения экологической опасности и риска от деятельности предприятий с опубликованием материалов в печати;
  • создание условий для совершенствования профессионального мастерства журналистов, освещающих вопросы природопользования и охраны окружающей среды.

Первоочередные мероприятия:

  • создать открытый экологический университет на страницах местной прессы, в радио- и телепрограммах;
  • проводить ежегодные конкурсы на лучшие публикации, теле- и радиопередачи на экологические темы;
  • расширить рекламу подписных экологических журналов.

4.8. Участие партий, политических и общественных движений в экологическом образовании

Цель: формирование высокого уровня эксцентрического типа сознания как общественной доминанты; привлечение партий, политических и общественных движений к проведению эколого-просветительской работы среди своих членов и населения; взаимодействие с органами образования для исследования путей формирования устойчивого и сбалансированного общества; влияние на разработку и осуществление государственной экологической политики.

Направления:

  • формирование общественного мнения в защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической морали и этики;
  • использование политических методов с целью решения экологических проблем;
  • привлечение членов политических движений и партий, общественных организаций и религиозных конфессий к активной экологической деятельности;
  • организация широкой пропаганды массовых акций в защиту природы.

Средства:

  • определение и отстаивание социальных приоритетов, связанных с охраной здоровья и окружающей среды;
  • осуществление мер общественной борьбы с экологическими преступлениями;
  • поиск путей экологизации научно-технической политики, всех сфер человеческой деятельности;
  • содействие участию населения в активной природоохранной деятельности, в проведении дискуссий по проблемам поддерживающего развития,
  • выработка у населения активной жизненной позиции, отдающей предпочтение здоровой, безопасной, полноценной жизни человека, его духовному общению с природой и культурному развитию;
  • формирование условий для практического, конструктивного участия граждан в решении экологических проблем своего района и области, в том числе и на этапах проектирования новых и реконструирования старых производственных объектов;
  • защита экологических прав каждого гражданина области на создание условий для безопасной жизни.

Первоочередные мероприятия:

  • сформировать в политических движениях и партиях специальные структуры, отвечающие за работу по экологическому просвещению;
  • создать систему общественного содействия в защите окружающей среды;
  • проводить общественную экологическую экспертизу всех потенциально опасных для природной среды проектов;
  • разработать процедуру позитивного диалога между органами власти и экологическими организациями в процессе принятия экологически значимых решений;
  • организовать общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
  • организовать объединения цветоводов, аквариумистов, голубеводов, садоводов и т.д. для освоения и пропаганды технологий непрагматического взаимодействия с природой;
  • инициировать систему финансовой поддержки на местном и областном уровнях деятельности общественных экологических организаций и семинаров по обмену опытом экологического просвещения населения;
  • стимулировать творческую активность отдельных групп и движений, активно ведущих экологическое просвещение населения.

5. Заключение. Экологическая культура в обеспечении социальной перспективы

Ни одно из противоречий развития современного общества, в которое попало современное человеческое бытие, не выглядит столь безвыходным, угрожающим, как экологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, культура сама создала, породила данное противоречие. И только культура – изменение духовных основ деятельности, представлений о ценном, значительном и случайном, незначительном – может открыть выход в гармонию со всей экосистемой.

Та ситуация, которая в рамках старой системы ценностей выглядит как абсолютно безысходная, как «конец истории», с точки зрения экологической культуры предстает как, безусловно, сложная, но очень заманчивая возможностью и необходимостью не просто «повторения пройденного», но создание новых форм культуры, новых алгоритмов ее развития.

Изменяется и вид на сам экологический конфликт, конфликт между обществом и природой. Он рассматривается уже не просто как беда, но как неизбежное состояние отношений двух основных подсистем социоприродной экосистемы на стадии ее перехода к зрелому состоянию.

Гармонизация отношений общества и природы предполагает утверждения в культуре принципа взаимодополнительности всех явлений действительности, являющейся основой экологического подхода.

Найти направление выхода из тупика и выйти из него – это, конечно же, не одно и тоже. Предстоит еще решение огромного количества сложнейших проблем.

Требует нашего самого серьезного участия дальнейший анализ проблем сочетания законов и темпов развития биологической и социальной жизни, оптимизации, экологизации использования человеком социального времени, сочетания биологического, геологического, социального времени.

Об объеме работы идущих по пути к экологической культуре, работы, которая потребует для удержания «открытого экологического горизонта», для восстановления нарушенных связей в культуре и экосистеме и сохранения их, пока можно говорить лишь в самых общих чертах.

Ясно, что работа потребует от нас предельного культурного, душевного напряжения. Фактически речь идет о становлении в качестве определяющей черты каждого человека интеллигентности, т. е. способности человека понимать больше, чем ему непосредственно выгодно. А интеллигентом становиться очень непросто.

Форма и содержание в становлении и деятельности личности взаимообусловлены, его быт и бытие, сфера обыденного и сфера смыслов, внешняя и внутренняя жизнь непосредственно связаны. Поэтому овладение экологической культурой, культурой мышления неизбежно ведет к изменению индивидуальных потребностей человека. Мысля экологично, человек и поступать будет экологично. Так что экологично познаем самих себя. А там – дорогу осилит идущий.

Литература

1. Чарльз Бирх и Джон Б. Кобб (младший). «Освобождение Жизни: из Ячейки к Обществу» (Дентон, Техас: Книги Этики Окружающей среды, 1990), 357 страниц.

2. Ирджо Сепанмаа. «Красота Среды: Общая Модель для Эстетики Окружающей среды», Изд-е. 2-е. (Дентон, Техас: Книги Этики Окружающей среды, 1993), 191 страница.

3. Джон Б. Кобб (младший). «Это слишком поздно? Теология Экологии», обз. изд-е (Дентон, Техас: Книги Этики Окружающей среды, 1995), 112 страниц.

4. Юджин C. Харгроу. «Основания Этики Окружающей среды» (репринт. изд-е, Дентон, Техас: Книги Этики Окружающей среды, 1996), 229 страниц.

5. Робин Эттфилд. «Этика всей Окружающей среды (Дентон, Техас: Книги Этики Окружающей среды, 1983), 237 страниц.

6. «Экологическое право – развивающаяся отрасль отечественного законодательства» (Г.В. Чубуков, "Журнал российского права", N 7, июль 2001 г.)

7. "Экологическое право" под ред. В. Д. Ермакова.

Опубликовано:
03.05.2023

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.