Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Гидросфера

Водный ресурс

1. Значение водного ресурса для окружающей среды и человека

Для окружающей среды

Очень большое значение в жизни природы имеет то обстоятельство, что наибольшая плотность у воды наблюдается при температуре 4°C. При охлаждении пресных водоемов зимой по мере понижения температуры поверхностных слоев более плотные массы воды опускаются вниз, а на их место поднимаются снизу теплые и менее плотные. Так происходит до тех пор, пока вода в глубинных слоях не достигнет температуры 4°C.Благодаря этому подо льдом не прекращается жизнь. Большинство органических веществ биосферы представляют собой продукты фотосинтеза. Без воды не может происходить фотосинтез. Вода - единственный источник кислорода, выделяемого в атмосферу при фотосинтезе.

Для человека

Вода принимает активное участие в так называемом водно-солевом обмене. Процессы пищеварения и дыхания протекают нормально в случае достаточного количества воды в организме. Велика роль воды и в выделительной функции организма, что способствует нормальному функционированию мочеполовой системы. Велика роль воды и в процессах теплорегуляции организма. Она участвует, в частности, в одном из важнейших Необходимо отметить, что с водой в организм поступают минеральные вещества, притом в такой форме, когда они усваиваются почти полностью. Роль воды как источника минеральных солей сейчас общепризнана. В деятельности человека водный ресурс находит самое широкое применение. Вода - это материал, используемый в промышленности и входящий в состав различных видов продукции и технологических процессов, выступает в роли теплоносителя, служит для целей обогрева.

. Экологические проблемы, связанные с использованием водного ресурса

Острейшей гидрологической проблемой стало изменение качества природных вод и состояния водных экосистем под влиянием хозяйственной деятельности. Стремительное распространение веществ антропогенного происхождения привело к тому, что на поверхности Земли практически не осталось пресноводных вод, качество водных ресурсов, которых не изменилось бы в той или иной степени. Следствием химических и физических воздействий антропогенного происхождения является изменение состава донных отложений и живого вещества водных объектов.

Наибольшее количество загрязнителей поступает в водные объекты от предприятий нефтеперерабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной, металлургической, текстильной отраслей промышленности. Формирование химического состава поверхностных и подземных вод в условиях антропогенного воздействия характеризуется: повышением (или понижением) концентрации тех компонентов природных вод, которые обычно присутствуют в незагрязненной воде; изменением направленности естественных гидрохимических процессов; обогащением вод веществами, чуждыми природной воде.

Важное место в защите водного ресурса от загрязнения принадлежит очистным сооружениям. Очистные сооружения бывают различных типов исходя из основного приема обезвреживания нечистот. При механическом способе нерастворимые примеси устраняют из сточных вод через систему отстойников и различного рода ловушек. В прошлом данный метод находил самое широкое применение для очищения промышленных стоков. Суть химического способа заключается в том, что на очистных станциях в стоки вносят реагенты. Они вступают в реакцию с растопленными и нерастворенными загрязняющими веществами и способствуют их выпадению в отстойниках, откуда их устраняют механическим методом. Хотя данный прием негоден для очищения стоков, содержащих много разнородных загрязнителей. Для очищения промышленных стоков трудного состава используют электролитический (физический) способ. При всем этом приеме электрический ток пропускают через промстоки, что приводит к выпадению основной массы загрязняющих веществ в осадок. Электролитический способ довольно эффективен и требует относительно не очень больших расходов на сооружение очистных станций.

Следующей остро стоящей проблем является нерациональное использование водных ресурсов.

Нерациональное использование водных ресурсов - сегодня важнейшая проблема. Разработка и внедрение систем использования воды по замкнутому циклу - основной путь ее решения. Это означает: комплексную переработку сырья, замену многостадийных процессов одностадийными, извлечение ценных веществ из сточных вод, переход технологических процессов переработки из жидкой фазы в газовую, использование вместо воды других растворителей. Большое значение имеет сооружение водохранилищ (США, Россия, Китай), регулирующих речной сток. В странах Персидского залива, Средиземноморья, в Туркменистане на Каспийском море применяют опреснение. Существуют проекты транспортировки айсбергов из Антарктики. Возможно прекращение сброса промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых сточных вод во внутренние водоемы и моря. Значительное количество воды можно получить сбором в подземных хранилищах дождевых и талых вод.

. Методы управления водным ресурсом

водоем загрязнение экологический антропогенный

Мониторинг водных объектов представляет собой организационно-техническую систему регулярных наблюдений, оценки и прогнозирования состояния водных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

Целью мониторинга водных объектов является создание информационного обеспечения управления Государственным водным фондом в части рационального использования водных объектов и охраны вод от загрязнения и истощения, а также предотвращения вредного воздействия вод (с учетом их взаимодействия с другими компонентами окружающей среды) и сохранения благоприятной для жизнедеятельности человека среды обитания.

В соответствии с указанной целью мониторинг водных объектов выполняет следующие функции: проведение наблюдений, измерение, регистрация и первичная обработка и обобщение показателей, характеризующих состояние водных объектов, источников антропогенного воздействия на эти объекты и использования водных ресурсов. Также он выполняет оценку состояния водных объектов и контроль за соответствием его показателей требованиям нормативов и стандартов. Водный мониторинг создаёт и ведёт информационную базу данных, обеспечивающих оценку состояния водных объектов и прогнозирование его изменения, а также информационное обеспечение запросов о состоянии водных объектов.

Создание мониторинга водных объектов осуществляется на основе территориально-ведомственного принципа, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих ведомственных систем мониторинга водных объектов и источников антропогенного воздействия на них. Создание и функционирование мониторинга водных объектов базируется на едином организационном, техническом, информационном, методологическом и метрологическом подходе, обеспечивающем взаимодействие этих систем.

С учетом установленного Правительством распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, целей и задач мониторинга водных объектов, видов водных объектов, в систему Государственного мониторинга водных объектов выделяются следующие базисные функциональные подсистемы: мониторинг поверхностных вод суши и морской среды, мониторинг подземных вод, мониторинг использования вод и водохозяйственных систем

Следующий метод это экспертиза водных объектов. Состояние рек и озёр в экологической экспертизе также оценивается в двух аспектах: в качественным и количественным.

При оценке экологическая экспертиза исходит из данных о режиме водных объектов, гидрологических особенностях, реальном уровне потребления воды и том её количестве, которое понадобится для работы будущего предприятия.

Экологическая экспертиза может осуществляться общественными организациями или объединениями, деятельность которых в соответствии с их уставом направлена на охрану окружающей среды, включая подготовку и осуществление экологической экспертизы. Такие организации должны быть зарегистрированы в соответствии с правилами, предписанными законодательством Российской Федерации

. Основные формы водоохранных работ

Водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях:

обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную среду;

поддержания оптимальных условий водопользования;

сохранения качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;

защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

предотвращения или ликвидации негативного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Закон "О недрах" регулирует отношения, возникающие связанным с геологическим исследованием, применением и охраной подземных вод как полезного ископаемого. Он "содержит правовые и финансовые базы рационального комплексного применения и их охраны, обеспечивающих охрану интересов страны и граждан Российской Федерации, также пользователей".

Использование водами регулируется лицензиями, которые имеют разрешительный характер. Права и прямые обязанности владельца водным объект, цели и сроки его использования и т.п. оговорены в Положении о порядке лицензирования пользования недрами 1992 г.

Ещё одна формой являются водоохранных работ это экономическая. Экономическая форма основывается на реализации принципа платности водопользования и возмещения всех социально важных расходов на поддержание водного фонда России в обычном состоянии.

Реализация экономической формы осуществляется в виде взимания платы за все виды водопользования и лично связана с решением вопроса о собственности на водные объекты. Связанным с необходимостью сохранения средообразующей роли водных объектов, естественной целостности речных и других водных систем, также связанным с согласием водохозяйственного комплекса реализуется тезис о сохранении водных объектов в государственной собственности. Соответственно этому исполняется централизация полномочий по управлению применением и службой охраны водного фонда, а еще строится система платежей за применение водных объектов. Несоблюдение управляемости несет с собой опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Средства, поступающие в бюджет в виде платежей за использование водных ресурсов, рассматриваются, таким образом, как главной источник финансирования программных водохозяйственных и водоохранных мероприятий, финансируемых в масштабах государственного заказа, размещаемого в целях удовлетворения муниципальных нужд, ресурсного обеспечения федеральных целевых программ, даже бассейновых подпрограмм. Водное, налоговое и бюджетное законодательство в этой связи должны гарантировать целевое направление указанных платежей на формирование целевых бюджетных фондов. Отсутствие в бюджетной системе целевых фондов делает практически невозможным достижение провозглашенных в настоящей Концепции целей государственной водной политики.

Бюджетное финансирование является залогом обеспечения государственной защищенности в водно-ресурсной сфере. Наряду с этим должны быть увеличена роль и расширена область внебюджетного финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Новая экономическая форма водопользования, является адекватным рыночным условием - осуществляется с помощью обеспечения взаимодействия водопользователей и специально создаваемых водохозяйственных эксплуатационных компаний в сфере гражданских взаимоотношений: как государственные компании, так и организации других форм собственности.

Водохозяйственные эксплуатационные предприятия наделяются правом при наличии договора между обеими сторонами осуществлять на основе лицензии (которую выдают бассейновые органы) деятельность по удовлетворению потребностей водопользователей в водных ресурсах и получения доходов от поставки соответствующих товаров.

К обязанностям водохозяйственных эксплуатационных предприятий относится выполнение всего заранее закрепленного в условиях лицензий комплекса работ и инженерных и технических мероприятий, необходимых для инженерного устройства водных объектов, обеспечения нормативного качества водных ресурсов, содержания и обслуживания водохозяйственных систем, обеспечения технического уровня гидротехнических сооружений и т.д.

Водохозяйственные эксплуатационные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, отчисляют в бюджет установленные законодательством налоги и сборы, в том числе плату за право пользование водным объектом в своих целях. Их деятельность контролируется государством.

Список использованной литературы

. Бринчук М.М. Экологическое право-M.:Юрист 2006

. Дрогомирецкий И.И. Экономика и управление в использовании и охране природных ресурсов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

Опубликовано:
12.07.2020

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.