Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Биосфера

Виды и значения особо охраняемых природных территорий

Введение

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий ( ООПТ ). Статус ООПТ в настоящее время определяется Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях», принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Согласно Закону «Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим специальной охраны». [1].

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения[2].

Всего в России по состоянию на 2011 год создано более 13 тысяч ООПТ федерального, регионального и местного значения. Из них федеральных ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 государственных природных заказников федерального значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ федерального значения около 580 тысяч квадратных километров в 81 из 84 субъектов Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ. Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

. Виды и значения особо охраняемых природных территорий

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий (рисунок 1).

Рисунок 1 - Категории указанных территорий

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие) [1].

.1 Государственные природные заповедники

заповедник парк памятник природа

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг[3, с. 76].

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Заповедник - это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, на которых сохраняются в возможно более полном естественном состоянии все природные компоненты и их закономерные сочетания - природные комплексы.

Заповедники создаются в разных ландшафтных зонах, для того чтобы изучить как можно большее разнообразие экологических систем и одновременно сохранить все богатство видов как бесценных носителей генофонда на нашей планете.

Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных, например зубра, горала, кулана, бухарского оленя, тигра и ряд других исчезающих животных, а из растений - пицундскую и эльдарскую сосны, тис, самшит, лотос и т.д. Заповедники дали возможность восстановить до промысловой численности уже исчезавших охотничьих животных: соболя, речного бобра.

Вокруг заповедников создаются охранные зоны, которые как бы сдерживают натиск хозяйственной деятельности на собственно заповедную территорию. На землях заповедника запрещается всякое строительство, не связанное с деятельностью самого заповедника, проведение геолого-разведочных и других изыскательных работ, вырубка леса, охота, рыбная ловля, туризм, сбор грибов и ягод, пастьба скота, распашка полей. На заповедную территорию можно пройти только с письменного разрешения администрации заповедника и только на те участки, которые указаны в разрешении. Экскурсии, наблюдения за животными или растениями заповедников возможны также лишь с согласия администрации. Школьная или студенческая практика, научные работы на территории заповедника разрешаются только в том случае, если практиканты или специалисты участвуют в исследованиях по плану работ, утвержденному научным советом заповедника и тем ведомством, которому подчинен заповедник.

Положение заповедников определено «Основами земельного законодательства» нашей страны, где, в частности, говорится: «…землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных или животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т.д.). Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедника, так и в пределах установленных вокруг заповедников охранных зон».

К этому определению можно добавить, что заповедные территории представляют собой совершенно особый государственные фонд, они навечно изымаются из практического хозяйственного пользования. Заповедные земли не принадлежат лесхозу, совхозу, промышленному предприятию, а передаются другому хозяину - заповеднику. Устанавливается четкая граница заповедной территории, на которой ведется исключительно научная природоохранная деятельность. Никаких вмешательств, никакого хозяйственного использования - он сохраняет красоту земную, первозданный уголок природы.

Создание государственного заповедника - дело сложное. Предложений о заповедании тех или иных участков природы, которые представляют собой несомненную ценность как эталоны природы, очень много. Но одного желания недостаточно. Чтобы определенный участок стал по-настоящему заповедным, его сначала должны обследовать ученые-экологи; затем сотрудники проектно-изыскательной экспедиции составляют детальный проект будущего заповедника, передают его на согласование с местными органами власти, представляют на учреждение в Совет Министров союзной республики и, наконец, когда принято специальное постановление Совета Министров и согласовано с Госпланом страны, заповедник становится настоящим государственным учреждением. Он получает в свое ведение землю, приглашает на работу научных сотрудников, лесников и других работников охраны и приступает к деятельности.

Деятельность заповедников очень разнообразна и определяется целью создания, ландшафтной зоной расположения, состоянием окружающей заповедник территории. Главная задача каждого заповедника - сохранить в естественном состоянии все его богатства. Для этого надо прежде всего изучить территорию. Такой первоначальный этап работы ученые называют инвентаризацией флоры и фауны, т.е. составление подробного перечня всех видов животных и растений, Всех ценных геологических образований на территории заповедника.

Рисунок 2 - Особо охраняемые природные территории

Для всех заповедников разработана и периодически обновляется программа «Летописи природы», в соответствии с которой сотрудники заповедника (ученые и лесники) собирают данные о состоянии природных объектов. На маршрутах и во время стационарной работы они записывают в полевых дневниках все наблюдения ,отмечают каждую встречу с животным, фиксируют, в каком состоянии находятся встреченные растения (начинают цвести, отцветают, рассеивают семена и т.д.). подобные наблюдения ведутся изо дня в день, во все сезоны, а в конце года составляется небольшой отчет по «Летописи природы», один экземпляр которого храниться в заповеднике, другой представляется в то ведомство ,которому он подчинен.

Рассмотрим государственные природные заповедники РФ в таблице 1.

Таблица 1 - Государственные природные заповедники Российской Федерации

Название

Год создания

Площадь, тыс. га

Местоположение

I. Заповедники Госкомэкологии России

     

"Азас"

1985

300,390

Республика Тыва

Алтайский

1932

881,238

Республика Алтай

Астраханский*

1919

66,816

Астраханская область

"Байкало-Ленский"

1986

660,0

Иркутская область

Байкальский*

1969

165,724

Республика Бурятия

Баргузинский*

1916

374,322, в т. ч. 111,146 - площадь биосферного полигона

Республика Бурятия

"Басеги"

1982

37,935

Пермская область

"Бастак"

1997

91,375

Еврейская автономная область

"Богдинско-Баскунчакский"

1997

18,478

Астраханская область

"Болоньский"

1997

103,600

Хабаровский край

Башкирский

1930

49,609

Республика Башкортостан

"Большая Kокшага"

1993

21,405

Республика Марий Эл

Большехехцирский

1963

45,297

Хабаровский край

"Большой Арктический"

1993

4169,222, в т. ч. 980,934 - морская акватория

Таймырский автономный округ

"Ботчинский"

1994

267,380

Хабаровский край

"Брянский лес"

1987

12,186

Брянская область

"Буреинский"

1987

358,444

Хабаровский край

"Верхне-Тазовский"

1986

631,308

Тюменская область

Висимский

1971

13,507

Свердловская область

Витимский

1982

585,021

Иркутская область

"Вишерский"

1991

241,200

Пермская область

Волжско-Kамский

1960

8,024

Республика Татарстан

Воронежский*

1927

31,053

Воронежская область

Воpонинский

1994

10,819

Тамбовская область

Гыданский

1996

878,174

Ямало-Ненецкий автономный округ

"Дагестанский"

1987

19,061, в т. ч. 18,900 - морская акватория

Республика Дагестан

Дарвинский

1945

112,673

Вологодская область

"Даурский"*"

1987

45,752

Читинская область

"Денежкин Kамень"

1991

78,192

Свердловская область

"Джергинский"

1992

238,088

Республика Бурятия

"Джугджурский"

1990

859,956, в т. ч. 53,70 - морская акватория

Хабаровский край

Жигулевский

1927

23,157

Самарская область

Зейский

1963

99,390

Амурская область

Kавказский*

1924

282,482, в т. ч. 91,53 - Адыгейский филиал

Kраснодарский край

"Kалужские засеки"

1992

18,533

Kалужская область

Kандалакшский

1932

70,530, в т. ч. 49,583 - морская акватория

Мурманская область, Республика Kарелия

"Kатунский"

1991

150,079

Республика Алтай

"Kерженский"

1993

46,940

Нижегородская область

"Kивач"

1931

10,880

Республика Kарелия

"Kомандорский"

1993

3648,679, в т. ч. 3463,30 - морская акватория

Kамчатская область

Kомсомольский

1963

64,278

Хабаровский край

"Kорякский"

1995

327,156, в т. ч. 83,0 - морская акватория

Kорякский автономный округ

"Kостомукшский"

1983

47,569

Республика Kарелия

Kроноцкий*

1934

1142,134, в т. ч. 135,0 - морская акватория

Kамчатская область

"Kузнецкий Алатау"

1989

412,900

Kемеровская область

"Kурильский"

1984

65,364

Сахалинская область

Лазовский

1957

120,000

Приморский край

Лапландский*

1930

278,436

Мурманская область

"Лес на Ворскле"

1979

1,128

Белгородская область

"Магаданский"

1982

883,817

Магаданская область

"Малая Сосьва"

1976

225,562

Ханты-Мансийский автономный округ

"Малый Абакан"

1993

97,829

Республика Хакасия

Мордовский

1936

32,148

Республика Мордовия

Ненецкий

1997

313,40, в т. ч. 181,90 - морская акватория

Ненецкий автономный округ

"Нижне-Свирский"

1980

41,615

Ленинградская область

"Норский"

1998

211,168

Амурская область

"Нургуш"

1994

5,918

Kировская область

Окский*

1935

55,722, в т. ч. 32,818 - площадь биосферного полигона

Рязанская область

"Олекминский"

1984

847,102

Республика Саха (Якутия)

"Оренбургский"

1989

21,653

Оренбургская область

"Остров Врангеля"

1976

2225,650, в т. ч. 1430,0 - морская акватория

Чукотский автономный округ

"Пасвик"

1992

14,727

Мурманская область

Печоро-Илычский*

1930

721,322

Республика Kоми

Пинежский

1974

51,522

Архангельская область

"Полистовский"

1994

36,026

Псковская область

"Поронайский"

1988

56,694

Сахалинская область

"Приволжская лесостепь"

1989

8,311

Пензенская область

Приокско-Террасный*

1945

4,945

Московская область

"Присурский"

1995

9,025

Чувашская Республика

"Путоранский"

1988

1887,251

Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ

"Рдейский"

1994

36,922

Новгородская область

"Ростовский"

1995

9,465

Ростовская область

Саяно-Шушенский*

1976

390,368

Kрасноярский край

Северо-Осетинский

1967

29,530

Республика Северная Осетия-Алания

Сихотэ-Алинский*

1935

390,184, в т. ч. 2,90 - морская акватория

Приморский край

Сохондинский*

1973

210,985

Столбы

1925

47,154

Kрасноярский край

"Таймырский"*"

1979

1781,928

Таймырский автономный округ

Тебердинский*

1936

84,996

Kарачаево-Черкесская Республика

Тунгусский

1995

296,562

Эвенкийский автономный округ

"Убсунурская котловина"*

1993

39,640

Республика Тыва

"Усть-Ленский"

1985

1433,0

Республика Саха (Якутия)

"Ханкайский"

1990

37,989

Приморский край

Хинганский

1963

93,995

Амурская область

Хоперский

1935

16,178

Воронежская область

Центрально-Лесной*

1931

24,462

Тверская область

"Центральносибирский"*

1985

972,017

Kрасноярский край, Эвенкийский автономный округ

Центрально-Черноземный*

1935

6,287

Kурская область

"Чазы"

1991

27,295

Республика Хакасия

"Черные земли"*

1990

121,901

Республика Kалмыкия

"Шульган-Таш"

1986

22,531

Республика Башкортостан

"Юганский"

1982

648,636

Ханты-Мансийский автономный округ

II. Заповедники Российской академии наук, Минобразования России, Рослесхоза

     

"Галичья гора"

1925

0,231

Липецкая область

Дальневосточный морской

1978

64,316, в т. ч. 63,0 - морская акватория

Приморский край

Ильменский

1920

34,380

Челябинская область

"Kедровая падь"

1925

17,9

Приморский край

Уссурийский

1932

40,432

Приморский край

Южно-Уральский

1978

254,0

Республика Башкортостан, Челябинская область

Название

Год создания

Площадь, тыс. га

Местоположение

 

Все научные работы выполняются по специальным программам. Иногда по одной научной теме работает несколько заповедников. Так, сейчас во многих из них изучают роль копытных животных и крупных хищников в биогеоценозах, исследуют биологическую продуктивность древесных и кустарниковых пород, всесторонне изучают экологию растений и животных.

Проблема охраны природы давно уже вышла за рамки каждой отдельной страны. Земля - общий дом всего человечества и забота о ней - долг тоже всего человечества.
 

.2 Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма [4, с. 63].

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

-      заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

-       особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

-       познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

-       рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

-       охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

-       обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

-       хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Рассмотрим национальные парки России в таблице 2.

Таблица 2 - Национальные парки Российской Федерации

Название

Год создания

Площадь, тыс. га

Местоположение

"Алания"

1998

54,926

Республика Северная Осетия-Алания

"Башкирия"

1986

92

Республика Башкортостан

"Валдайский"

1990

158,5

Новгородская область

"Водлозерский"

1991

468,3

Республика Kарелия, Архангельская область

"Забайкальский"

1986

269,1

Республика Бурятия

"Зюраткуль"

1993

88,2

Челябинская область

"Kенозерский"

1991

139,7

Архангельская область

"Kуршская коса"

1987

7,9

Kалининградская область

"Лосиный остров"

1983

11,8

Москва, Московская область

"Марий Чодра"

1985

36,2

Республика Марий Эл

"Мещера"

1992

118,9

Владимирская область

"Мещерский"

1992

103,0

Рязанская область

"Нечкинский"

1997

20,75

Удмуртская Республика

"Нижняя Kама"

1991

25,8

Республика Татарстан

"Орловское полесье"

1994

84,2

Орловская область

"Паанаярви"

1992

104,5

Республика Kарелия

"Плещеево озеро"

1988

23,79

Ярославская область

"Прибайкальский"

1986

418,0

Иркутская область

"Припышминские боры"

1993

49,2

Свердловская область

"Приэльбрусье"

1986

101,2

Kабардино-Балкарская Республика

"Русский Север"

1992

166,4

Вологодская область

"Самарская Лука"

1984

127,2

Самарская область

"Себежский"

1996

50,0

Псковская область

"Смоленское Поозерье"

1992

146,2

Смоленская область

"Смольный"

1995

36,5

Республика Мордовия

"Сочинский"

1983

191,3

Kраснодарский край

"Таганай"

1991

56,4

Челябинская область

"Тункинский"

1991

1183,7

Республика Бурятия

"Угра"

1997

98,6

Kалужская область

"Хвалынский"

1994

25,5

Саpатовская область

"Чаваш вармане"

1993

25,2

Чувашская Республика

"Шорский"

1989

338,3

Kемеровская область

"Шушенский бор"

1995

39,2

Kрасноярский край

"Югыд ва"

1994

1926,5

Республика Kоми

 

1.3 Природные парки

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях[5, с. 105].

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

.4 Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть [4, с. 103]:

-  комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

-       биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

-       палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

-       гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

-       геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристских троп.

Таблица 3 - Государственные природные заказники федерального значения, входящие в систему Госкомэкологии России

Название

Год создания

Площадь, тыс. га

Принадлежность

"Цейский"

1958

29,950

Госзаповедник Северо-Осетинский

"Верхне-Kондинский"

1971

241,600

Госзаповедник "Малая Сосьва"

"Kабанский"

1974

12,100

Госзаповедник Байкальский

"Малые Kурилы"

1982

45,000

Госзаповедник "Kурильский"

"Южно-Kамчатский"

1983

225,000

Госзаповедник Kроноцкий

"Елогуйский"

1987

747,600

Госзаповедник "Центральносибирский"

"Цасучейский бор"

1988

57,900

Госзаповедник "Даурский"

"Североземельский"

1996

421,701

Госзаповедник "Большой Арктический"

"Земля Франца-Иосифа"

1994

4200,000

Архангельскоблкомприроды

"Каменная степь"

1996

5,232

Воронежоблкомприроды

Площадь 10 заказников:

 

5986,083

 

 

.5 Памятники природы

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:[3]

-    участки живописных местностей;

-       эталонные участки нетронутой природы;

-       участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т. п.);

-       места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

-       лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т. п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

-       небольшие дендрологические парки;

-       природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

-       уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т. п.);

-       геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);

-       геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

-       местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

-       участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

-       природные гидроминеральные комплексы;

-       термальные источники, месторождения лечебных грязей;

-       береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т. п.);

-       отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т. п.).

.6 Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

В числе основных направлений деятельности ботанических садов как особо охраняемых природных территорий выделяются: сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, в том числе редких и исчезающих видов, а также изучение и разработка подходов к охране и рациональному использованию растительных ресурсов.

Повсеместно в стране велико рекреационное и образовательно-просветительское значение ботанических садов и дендрологических парков. Это связано с высокой эстетической привлекательностью их территорий, богатством и разнообразием их коллекций, сложившимися традициями их деятельности как очагов экологической культуры, высоким профессиональным уровнем их сотрудников.

В настоящее время ботанические сады и дендрологические парки России испытывают определенные трудности, обусловленные прежде всего недостаточным финансированием. Во многих ботанических садах сократились объемы научных исследований, под угрозой оказались коллекции растений и семян, ослабло взаимодействие (обмен материалом, контакты сотрудников и т.п.) между садами.

Опубликовано:
12.07.2020

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.