Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Гидросфера

Пользование подземными водами: нормативно-правовая база по дисциплине. Комплексное использование водных ресурсов

Вода, являясь одним из самых распространенных веществ в природе, представляет собой уникальное соединение, благодаря которому на Земле зародилась и существует такое явление, как Жизнь, все то, что мы называем биосферой. Все природные воды теснейшим образом взаимосвязаны и образуют гидросферу, сплошную водную оболочку Земли. Вода в виде молекул Н2О отмечается в литосфере и атмосфере, а биосфера более чем на три четверти состоит из воды. Гидросфера — динамичная система, в которой между водными массами всех оболочек Земли поддерживается динамическое равновесие. С участием воды совершается кругооборот веществ и энергии в природе.

Значительную роль в глобальном круговороте воды играет подземная составляющая. Здесь можно выделить подземный сток атмосферных осадков и преобразования воды во время таких геологических процессов, как седиментация, перекристаллизация пород и т.д. Следует также упомянуть об образовании воды из мантийных газов. Таким образом, подземные воды, характеризуясь особыми условиями миграции и разнообразными условиями формирования химического состава, являются составной частью единой гидросферы Земли. В настоящее время все большую остроту приобретает проблема пресной воды. На XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН было объявлено, что более миллиарда людей планеты страдает от недостатка доброкачественной воды, необходимой для питья и хозяйственных нужд. Только для поддержания жизни человеку ежесуточно необходимо около 2 л воды, а житель современного благоустроенного города в сутки расходует от 100 до 1000 л. Еще больше расход пресной воды в промышленности: для производства одной тонны стали расходуется 150–200 м3 воды, меди — 500, бумаги 450–1000, искусственного волокна 2000–6000 м3.

В связи с глобальным загрязнением поверхностных вод централизованное водоснабжение все в большей степени ориентируется на подземные воды. Так, в России более 60% городов использует для водоснабжения подземные резервуары. В других странах доля подземного водоснабжения еще выше. Однако в условиях растущей техногенной нагрузки на окружающую среду подземные воды также подвергаются загрязнению и истощению. В связи с этим при решении проблем охраны и рационального использования окружающей среды подземные воды, которые являются одной из наиболее используемых, уязвимых и динамичных составляющих геологической среды, занимают особое место.

1. Общие положения. ФЗ № 2395-1 «О недрах» от 21.02.1992 г.

Проблемы нормативного регулирования изучения и использования подземных вод вышли на первый план в последние 20 лет в связи с формированием новой общественно-экономической системы. Созданная во второй половине ХХ в. в СССР нормативная база, доставшаяся «по наследству» Российской Федерации, на протяжении длительного периода времени подвергается существенной корректировке. Основой сложившейся к настоящему времени системы является закон РФ № 2395-1 «О недрах», принятый 21.02.1992 г.

Обоснование возможности использования подземных вод для водоснабжения включает разработку методики и технологии проведения геологоразведочных работ, их производство, оценку запасов и проектирование эксплуатации. Все перечисленные виды деятельности сопровождаются получением разрешительной документации и различных согласований.

Правовое регулирование отношений, связанных с подземными водами, предполагает взаимодействие норм законодательства о недрах и смежных отраслей (водного, земельного, экологического, санитарно-гигиенического, градостроительного и др.). При этом вследствие разобщенности вовлеченных в этот процесс ведомств, несовпадения их интересов, а также недостаточно высокой квалификации разработчиков, качество выпускаемых документов зачастую находится ниже допустимого уровня. Действующая база противоречива, содержит ряд необоснованных требований и не в полной мере обеспечивает эффективное и рациональное использование недр.

Созданный к настоящему времени комплекс нормативных документов чрезвычайно обширен. При этом он постоянно расширяется и корректируется, что вызывает многочисленные осложнения у недропользователей.

В общем виде иерархия источников права выглядит следующим образом: Конституция РФ — федеральные конституционные законы — федеральные законы — Указы Президента — постановления Правительства РФ. В сфере недропользования в рамках реализации норм указанных законов и постановлений нормативные правовые акты принимает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР РФ).

В настоящее время жестко регламентирован практически каждый шаг недропользователя. Единственный этап, где предоставлена определенная свобода, — проведение геологоразведочных работ, методика которых разрабатывается, как правило, специализированными организациями (хотя требования к результатам работ и отчетным материалам строго установлены).

Порядок осуществления большинства процедур, официально называемых государственными функциями (услугами), детально прописан в так называемых Административных регламентах — документах, определяющих порядок действий в процессе предоставления услуг государственными органами. Предполагается, что их наличие дает заявителям возможность контроля процедур рассмотрения их документов и обращений.

Фактически государство выстраивает заново систему геологического изучения и использования подземных вод, стараясь при этом максимально зарегулировать последовательность работ, их состав и требования к отчетности. Вектор развития нормативной базы очевиден — детальная регламентация действий как недропользователей, так и должностных лиц, ответственных за исполнение государственных функций.

В соответствии с законом «О недрах» право пользования участком недр удостоверяется лицензией на пользование недрами (ст 11) Виды пользования недрами содержатся в статье 6.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О недрах» лицензия выдается на следующие виды работ:

  • по геологическому изучению недр,

  • разработки месторождений полезных ископаемых,

  • размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья,

  • использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств,

  • использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Общая схема пользования недрами показана на рис. 1, последовательность действий недропользователя при проведении поисково-оценочных и разведочных работ — на рис. 2, при строительстве и эксплуатации водозаборных сооружений — на рис. 3.

Рис. 1 –Обща схема пользования недрами при изучении и добыче подземных вод

Рис. 2 – Последовательность действий при проведении поисково-оценочных и разведочных работ

Рис. 3. Последовательность действий при строительстве и эксплуатации

Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на добычу. Очевидно, что в ряде случаев, как правило, в простых условиях, уже по результатам работ, выполненных в рамках лицензии на геологическое изучение, может быть достигнута степень изученности, достаточная для освоения месторождения (участка). Соответственно в такой ситуации проведение разведки не требуется (рис. 1).

Представленные на рис. 2 и 3 этапы неравноценны, но каждый из них базируется на соответствующей статье закона «О недрах», согласно которому:

  • предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ст. 11);

  • работы по геологическому изучению недр подлежат государственному учету и включению в государственный реестр (ст. 28);

  • работы проводятся в соответствии с утвержденными проектами, экспертиза которых осуществляется в органе управления государственным фондом недр (ст. 36.1);

  • предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (ст. 29);

  • обязанностью недропользователя является представление информации в фонды геологической информации (ст. 22, 27);

  • разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами (ст. 23.2).

В целом приведенная на рис. 1–3 последовательность работ представляется вполне логичной. Однако она не предусматривает исключений, которые должны касаться, в первую очередь, проектирования геологического изучения недр.

Порядок проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размер платы за ее проведение устанавливаются Приказом Минприроды России №490 от 23.09.2016 г.

Уже много лет обсуждается вопрос о введении упрощенного порядка оценки запасов для одиночных водозаборов.

Состав необходимых для прохождения каждого этапа материалов и документов приводится в соответствующих постановлениях и приказах. В Административных регламентах он именуется «исчерпывающим перечнем», который зачастую оказывается исчерпывающим только на бумаге. Основные документы, устанавливающие требования к лицензированию, проектированию и проведению работ, подсчету и экспертизе запасов, приведены ниже.

Документы, регламентирующие лицензирование пользования недрами

  1. «Положение о порядке лицензирования пользования недрами» (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. №3314-1);

  2. Инструкция по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (утв. Роскомнедрами 14.04.1994 г.);

  3. «Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» (утв. приказом МПР РФ от 29.11.2004 г. № 710, зарег. в Минюсте РФ 17.12.2004 г. № 6197);

  4. Административный регламент Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. приказом МПР РФ от 29.09.2009 г. № 315, зарег. в Минюсте РФ 25.12.2009 г. № 15837).

Документы, регламентирующие проектирование и проведение работ

  1. Постановление Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами»;

  2. Приказ МПР РФ №490 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение» от 23.09.2016 г.

  3. ГОСТ Р 53579-2009 «Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. №877-ст);

  4. Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод (утв. приказом МПР РФ от 27.10.2010 г. № 463, зарег. в Минюсте РФ 23.11.2010 г. № 19018);

  5. Временный регламент рассмотрения и согласования технических проектов разработки месторождений подземных вод, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (утв. приказом Роснедр от 22.06.2010 г. № 654);

  6. Критерии отнесения вопросов согласования проектной документации к компетенции комиссии, создаваемой Роснедрами, и компетенции комиссий, создаваемых его территориальными органами (утв. Приказом МПР РФ от 13.05.2010 г. № 154, зарег. в Минюсте РФ 21.05.2010 г. № 17332).

Документы, регламентирующие подсчет и экспертизу запасов подземных вод

  1. Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69 «О Государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»;

  2. Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод (утв. приказом МПР РФ от 30.07.2007 № 195, зарег. В Минюсте РФ 03.09.2007 г. № 10092);

  3. Методические рекомендации по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод (утв. распоряжением МПР РФ от 27.12.2007 г. № 69-р);

  4. Требования к составу и правилам оформления, представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод (утв. приказом МПР РФ от 31.12.2010 г. № 569, зарег. в Минюсте РФ 25.03.2011 г. № 20293);

  5. Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса (утв. приказом МПР РФ от 06.09.2012 г. № 265, зарег. в Минюсте РФ 21.12.2012 г. № 26227);

  6. Методические рекомендации по обеспечению учета ресурсной базы подземных вод с применением Классификатора названий месторождений и участков месторождений (утв. приказом Роснедр от 29.10.2010 г. № 1274);

  7. Административный регламент предоставления Роснедрами государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (утв. приказом МПР РФ от 25.01.2013 г. № 27, зарег. в Минюсте РФ 17.07.2013 г. № 29087);

  8. Положение о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых (утв. приказом Роснедр от 22.12.2005 г. № 1332).

2. Геологоразведочные работы и инженерные изыскания.

С 1992 г. отношения в сфере недропользования, в частности проведение геологоразведочных работ, регулируются законом «О недрах». Однако уже после его принятия в области градостроительного законодательства был подготовлен и утвержден ряд правовых и нормативно-технических документов, касающихся геологического изучения недр при обосновании водоснабжения за счет подземных вод.

В 2006 г. выходит Постановление Правительства РФ № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», а в 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», согласно указанным постановлениям:

  • поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения включены в перечень специальных видов инженерных изысканий;

  • предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов;

  • состав отчетной документации устанавливается Минрегионом развития РФ.

Общие требования и правила выполнения инженерных изысканий устанавливает свод правил (СП) 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (Актуализированная редакция СНиП 11-02-96), согласно которому при проведении геологоразведочных работ с подсчетом и утверждением запасов следует руководствоваться требованиями нормативных документов МПР РФ только при значительной потребности (более 1000 м3/сут) и в сложных гидрогеологических условиях.

3. Подземный водный объект и участок недр.

Пользователи подземных вод

Правовое регулирование изучения и использования подземных вод предполагает наличие объекта права пользования. Подземные воды одновременно являются и составной частью недр, и частью общих водных ресурсов. Соответственно при определении такого объекта рассматривается как геологическая среда, так и находящиеся в ней воды.

Основной единицей водного права является водный объект, который разделяется на поверхностный и подземный. Водный Кодекс 1995 г. содержал определение понятия «подземный водный объект», под которым понималось сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. При этом к ним относились водоносные горизонты, бассейны, месторождения и естественные выходы подземных вод. В 2006 г. месторождения были исключены из категории подземных водных объектов, а естественные выходы отнесены к поверхностным.

Действующий Водный Кодекс предусматривает, что право пользования подземными водными объектами возникает по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Основной единицей законодательства о недрах является «участок недр». В ст. 2 и 7 указывается, что он представляет собой геометризованный блок недр, который предоставляется в пользование в виде геологического отвода (для геологического изучения недр), либо горного отвода (для разведки и добычи). Обязательное ограничение по глубине имеет только горный отвод. При предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода, которые подлежат уточнению после разработки и согласования технического проекта.

Пространственные границы горного отвода при разработке месторождений питьевых подземных вод определяются согласно Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных. Для технических подземных вод определение границ горного отвода Инструкция не регламентирует.

Согласно п. 6.3.1, горный отвод в плане должен совпадать или превосходить по площади границу зоны строгого режима санитарной охраны водозабора (скважины). В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» пояс строгого режима предназначен для защиты сооружений от случайного или умышленного загрязнения или повреждения. Его размеры устанавливаются в зависимости от степени защищенности подземных вод, которая определяется условиями перекрытия водоносного горизонта водоупорными отложениями в пределах всех трех поясов ЗСО.

При оформлении лицензий вариантность фразы Инструкции, указывающей, что горный отвод в плане должен совпадать или превосходить по площади границу зоны строгого режима, не учитывается, что размеры всегда совпадают. Границы отвода устанавливаются вертикально и не могут быть расширены в пределах водоносного горизонта. Таким образом, горный отвод имеет форму вертикального цилиндра или призмы.

Приведенные выше нормы законодательства показывают, что понятия «участок недр» и «подземный водный объект» не являются и не могут являться тождественными. Отдавая в пользование для добычи подземных вод участок недр, имеющий четко определенные пространственные границы, государство тем самым отдает в пользование и подземный водный объект, границы которого часто удалены от участка на десятки и сотни километров. При этом если водное законодательство предполагает множественность пользования водным объектом, то участок недр предоставляется в исключительное пользование владельца лицензии (в случае лицензии на добычу). Однако воздействие эксплуатации распространяется далеко за пределы участка недр, оказывая влияние на возможность отбора подземных вод на других участках, предоставленных в пользование для их добычи.

Охране подземных водных объектов посвящена статья 23 закона «О недрах».

На основании статьи 9 закона «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

4. Предоставление земельного участка для целей недропользования.

Пользование недрами в обязательном порядке предполагает использование соответствующего земельного участка. Согласно ст. 12 закона «О недрах», лицензия должна содержать указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Регулирование предоставления земельных участков для указанных целей в последние годы претерпевает довольно частые изменения.

Согласно первой редакции закона «О недрах» (1992 г.), предоставление лицензий на пользование недрами осуществлялось одновременно с предоставлением земельного участка. В редакции 1995 г. для получения лицензии требовалось наличие предварительного согласия органа управления земельными ресурсами, либо собственника земли. Отвод земельного участка в окончательных границах осуществлялся после утверждения проекта работ по недропользованию. В редакции 2007 г. «предварительное согласие» было заменено на «согласие». Данная норма действовала до конца 2008 г. При этом законодательно не были регламентированы ни процедура получения согласия правообладателя земельного участка, ни форма, в которой данное согласие должно быть выражено, ни правовые последствия отказа от принятых обязательств.

В действующей редакции ст. 11 осталась следующая формулировка: «Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ». Согласно ст. 25.1, земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, закон «О недрах» содержит отсылку к земельному законодательству, что фактически устранило правовую связь между предоставлением права пользования недрами и приобретением прав на земельный участок для целей пользования недрами. При этом в ст. 12 значимые изменения не вводились — необходимость указания в лицензии границ земельного участка фигурирует в ней с 1992 г. Согласно письму Минэкономразвития № Д23-2519 от 14.06.2011 г., до получения лицензии должны быть установлены границы предоставляемого земельного участка.

Закон «О недрах» не разделяет требования по оформлению прав на землю в зависимости от вида лицензии (геологическое изучение или добыча). Однако Земельный кодекс регулирует выделение земель только для добычи: «организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода» (ст. 88). В связи с этим земельные участки при проведении геологического изучения недр не предоставляются.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержден приказом МПР РФ от 29.11.2004 г. № 710. Согласно действующей с 2012 г. редакции, правоустанавливающие документы на землю не входят в перечень необходимых для оформления лицензии.

Как показывает практика, для нефтяных и горно-добывающих компаний, получивших лицензию на право пользования недрами, приобретение прав на земельные участки уже становится серьезной проблемой [4]. Такие ситуации возможны и при освоении разведанных запасов подземных вод. Причиной этого является отсутствие законодательно установленных гарантий и механизмов предоставления недропользователям земельных участков и закрепленных обязанностей их правообладателей [5].

Земельный участок, согласно ст. 11 закона «О недрах», предоставляется после утверждения проекта работ по использованию недр. Однако для проведения экспертизы (согласования) проекта работ, будь то проект геологического изучения или проект разработки (проект водозабора), требуется наличие лицензии.

Вышесказанное свидетельствует, что «на основе действующего законодательства невозможно установить последовательность действий субъектов по оформлению прав на землю и на пользование недрами с должной степенью определенности для всех видов пользования недрами» [4].

Отсутствие согласованности закона «О недрах» и Земельного Кодекса может привести к возникновению правовой коллизии, практически исключающей хозяйственное использование земельного участка. С одной стороны, застройка площадей залегания полезных ископаемых требует согласования с органом управления государственным фондом недр. С другой — для разработки предоставленного участка недр недропользователь должен получить разрешение правообладателя земельного участка. Выбор между застройкой и разработкой недр предполагает наличие согласия сторон, которое далеко не всегда может быть достигнуто.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о необходимости внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, направленных на устранение имеющихся противоречий и установление четкой последовательности действий при оформлении земельных участков для целей недропользования.

5. Оформление заключений органов Роспотребнадзора при геологическом изучении.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению «Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» на отчетные материалы с подсчетом запасов оформляются заключения уполномоченных органов, устанавливающие соответствие состава подземных вод действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и возможность создания зон санитарной охраны. Согласно «Требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод», к отчету должно прилагаться заключение о соответствии качества воды и зон санитарной охраны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для питьевых подземных вод.

Выдача санитарно-эпидемиологических и экспертных санитарных заключений осуществляется территориальными органами Роспотребнадзора и регулируется законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и подзаконными актами к нему. Согласно ст. 18 закона для водных объектов, предусмотрены пять видов санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам.

Для ЗСО, согласно нормативным документам МПР РФ, требуется заключение, удостоверяющее возможность их создания (Методические рекомендации ...) и их соответствие правилам и нормативам (Требования...).

Несогласованность норм законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения фактически вынуждает недропользователей проводить разработку и согласование проекта ЗСО уже на стадии геологического изучения недр, которая, как правило, не предполагает окончательного определения схемы будущего водозабора и нагрузок на эксплуатационные скважины.

Соответствие качества (состава) воды может быть подтверждено только первым из приведенного списка заключений. В нем фигурирует понятие «водный объект», которое в высшей степени неоднозначно определяется законодательством. Поэтому обычно оно подменяется термином «источник водоснабжения».

Таким образом, при проведении геологоразведочных работ возможны два варианта:

  • получение двух заключений Роспотребнадзора — о соответствии водного объекта (для подтверждения качества) и о соответствии проекта ЗСО;

  • получение одного заключения — о соответствии водного объекта, в котором удостоверяется соответствие нормативам и по качеству, и по ЗСО [6].

6. Лицензирование пользования подземными водами для физических лиц

Согласно статье 19 закона «О недрах», чтобы владельцу не потребовалась лицензия на скважину (колодец), которая содержится на собственном участке, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • Вода, добываемая из скважины, предназначена исключительно для нужд владельца источника воды и не употребляется для каких-либо коммерческих целей. На практике это условие устанавливает обязательное лицензирование не только для частных предпринимателей или садоводческих товариществ, но и для личной скважины, которой безвозмездно пользуются соседи собственника;

  • Суточный объем ресурса, то есть подземных вод, добываемых из скважины, должен быть не более 100 м³;

  • Скважина устроена на уровне первого водоносного горизонта. Здесь требуется пояснить, что речь идет о так называемых грунтовых водах, природные залежи которых находятся на глубине до 5 метров от земной поверхности;

  • Источник, из которого добывается вода, не является источником централизованного водоснабжения и не находится на балансе государства. Организация, которая может дать сведения об источниках, находящихся на гос. учете – Отдел фонда геологической информации, к которому территориально относится земельный участок. Для получения этой информации собственнику участка потребуется подать заявку и оплатить стоимость услуги.

Ответственность за пользование недрами без лицензии

Самый весомый аргумент в пользу получения лицензии в законном порядке – ответственность, которую придется понести физическому лицу, пробурившему на своем участке артезианскую скважину или иной источник, попадающий под требования о получении лицензии. Отсутствие лицензии на скважину влечет за собой наложение штрафа на владельца участка, сумма которого для физического лица может составить от 3000 до 5000 рублей (статья 7.3 КоАП РФ). По итогам проверки документов и условий эксплуатации источника воды проверяющий, обнаруживший это нарушение, выдаст предписание, документ, в котором указаны все нарушения по добыче подземных вод, а также сроки, в которые их следует устранить. Неисполнение предписания или исполнение с нарушением установленных документом сроков, приведет к штрафным санкциям. В дальнейшем, может быть принято решение о ликвидации скважины путем тампонирования.

Отдельно в той же статье КоАП РФ определена ответственность для частников, имеющих действующую лицензию, но нарушающих лицензионные условия эксплуатации: штраф от 2000 до 3000 рублей [7].

Пакет документов для получения лицензии

Для физического лица, которому требуется лицензия на скважину, установлен следующий пакет документов:

  • Заявление (заявка) на выдачу лицензии;

  • Паспортные данные;

  • Свидетельство, подтверждающее право собственности на участок земли (или право аренды, право пользования и так далее);

  • Планы участка (ситуационный и генеральный);

  • Кадастровый план;

  • Свидетельство ИНН;

  • Банковские реквизиты;

  • Проекты ЗСО и бурения скважины.

Проект зоны санитарной охраны: требования к ЗСО . Это касается обязательного требования санитарной безопасности – обеспечить возле источника воды зону санитарной охраны (ЗСО).

Перед тем как получить лицензию на скважину, потребуется создать возле источника воды (скважины) огороженную санитарную зону, радиус которой от 30 до 50 метров. В отдельных случаях эта цифра может быть уменьшена, но не более чем на 10 метров. Доступ за ограду следует ограничить для всех, кроме владельца участка и рабочих по обслуживанию оборудования водной скважины. Но огражденной территории не должно находиться никаких объектов, не связанных с функционированием скважины, в том числе деревьев, столбов, кустарников. Также не следует забывать о регулярной стрижке (скашивании) травы в ЗСО. Дорожки к скважине и сопутствующему оборудованию должны иметь твердое покрытие, например, бетон, асфальт и прочее. Получить свидетельство о наличии условий для организации ЗСО нужно в местном отделении Роспотребнадзора.

Выдача лицензии, сроки действия.

Документация рассматривается в срок до двух месяцев, после чего выносится решение о выдаче лицензии на право пользование недрами, которую проще называют «лицензия на скважину», или передается официальный отказ в лицензии. Получив на руки этот документ, можно приступать к фактическому строительству скважины. Стоит заметить, что на работы по бурению артезианских скважин также требуется лицензия – она должна быть у организации, осуществляющей такую деятельность.

Лицензия на частную скважину имеет срок действия, 25 лет, по окончании которого потребуется пройти всю процедуру заново (ст. 10 ФЗ от 21.02.1992 N 2395-1)

Регистрация скважины

Завершающим этапом официального «приобретения» скважины на участке станет регистрация и присвоение индивидуального номера (ИН). Происходит это в несколько этапов: Специалисты Департамента (Министерства) недропользования выезжают на местность для геологической экспертизы. При положительном заключении можно переходит к следующему шагу. Возведение ЗСО согласно проекту. Взятие проб воды приглашенным специалистом Роспотребнадзора. По результатам всех экспертиз владелец скважины получит на руки заключение о пригодности воды для питьевых или технических целей. Регистрация скважины и присвоение ИН в государственном водном реестре [7].

Заключение

На основании вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы нормативно-правового регулирования в области изучения и использования подземных вод:

  • несогласованность и разобщенность норм закона «О недрах» и смежных отраслей законодательства;

  • отсутствие определений используемых понятий и унификации понятийного аппарата;

  • наличие неправомерных, а иногда и противоречащих здравому смыслу положений — как в законах (кодексах), так и в подзаконных актах;

  • жесткая регламентация административных процедур при одновременной нечеткости формулировок и соответственно неоднозначности их трактовок;

  • избыточность требований к проведению работ и представлению их результатов, не учитывающая разнообразие рассматриваемых объектов и решаемых задач.

Преодоление указанных недостатков сложившейся системы регламентации отношений недропользования требует как гармонизации закона «О недрах» с другими ФЗ (Кодексами), так и упорядочения норм многочисленных подзаконных актов. Движение в этом направлении невозможно без привлечения специалистов в области гидрогеологии, повсеместно и ежедневно сталкивающихся в практической деятельности с плодами законотворчества и «совершенствования» нормативных документов. Подготовленные проекты документов требуют широкого обсуждения профессиональным гидрогеологическим сообществом, что на практике зачастую игнорируется. Считаем также необходимым детальное изучение и использование зарубежного опыта в области водного законодательства [6].

Список использованных источников

  1. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.07.2017) «О недрах»;

  2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

  3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

  4. Высоцкая О.С. О некоторых проблемах правового регулирования предоставления земельных участков для целей недропользования // Юридический мир. — 2011. — № 6. — С. 52–53.

  5. Миронов Н.Ю. Предоставление земельных участков для целей недропользования: соотношение земельного законодательства и законодательства о недрах // Нефть, газ и право. — 2011. — № 6 .— С. 26–32.

  6. Лицензия на скважину для физических лиц: где и как получить [Электронный ресурс]/ Сайт ФБ.ру [интернет - сайт]. Режим доступа: http://fb.ru/article/282133/litsenziya-na-skvajinu-dlya-fizicheskih-lits-gde-i-kak-poluchit#image1531711 (Дата обращения 20.09.2017 г.)

  7. Критический обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих изучение и использование питьевых и технических подземных вод [Электронный ресурс]/Гидрогеологическая и геоэкологическая компания (официальный сайт). Режим достура: http://www.hydrogeoecology.ru/index.php/biblioteka-gidek/zhurnaly/razvedka-i-okhrana-nedr-5-2014-g/141-kriticheskij-obzor-normativno-pravovykh-dokumentov-reglamenti-ruyushchikh-izuchenie-i-ispolzovanie-pitevykh-i-tekhnicheskikh-podzemnykh-vod (Дата обращения 16.0.2017 г.)

Опубликовано:
04.01.2023

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.