Рефераты: Экология / Биосфера
Управление живыми морскими ресурсами: международно-правовой аспект
Управление живыми морскими ресурсами: международно-правовой аспект
Вследствие того что, морское рыболовство приобрело явно международный характер и стало оказывать воздействие на состояние гидробионтов всего Мирового океана в последние годы сформировалась концепция международного управления морскими живыми ресурсами, которая вобрала в себя все лучшее, что было создано предшествующими российскими и зарубежными естествоиспытателями и правоведами. Эта концепция стала своеобразным синтезом биологических, экономических и правовых идей, разработанных в разных странах.
Актуальность концепции управления морскими ресурсами обусловлена еще и тем, что подавляющее большинство стран мира перешли на модель рыночных отношений, основу которых составляют конкуренция, личная инициатива во имя прибыли, единые правовые правила игры. В условиях рыночных отношений целью рыбопромышленников является получение максимального улова и реализация его по наиболее высокой цене. С развитием промышленного рыболовства как вида экономической деятельности стало понятно, что морские биологические ресурсы, хотя и возобновляемы, не бесконечны, и ими необходимо рационально управлять. Функционирование промышленного рыболовства затрагивает глобальные проблемы в экономике, экологии и социальной сфере. Проблемы современного мирового рыболовства связаны с обострением борьбы за ресурсы, вызванной ухудшением состояния этих ресурсов и чрезмерной интенсивностью их эксплуатации. Все это «толкает» к неминуемому разрушению запасов, если не будет надлежащего научно обоснованного управления морскими живыми ресурсами и контроля за рыболовством посредством правовых механизмов.
Конечная цель управления морскими биоресурсами состоит в обеспечении на международно-правовом и национально-законодательном уровне мер такого воздействия на запас рыб, иных биоресурсов, при котором стимулируется их высокий темп воспроизводства.
Современные нормы и правила управления морскими ресурсами зафиксированы в Конвенции по морскому праву, принятой на III Конференции ООН в 1982 г. и ратифицированной Россией в 1997 г., а также в документах, принятых в развитие идей Конвенции. Конференция ООН 1982 г. не сформулировала порядок определения максимального устойчивого улова. Наукой это понятие трактуется как ведение промысла, при котором ежегодный вылов биоресурса соответствует ежегодному приросту. На практике это означает осуществление изъятия биоресурсов в объеме общедопустимого улова (ОДУ). Поэтому определяющим является регулирование промысла, в частности, путем установления допустимого улова, как правило, для конкретного запаса морских организмов, а также соответствующего его состоянию и структуре промыслового усилия (в том числе, количества и типов судов на промысле, разрешенных орудий лова, районов и сезонов промысла). При этом биомасса и структура запаса поддерживаются в оптимальных параметрах, обеспечивающих высокий темп его пополнения, с учетом ареала обитания запаса, его пищевых возможностей, взаимодействия между различными видами и т.д. В случае чрезмерной эксплуатации запаса уменьшается его часть, участвующая в пополнении и, соответственно, биомасса запаса. Если же реальное изъятие меньше оптимального, то при неизменных пищевых возможностях замедляется пополнение запаса, что ведет к его «старению» и, в конечном счете, также к снижению биомассы.
А.Н. Вылегжанин и В.К. Зиланов выделяют шесть слагаемых управления морскими живыми ресурсами:
. Экологический компонент. Международная договоренность или национальный план управления водными биоресурсами, как правило, учитывает экологические факторы как естественные, так и обусловленные привнесением в морскую среду веществ вследствие деятельности человека.
. Оценка состояния запасов морских организмов и их мониторинг. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает, что меры государств по сохранению, и управлению водными биоресурсами должны учитывать «наиболее достоверные научные данные» (ст. 61, 119), которые у государств имеются. Если таких данных у государства нет, то нет и его обязанности их учитывать. Однако по смыслу Конвенции ООН 1982 г. наличие таких данных не ограничено пределами конкретного государства: Конвенцией предусмотрены их передача и обмен «на регулярной основе через компетентные международные организации» (ст. 61 и 119).
3. Определение максимального устойчивого вылова. Согласно Конвенции принимаемые прибрежным государством меры по сохранению живых ресурсов и управлению ими должны обеспечивать максимальный устойчивый вылов (ст. 62). По практике государств и компетентных морских организаций сущностной информацией для определения максимального устойчивого вылова являются данные о динамике отношений между: а) величиной промыслового усилия (промыслового воздействия на запас), б) величиной улова при данном промысловом усилии, в) уровнем воспроизводства запаса при данной величине улова. Поскольку по смыслу Конвенции ООН 1982 г. эксплуатация государством рыбного запаса на уровне, превышающем максимальный устойчивый вылов, противоречит международному праву, определение величины этого вылова для конкретного запаса - весьма ответственная функция государств.
4. Экономический компонент. Конвенция обязывает прибрежные государства содействовать цели оптимального использования живых ресурсов исключительной экономической зоны (ст. 62), что по законодательной практике ряда государств предполагает экономические расчеты и оценки с тем, чтобы получить в долговременном плане максимально возможные экономические выгоды от эксплуатации таких ресурсов. При этом оцениваются затраты государства на организацию управления ресурсами (в том числе, на научные исследования по оценке запасов, обработку статистических данных о промысле, обеспечение исполнения правовых норм, содержание аппарата управления и т.д.), сопоставляются показатели эксплуатации ресурсов разными судами, с применением различных орудий лова; сравниваются ценовые показатели продукции промысла различных видов морских биоресурсов на мировом рынке и т.д.
5. Регулирование рыболовства. Регулятивный компонент использования морских биоресурсов в исключительной экономической зоне завершает систему управления ими, переводя на язык права экологические, экономические, биологические и иные соответствующие факторы. Конвенция ООН 1982 г. специально предусматривает перечень отношений, которые могут регулироваться законами и правилами прибрежного государства (лицензирование; определение видов, разрешенных для промысла; регулирование сезонов и районов промысла и т.д.) (ст. 62).
6. Институциональный компонент. Конвенция ООН 1982 г. предусмотрела различный порядок обеспечения выполнения правовых норм об управлении живыми ресурсами: а) в районах под суверенитетом и юрисдикцией прибрежного государства и б) в открытом море. В первом случае именно прибрежное государство вправе принимать указанные меры, в том числе, досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство. В этих целях прибрежное государство вправе создать надлежащий институциональный механизм. Во втором случае, даже если предметом соответствующего правоотношения являются запасы анадромных видов, обеспечение выполнения правил, касающихся управления ими за пределами исключительной экономической зоны, осуществляется на основе соглашения между государством происхождения и иным государством, заинтересованным в таком управлении. Соответствующий институциональный механизм создается на основе указанного соглашения.
Существует множество определений «управления морскими живыми ресурсами» в научной литературе. Так, в основе своей ученые утверждают, что это основной инструмент стабильного развития рыболовства, главный из имеющихся в настоящее время резервов увеличения снабжения человека морепродуктами, представляющий собой осуществляемые на научной основе меры рационального воздействия на такие ресурсы в море в целях обеспечения их максимального устойчивого вылова при оптимуме воспроизводства. Одно из новых определений дано в Руководстве по управлению рыбными ресурсами, подготовленном ФАО в 1997 г. в соответствии с которым управление рыбными ресурсами означает «интегрированный процесс сбора и анализа информации о рыбных ресурсах, составления планов управления ими, проведения консультаций, принятия решений, формулирования предписаний и правил рыбохозяйственной деятельности, исполнения таких предписаний и правил и обеспечение, где необходимо, их выполнения, распределения ресурсов, с тем, чтобы обеспечить постоянное воспроизводство рыбных ресурсов и достижение других рыбохозяйственных задач».
Конвенция ООН 1982 года закрепила институт территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря и определила основные права и обязанности государств, которые заключаются в следующем:
.Прибрежное государство осуществляет суверенитет над внутренними морскими водами, которые согласно Конвенции ООН 1982 г. определены как «воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря» (ст. 8). Это понятие включает также правомерно установленные прибрежным государством его исторические заливы (ст. 10) и иные исторические воды. Суверенитет прибрежного государства распространяется также на территориальное море, ширина которого не может превышать 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (п. 1 ст. 2) на дно территориального моря (п. 2 ст. 2), а также на дно исторических заливов, иных внутренних морских вод.
2.Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) предусмотрен вводимый отдельными государствами с 1976 г., институт «исключительно экономической зоны». Она определена как «район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающей к нему, который подпадает под особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права и свободы других государств регулируются соответствующими положениями настоящей Конвенции» (ст. 55). Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий (ст. 57).
Относительно суверенных прав на морские живые ресурсы основными можно считать следующие права прибрежного государства:
Самостоятельно определять допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне (п. 1 ст. 61).
Полностью использовать все живые ресурсы в своей исключительной экономической зоне, в отношении запасов которых прибрежное государство определило допустимый улов (ст. 56, 61, 62).
Конвенция ООН 1982 г. налагает на прибрежное государство и вполне определенные обязательства в целях сохранения морских живых ресурсов его исключительной экономической зоны и управления ими, прежде всего обязательство обеспечить, чтобы состояние ресурсов «не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации» (п. 2 ст. 61).
Устойчивое развитие рыболовства, по мнению экспертов рыболовного департамента ФАО, требует следующих изменений в управлении морскими живыми ресурсами со стороны правительств и основных участников рыболовной деятельности для достижения долговременных результатов:
3.Интеграции управления рыболовством и прибрежной зоной и морской деятельностью;
4.Контроля деятельности, оказывающей влияние на морскую среду;
.Строгого контроля за доступом к ресурсам и охраны их от истощения;
.Строгих правовых и институциональных рамок;
.Участие в процессе управления рыболовством всех участников этого вида деятельности;
.Совершенствования сбора информации о рыболовстве и понимания социально-экономических характеристик рыболовства;
.Системы мер, учитывающей неопределенность и изменчивость природных ресурсов, и динамику экосистем;
10.Усиления общественных обязательств по рациональному использованию природных ресурсов.
Дальнейшее соперничество за биоресурсы Океана очевидно приведет к ужесточению норм пользования. Вероятно, потеряют значение предусмотренные Конвенцией изъятия из суверенных прав прибрежных государств. Прибрежные государства, скорее всего, будут стремиться в максимальной мере приблизить режим экономической зоны к режиму территориального моря. Не исключается возможность дальнейшего распространения национальной юрисдикции прибрежных стран в отношении использования некоторых промысловых запасов и за пределы экономических зон - прежде всего анадромных, далеко мигрирующих и «ассоциированных» в зонах. Так американские ученые уже предлагают «зарегулировать» весь Мировой океан. Они основывают это предложение на результатах научных исследований, из которых следует, что лишь США, Канада, Австралия, Норвегия, Исландия и Намибия показывают уровень соответствия правилам ООН свыше 60%.
Основными документами, определяющими использование природных ресурсов в нашей стране, является конституция Российской Федерации, и Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» регулирование использования биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ является компетенцией органов государственной власти. В этих целях применяются следующие методы: квотирование биоресурсов, применение соответствующей налоговой политики, биологических и технических мер регулирования промысла.
международный морской рыболовство живой
Заключение
Современное развитие мира создает все новые стимулы к использованию государствами водных биологических ресурсов и, в этой связи, к вступлению ими в новые международные отношения по рациональному использованию и охране живых морских ресурсов и к регулированию таких правоотношений. В самом процессе такого регулирования в последние годы происходят заметные изменения. Экологизация мировой политики и правосознания, общее ухудшение состояния морской среды, неуправляемое морское рыболовство, приводящее к истощению морских биоресурсов - эти и новые факторы побуждают мировое сообщество к поиску новых концепций международного управление живыми морскими ресурсами и адекватных норм международного права, которые соответствовали бы указанным вызовам времени.
Обеспечение все возрастающего населения планеты белками животного происхождения вообще и рыбными продуктами в частности становиться одной из главнейших задач, как отдельных государств, так и в целом мирового сообщества.
Вместе с тем возникают серьезные проблемы, вызванные разрушением ряда важнейших рыбных запасов и возникших конфликтов на этой основе среди ведущих рыболовных стран мира. Поэтому без налаживания системы рационального использования и управления морскими биоресурсами на международном, региональном и национальном уровнях трудно представить себе перспективы развития этой важной отрасли мировой экономики. Именно решение вопросов регулирования и управления морским рыболовством стало своеобразным катализатором процесса комплексного решения глобальной проблемы освоения Мирового океана.
Список литературы
1.Американские ученые предлагают «зарегулировать» весь Мировой океан. - Рыбацкая газета. Федеральный выпуск №1 (5). - Март-Апрель 2009 г.
2.Васильев А.М. Концептуальные основы устойчивого рыболовства и рационального использования биоресурсов / Север и рынок: формирование экономического порядка, 2012. Т. 2. №30. - С. 51.
4.Гришин Н.Н. Новая директива Европейского Союза по оценке воздействия государственных и частных проектов на среду обитания / Н.Н. Гришин // Экологическая экспертиза и ОВОС. - 1997. - №3. - С. 89-94.
5.Петрова С.В. Особенности социо-экономического развития морского промышленного рыболовства. / Современные проблемы науки и образования. 2013. - №2. С. 363.
6.Реус Н.И. Устойчивое развитие: объективные предпосылки формирования социо-эколого-экономической системы мирового и национального промышленного рыболовства / Н.И. Реус. - СПб.: ВВМ, 2012. - 153 с.
7.Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) // Вылегжанин А.Н. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами: теория и документы / А.Н. Вылегжанин, В.К. Зиланов. - М.: Экономика, 2000. - С. 85-86.
03.08.2020
Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.