Контакты | Реклама | Подписка

Рефераты: Экология / Биосфера

Экология и биосоциальная природа человека

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высокоразвитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Введение

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высокоразвитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.
 

1. Человек как биологический вид

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Он, по И. Т. Фролову (1985), - "субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием".

Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. Это вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т. е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе, классе, социальной группе нормами и ценностями в процессе социализации (путем усвоения знаний об этом обществе, классе и т. д.). Эту область человеческой природы изучает большая группа социальных дисциплин, с которыми экология весьма тесно связана (социально-экономические науки и др.). Биологическая адаптация человека весьма отличается от таковой в животном мире, так как стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора. Последнее обстоятельство имеет важное экологическое значение и нашло свое отражение в экологическом подходе к определению понятия "человек". Человек - один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере "снимающими" (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично - поведенческие) свойства организма (Реймерс, 1990). Общие законы взаимоотношения человека (или группы людей) и биосферы, влияние на человека (или группы людей) природной и социальной сред изучает наука экология.

Характерной чертой, отличающей человека от животного, является, прежде всего, речь, способность к которой определяется развитием мозга, а также артикуляционного аппарата. Речь в свою очередь является средством коммуникации, планирования совместных действий и, что очень важно, концептуального мышления. Второе важнейшее отличие, связанное с первым, - это наличие крупного, сложного, хорошо развитого мозга, в котором увеличено (по сравнению с животными) не только количество нейронов, но главным образом межнейронных связей, т. е. усложнена организация всего мозга и прежде всего коры его больших полушарий. Развитие мозга и руки дало возможность применять орудия труда. В свою очередь все эти изменения связаны со способностью к прямохождению и соответствующему изменению скелета и пропорций тела человека. Еще человека отличает от животных абстрактное мышление, поэтому его иногда называют "животным, создающим символы". Слово для людей является не сигналом, как для животных, а понятием. Люди способны к планированию своих действий, словесной передаче опыта, к осознанию таких понятий, как "совесть", "вера", "красота". Кроме того, человеку, в отличие от других видов животных, характерны иные темпы онтогенеза, а именно удлиненные периоды эмбриогенеза" и детства, периода обучения и экономической, а также физиологической зависимости от взрослых. Появление человека в биосфере было предопределено около 4,0 млн. лет назад, когда произошло отделение эволюционной ветви предков человека. Это, по-видимому, случилось в Африке. Человек же, подобный современному, так называемый "кроманьонский человек" появился в биосфере всего около 40 тыс. лет тому назад. Если представить всю историю жизни на Земле в масштабе суток, то можно сказать, что в природе человек появился всего за несколько секунд до полуночи. За этот краткий срок его биологические свойства не изменились, тогда, как его бурная социокультурная эволюция изменила лик Земли, в итоге поставив природу под угрозу уничтожения. Первые люди существовали под властью природы и в ее составе. Экологическая ниша этого вида определялась, прежде всего, его положением в трофических цепях. По своему положению в них человек является консументом (как и всякое животное, он - гетеротроф, а по типу своего питания - полифаг, т. е. способен питаться пищей разного рода. Многие современные исследователи и врачи считают, что природой человек более всего предназначен и приспособлен к потреблению растительной пищи - зерновых и плодов. Сейчас он занимает положение на вершине трофических пирамид, питаясь различными видами пищи. Человек - это составная часть живого, и он не может существовать в естественных условиях вне биосферы и живого вещества определенного эволюционного типа. Семейство гоминид, к которому относится человек, возникло в экваториальной части Земли, a poд Человек- в восточной части Африки и в Южной Азии. В ранние эпохи на Земле существовали несколько видов гомид, относящихся к двум подсемействам: австралопитеки и просто люди, из которых сохранился лишь один вид - Homosapiens - человек разумный. Отголосками того, что еще недавно на Земле жили одновременно неандертальцы и люди, являются сохранившиеся легенды о "снежном человеке". Многие ученые считают, что Homosapiens подразделяется на два подвида - неандертальца и современного человека. В эволюции живого вещества на планете есть ряд поворотных пунктов, последним из которых в этой эволюционной сукцессии является появление человека, Homosapiens. Это произошло совсем недавно - 3,5-5 млн. лет назад, что по сравнению с 4 млрд. лет развития живого мира - ничтожно малая его часть. Для наглядности этой "ничтожности" обычно прибегают к такому приему: представим весь период развития органической жизни в масштабе одного года, тогда появление и развитие человека уложится всего в одни сутки "31 декабря" (365-я часть), появление сельского хозяйства (10 тыс. лет назад) - в две минуты, а промышленная революция (200 лет назад) - в две секунды, т. е. она возникла в 23 ч 59 мин 58 с 31 декабря. Если сравнить время появления и развития человека, например, с периодом существования динозавров на Земле, то они просуществовали в 14 раз дольше, т. е. "две недели". Все это приводит к мысли, что человек, как и любой биологический вид на Земле, так же преходящ и вовсе не является "вершиной эволюции", как часто думают сами люди. Тем не менее, В. И. Вернадский полагал, что не для того природа потратила миллиарды лет, что бы эпоха Homosapiens просуществовала "мгновения", - это есть определенный "скачок" эволюции в весьма длительную новую геологическую эру. Первобытный человек, вплоть до недавнего времени (до появления сельского хозяйства) вообще-то представлял собой обычного всеядного консумента естественных экосистем. Занимаясь собирательством и охотой, он создавал недолговременные небольшие поселения, перекочевывая с места на место в поисках участков с более богатой растительностью и другой пищей. В это время и в еще более раннее, влияние человека на окружающую природу было невелико. Еще 1,5 млн. лет назад продолжительность жизни человека не превышала 20 лет, а численность всей его популяции на Земле составляла около 500 тыс. особей. Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства HomoSapiens.

2. Популяционная характеристика человека

В рамках представлений о грядущей биологической революции представляет интерес проблема места вида HomoSapiens в эволюционном процессе. После основополагающих работ Римского клуба возникла тенденция противопоставлять Человека и Природу, рассматривая человеческую деятельность, как нечто, безусловно, враждебное биоте. С системной точки зрения такой подход неоправдан: структурность человеческого сообщества меньше, нежели структурность Природы в целом (хотя, безусловно, выше, нежели структурность любого иного биологического вида), поэтому человек есть не управляющий, а управляемый фактор эволюции. Иными словами, вовсе не Человек "эксплуатирует" Природу, "выжимая из нее все соки". Напротив, Природа использует Человека для решения некоторого специфического круга проблем, которые оказались неразрешимыми для "неразумного".

Следует, конечно, иметь в виду, что "конструируя Человека Разумного", Природа не руководствовалась разумными соображениями (по всяком случае, "разумными" - в нашем смысле этого слова). В результате возможности созданного ею биологического вида превзошли потребности решения хотя и весьма важной, но в целом достаточно узкой и конкретной задачи обеспечения устойчивости биологической жизни по кислород-углеродному равновесию.

"Запустив в крупную серию" млекопитающее с большим объемом мозга, переменным суточным ритмом ("совы" и "жаворонки") и наиболее совершенной системой терморегуляции, Природа получила очередного "абсолютного хищника", максимально приспособленного к эксплуатации биоты. Человек действительно очень быстро (в биологическом масштабе времени) занял верхнюю позицию в трофической пирамиде и приступил к планомерному преобразованию Мира Обитаемого под свои потребности.

"Экологически настроенные" публицисты видят в этом, во-первых, нечто уникальное, а во-вторых - страшное и недопустимое. Между тем, эволюция неоднократно встречалась с проблемой "абсолютного хищника" и "научилась" очень спокойно на нее реагировать.

Разумеется, "абсолютный хищник" необратимо нарушает устойчивость экосистемы, в которой он появляется. Из этого почему-то делается вывод, что таковой хищник "съест" всю экосистему, после чего умрет от голода. Далее, в зависимости от того, насколько "алармистскими" являются представления данного специалиста, рассматривается два сценария - полная гибель экосистемы, дегенерация экосистемы с последующим медленным восстановлением, быстрое восстановление ценоза, но уже без абсолютного хищника, который вымирает во всех вариантах.

Популяция человека, т. е. популяция особого вида - Homosapiens, обладает теми же характеристиками, что и популяция животных, но характер и форма их проявлений значительно отличаются вследствие действия таких факторов, как искусственная среда, социально-экономические условия и другие, называемых единым термином - социум.

Все люди на Земле образуют популяционную систему - человечество. Рост этой популяции ограничен доступными природными ресурсами и условиями жизни, социально-экономическими и генетическими механизмами. Человек, зная уже достаточно о значении этих ограничивающих факторов, пока еще мало придает им значение, хотя социально-экономические факторы уже в известной степени выступают как регулирующие. О том, что человечество плохо осознает предел своей "толерантности" относительно этих ограничивающих факторов, свидетельствует практически "безудержный рост населения, т. е. численности популяции.

Популяция человека, т. е. популяция особого вида - Homosapiens , обладает теми же свойствами, что и популяция животных, но характер и форма их проявлений значительно отличаются вследствие действия таких факторов, как искусственная среда, социально-экономические условия и другие, называемых единым термином - социум.

Все люди на Земле образуют популяционную систему - человечество. Рост этой популяции ограничен доступными природными ресурсами и условиями жизни, социально-экономическими и генетическими механизмами (Реймерс, 1994). Человек, зная уже достаточно о значении этих ограничивающих факторов, пока еще мало придает им значение, хотя социально-экономические факторы уже в известной степени выступают как регулирующие. О том, что человечество плохо осознает предел своей "толерантности" относительно этих ограничивающих факторов, свидетельствует практически "безудержный рост населения, т. е. численности популяции.

Но если действительно поведение человека разумно, тогда он, по Ю. Одуму (1975), должен: 1) изучать и понять форму собственного популяционного роста; 2) определить количественно оптимальные размеры и конфигурацию населения в связи с емкостью данной области; 3) быть готовым к принятию "культурной регуляции" там, где "естественная регуляция" недейственна.

В самом общем виде, применительно к человеку, "ресурсы - это нечто, извлекаемое из природной среды Земли для удовлетворения своих потребностей и желаний" (Миллер, т. 1, 1993). Потребности человека можно разделить на материальные и духовные. Природные ресурсы в прямом их применении в какой-то части удовлетворяют духовные потребности человека, являясь лимитирующим фактором, например, эстетические ("красота природы"), рекреационные и т. п. Но главное их назначение - удовлетворять материальные потребности, т. е. создание материальных благ. Итак, природные (естественные) ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание существования человечества, но и постепенное повышение качества жизни. Природные объекты и явления - это различные тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы. Организмы, кроме человека и в значительной степени домашних животных, - черпают живые энергетические ресурсы непосредственно из окружающей среды, являясь частью биогеохимических циклов. Эти ресурсы по своему действию можно рассматривать и как экологические факторы, в том числе и как лимитирующие, например большая часть пищевых ресурсов. Человек, благодаря своим все возрастающим материальным потребностям, не может довольствоваться дарами природы только в той мере, при которой не должен нарушать ее равновесие, т. е. около 1% от ресурсов природной экосистемы, поэтому ему приходится использовать и те природные ресурсы, которые накоплены за миллиарды и миллионы лет в недрах Земли и определяют ресурсную экологическую функцию метосферы (Трофимов, Зилинг, 2002). Для создания материальных благ человеку необходимы металлы (железо, медь, алюминий и др.) и неметаллическое сырье (глина, песок, минеральные удобрения и др.), а также лесная продукция (строительный лес, для производства целлюлозы и бумаги, и т. д.) и многое другое. Иными словами, природные ресурсы, используемые человеком, многообразны, многообразны их назначение, происхождение, способы использования и т. п. Это требует определенной их систематизации

Человек с каждым годом всё больше вовлекает в различные сферы своей деятельности природные ресурсы Земли. Их значение для человека, особенно за последние десятилетие, так возросло, что без природных ресурсов невозможно дальнейшее развитие человечества. В связи с этим их способы использования также различны. Они, в основном, используются для получения энергии (горючие полезные ископаемые), в сельском хозяйстве (земельные ресурсы), а также используются в социальной инфраструктуре, для туризма и отдыха (рекреационные ресурсы). С использованием ресурсов Земли связан ряд экологических проблем, многие из которых приобрели глобальные масштабы: загрязнение воды и Мирового океана, загрязнение атмосферного воздуха, истощение озонового слоя, парниковый эффект, деградация лесных и земельных ресурсов, и, как следствие, деградация всей биосферы в целом. Эти проблемы требуют совместного решения всех стран мира. Человечество должно осознавать, что численность людей будет расти, а природные ресурсы - истощаться. Рост численности населения Земли подчиняется экспоненциальному закону, при этом прирост непостоянный, а в последние десятилетия шёл с нарастающим итогом. Исходя из этого, экологи расценивают последние тенденции как чрезвычайно опасные. Целью данной курсовой работы является рассмотреть области использования природных ресурсов Земли и показать влияние антропогенных факторов на природную среду живых организмов. Задачами курсовой работы являются: описать природные ресурсы, показать их значение в различных сферах человеческой деятельности, а также экологические проблемы и пути их решения. Глава 1. Природные ресурсы Земли. Под природными ресурсами понимают компоненты природы, используемые человеком в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Наряду с природными ресурсами различают также природные условия. Последние отличаются от ресурсов тем, что они влияют на жизнь и деятельность человека, но в данный момент не участвуют в материальном производстве (рельеф, климатические условия и др.). Граница между природными ресурсами и природными условиями не четкая. Например, воздух до определенного времени был только природным условием. Сейчас он является и условием, и ресурсом.

биосоциальный природа человек экологический

Заключение

В век информационного бума и экологических катастроф, когда многие люди, отчаявшись, ждут Конца Света или Второго пришествия, а другие отчаянно ведут борьбу за будущее нашей планеты, вопрос о том, каким должен быть человек будущего весьма актуален.

В рамках представлений о будущем встречается много попыток описать варианты развития человека, представить его качества, которые могут развиться исходя из существующей ситуации в мире. Среди них встречаются злые порицания настоящего общественного и государственного строя, сумевшего довести мир до ужасного состояния, которое пережить будет невозможно и пессимистический конец землянам обеспечен. Но встречаются и оптимистические мысли о том, что наступил тот переломный момент, когда люди должны извлечь урок из истории своего развития, провести работу над ошибками и перейти на новый уровень жизни. Есть также и конкретные предложения моделей развития современных людей, целью которых является планомерное воспитание в людях настоящего тех качеств, которыми должен обладать человек будущего.

Мы накопили огромный багаж знаний в различных сферах жизни, нам известны многие тайны природы, но мы не можем совладать с собой. Наше общество не готово еще мыслить глобально, мыслить в рамках космоса, а не только в рамках экономики. И вывод на настоящий момент состоит в том, что пока у общества нет приспособлений к общественной жизни нового времени, часть ожидаемых его преимуществ не реализуется, пока общество не найдет определенный компромисс в формах оптимальной организации общественной жизни.

Почему же в рамках темы биосоциальное развитие человека будущего, мы так много говорим об обществе? Потому что развитие человека как биологического вида будет продолжаться, пока человек будет жить на Земле, ведь как биологический вид он создан Природой и только природа и может его уничтожить. А вот развитие его социальной составляющей напрямую зависит от рук самого человека и оно может остановиться в случае, если процессы социализации, которые диктует маленькому человеку общество, в котором он живет, не будут нести в себе ничего развивающего.
 

Литература

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества, М.: 1988.

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция, М.: 1980.

Ведич Г. Новое мировоззрение. 2008

Возникновение человека, пер. с англ., т. 1-5, М.: 1977.

Камаева К.Д. Экологическое образование - современный взгляд //газета Экологические вести проекта Экомарафон, 2009.

Мосин О.В. Биосоциальные аспекты развития человека и общества. // http://zhunral.lib.ru

Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза, 2 изд., М.: 1997.

Сельчёнок К. Homo Sapiens Aquarius: Человек Третьего Тысячелетия // http://www.aquarun.ru

Современная социологическая теория., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961.

Опубликовано:
12.04.2021

Рефераты содержат только текстовую информацию и могут быть использованы только для ознакомления. Схемы, изображения и другие мультимедия вложения могут отсутствовать. Информация в данном разделе взята из открытых источников.