"Когда ваш город стремится стать углеродно-нейтральным к 2025 г. (на 25 лет раньше других столиц), езда на велосипеде становится образом жизни", - сопроводила видео пояснением Тэйлор. О планах датской столицы журналистка написала для сайта Thomson Reuters Foundation.
Более 70 крупных городов мира взяли на себя обязательства отказаться от использования ископаемых видов топлива, чтобы остановить провоцирующие изменения климата выбросы парниковых газов, к 2050 г. Копенгаген планирует справиться с этой задачей всего за семь лет: к 2025 г. город хочет стать первой столицей с нулевым выбросом СО2.
Городские власти считают, что для реализации задуманного необходимо полное переустройство городской инфраструктуры: транспортной, энергетической, строительной, а также более активная популяризация велосипеда как вида транспорта. Климатические усилия будут направлены на расширение системы общественного транспорта, увеличение количества велосипедных дорожек, модернизацию зданий с низкой энергоэффективностью, инвестирование в исследования чистых технологий и стимулирование использования электромобилей. К 2025 г. городской совет планирует потратить не менее 2,7 млрд датских крон (€362 млн) на воплощение климатической программы, которая может привлечь еще дополнительно около 300 млрд датских крон (€40 млрд) частных "зеленых" инвестиций.
Как отмечает Thomson Reuters Foundation, сейчас практически у каждого из 600 тыс. жителей Копенгагена есть велосипед, в городе проложено 375 км велодорожек. Директор городской климатической программы Йорген Абильгард проезжает на велосипеде до своего офиса в центре Копенгагена 10 км в день. Он признает, что транспорт остается серьезной проблемой, потому что большинство жителей все еще владеют автомобилями, а грузовики по-прежнему используются для доставки товаров.
Благодаря уже принятым климатическим мерам в 2017 г. Копенгаген произвел около 1,37 млн т парниковых газов, что на 40% меньше, чем в 2005 г. На одного жителя столицы пришлось приблизительно 2,2 т выбросов в атмосферу – это один из самых низких показателей среди городов Европы. Муниципальные власти связывают такое существенное сокращение эмиссии вредных веществ, главным образом, с переключением HOFOR (собственной коммунальной компании города) на ветроэнергетику.
По информации HOFOR, к 2025 г. в городе должны построить 360 ветротурбин. Также в скором времени компания планирует заменить свои угольные электростанции на электроустановки, работающие на биомассе, которые в качестве биотоплива будут использовать древесные гранулы (пеллеты).
Снижению эмиссий СО2 в Копенгагене способствует и система городского отопления. Домохозяйства обеспечивают теплом окружные или районные котельные, а не индивидуальные газовые или масляные котлы. Специалисты утверждают, что централизованное теплоснабжение уменьшает выбросы СО2 в два раза. В городе недавно заработала и новая система централизованного охлаждения, для работы которой используют морскую воду. Она сократила потребление энергии до 80% по сравнению с традиционными методами кондиционирования воздуха. При этом власти Копенгагена заявляют, что одним из главных приоритетов для них является снижение цен для жителей. По предварительным подсчетам специалистов, если город достигнет поставленных целей, семейная пара, проживающая в квартире, в среднем будет экономить 4 тыс. датских крон (€ 537) в год на электроэнергии.
По данным ООН, города мира потребляют свыше двух третей глобальной энергии и ответственны за почти три четверти выбросов углекислого газа. Климатологи считают, что если городам удастся снизить эмиссии СО2 до нуля, это поможет достигнуть цель Парижского соглашения по климату − удержать рост глобальной средней температуры на уровне значительно ниже 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем.