Увы, это вполне реальное меню жителя XXI века. Что объяснимо, учитывая, с какой небрежностью люди относятся к отходам. В частности, к наиболее опасным - батарейкам и аккумуляторам. Экологи бьют тревогу: всего одна небольшая батарейка загрязняет до 20 кубометров грунта и до 400 литров воды, а ежегодно на свалки попадают тонны отработанных элементов питания. Думаете, лично Вас это не касается? Еще как касается.
Для понимания ситуации проще опираться на практический опыт инсайдеров. Подготовить этот материал нам помог ведущий специалист электротехнической компании «Аксиом Плюс», занимающейся в том числе продажей элементов питания. Евгений отметил, что, в частности, оксид свинца, содержащийся в конструкции свинцово-кислотных (Lead Acid Batteries) и AGM (Absorbent Glass Mat) аккумуляторов, несет серьезную опасность для окружающей среды.
Помимо свинца, элементы питания содержат в составе другие вредные для живых организмов металлы: кадмий, литий, никель, ртуть, а также электролит - раствор серной кислоты (крайне едкое вещество, легко поражающее слизистую, кожу и дыхательные пути).
И вот лежит батарейка, выброшенная вместе с бытовым мусором, на свалке, постепенно ржавеет. Сквозь поврежденный корпус тяжелые металлы попадают в почву. Затем - в грунтовые воды. Дальше по подземным источникам токсичные вещества разносятся в радиусе десятков километров, попадая в колодцы и корневые системы растений, в том числе посевных, садовых и огородных культур. Затем с водой и пищей - в организм человека. А при пожаре на территории мусорных терриконов «букет» отравляющих веществ попадает прямиком в воздух. Яд накапливается годами и незаметно губит природу и нас.
Избежать этого можно и нужно, всего лишь правильно утилизируя опасный мусор.
Ежегодно в Европейском Союзе покупают около 800 000 тонн автомобильных, 190 000 тонн промышленных и 160 000 тонн потребительских АКБ - внушительные объемы. И все-таки одно дело Европа, там ситуация с переработкой в целом положительная. А в странах постсоветского пространства еще не перестроились на новое мышление и экологичные стандарты.
В России только аккумуляторов от автомобильного транспорта ежегодно выбрасывается около 3 млн. единиц. Это равно порядка 90 тысяч тонн (!) свинца и 22 тысяч тонн раствора серной кислоты, не говоря о прочих опасных компонентах. Колоссальное отравление окружающей среды. В Украине, по словам Министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака, уже накоплено около 36 миллиардов тонн отходов (среди которых и опасные), а это более 50 тысяч тонн на 1 квадратный километр. При этом утилизируется лишь 30% промышленных отходов и около 4% бытовых.
Но ведь тот же свинец может быть не только безопасным, а даже полезным. Если после специальной переработки заново будет пущен в дело - в том числе, в производство новых АКБ.
Отработанные АКБ, согласно Закону Украины «Об отходах», относятся ко второму классу опасных отходов, подлежащих специальной утилизации в соответствии с экологическими требованиями.
В процессе переработки электролит нейтрализуется, а АКБ проходят обработку в соответствии с технологией (физическую, химическую и термическую). В итоге большая часть аккумулятора становится сырьем для повторного производства. Это единственный действенный (и притом рациональный) способ избавить окружающую среду от опасного загрязнения.
Например, свинцово-кислотные АКБ схематически утилизируются так:
В итоге, при современном уровне развития технологий переработка АКБ - практически безотходный замкнутый цикл, достигающий глубиной проработки 100%.
Директива Европейского союза об аккумуляторных батареях однозначна: свинцово-кислотные маркируются знаком с перечеркнутым мусорным баком и символом химического элемента Pb (свинца) под ним, а также символом «возврат/переработка для повторного использования».
На использованные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (по Европейскому классификатору отходов EWC 16 06 01) распространяется действие норматива Директивы Европейского союза об аккумуляторных батареях (2006/66/EC). Отработанные элементы питания перерабатываются на свинцово-плавильных заводах.
По данным Европейской Ассоциации Производителей аккумуляторов (Eurobat), до 99,5% свинца из АКБ могут быть восстановлены и затем использоваться при производстве новых.
Другие компоненты батареи также перерабатываются и используются в различных отраслях промышленности.
Директивы Европейского Союза четко регулируют содержание токсичных материалов в аккумуляторах, а также обязывают компании, производящие их, участвовать в процессе утилизации. Так, изготовители закладывают стоимость переработки в цену новых АКБ, впоследствии отправляя полученные средства на перерабатывающие предприятия. Так, в Бельгии до половины элементов питания перерабатывают вторично.
Не пора ли и нам вооружиться принципиально новым подходом к ответственности перед природой и перед самими собой?
Гуглите «сдать аккумулятор на утилизацию»? Половина дела сделана.
Потому что пока самое сложное - сформировать запрос у потребителей, заложить потребность правильно поступать с опасными отходами. К сожалению, уровень информированности крайне низкий. Необходима упорная агитационная и разъяснительная работа, подкрепленная стимулами (для каждой категории потребителей своими).
Причем стимул должен быть достаточно сильным: надо преодолеть себя, чтобы по привычке не вынести вместе с бытовым мусором в бак, найти предприятие в своем районе, время, чтобы отвезти отходы (а его часто необходимо предварительно согласовать). Кстати, куда везти?
Объявлений о приеме и скупке аккумуляторов в сети десятки. Кому отдать предпочтение? Просто выбрать пункт поближе к дому?
А вот и нет. Нужно убедиться, что Вы отдадите вредные отходы в «правильные руки».
Потому что нельзя просто взять и решить: «будем заниматься приемом аккумуляторов». Для ведения этой специфической деятельности требуются:
Только специализированные предприятия могут организовать вывоз (имеют транспорт с ADR и разрешение на перевозку опасных грузов) и прием АКБ в соответствии с установленными законодательно правилами и отправлять сырье на заводы по производству новых батарей (часто в европейские страны).
Организации, работающие легально, избавят Вас от контакта с опасными элементами, все сделав самостоятельно, в соответствии с инструкциями на всех этапах. Они осуществляют погрузку, транспортировку, хранение и непосредственно утилизацию отходов.
Так, например, аккумуляторы нельзя подвергать механическому воздействию. Необходимо держать их строго в горизонтальном положении, не переворачивая. При транспортировке это правило тоже соблюдается.
А вот на сайтах частных объявлений легко попасть на сомнительных скупщиков, нарушающих технологию безопасности и сводящих «на нет» смысл сдачи опасных отходов.
Важно: принять должны с электролитом. Не лицензированные пункты приема часто декларируют, что перед сдачей необходимо предварительно слить электролит. Запомните - это абсолютно недопустимо. Ни в коем случае не допускается слив электролита (разбавленной серной кислоты) без участия специалистов и применения специальных технологий.
Сертифицированная организация по приему и утилизации после предоставления услуг выдает Акт выполненных работ, Акт приема-передачи, а для предприятий-плательщиков НДС налоговую накладную в электронном виде.
Что касается вопроса денежной компенсации. Чаще всего Вы можете получить либо наличные за старый отработанный аккумулятор, либо скидку на приобретение нового. Многие предпочитают второй вариант, учитывая, что покупка новых аккумуляторов едва ли не основная часть эксплуатационных расходов и потянет как минимум на треть первоначальной стоимости ИБП.
Цены за прием скромные: в среднем от 0,15$ до 0,25$ за 1А/ч (для аккумуляторов на 12В, для 4-6В вдвое дешевле). Бывает, что установлена «такса» за вес (около 1$/кг).
Как видите, оплата за прием отходов невысока. Поэтому первоочередная мотивация для юридических лиц - действия в соответствии с законом, а для физических лиц - личная сознательность и желание жить в экологически чистой обстановке.
Что касается вопроса денежной компенсации. Чаще всего Вы можете получить либо наличные за старый отработанный аккумулятор, либо скидку на приобретение нового. Многие предпочитают второй вариант, учитывая, что покупка новых аккумуляторов едва ли не основная часть эксплуатационных расходов и потянет как минимум на треть первоначальной стоимости ИБП.
Цены за прием скромные: в среднем от 0,15$ до 0,25$ за 1А/ч (для аккумуляторов на 12В, для 4-6В вдвое дешевле). Бывает, что установлена «такса» за вес (около 1$/кг).
Как видите, оплата за прием отходов невысока. Поэтому первоочередная мотивация для юридических лиц - действия в соответствии с законом, а для физических лиц - личная сознательность и желание жить в экологически чистой обстановке.
Частоту утилизации опасного мусора тоже можно и нужно снижать. Для этого нужно добиваться как можно более эффективной и полной эксплуатации АКБ.
4 группы герметизированных аккумуляторов по сроку эксплуатации (классификация Европейской ассоциации производителей аккумуляторов Eurobat (http://eurobat.org/):
10 лет и более | Специальное назначение |
Телекоммуникации и связь, электростанции (в том числе атомные), нефтехимическая и газовая промышленность и др.
до 10 лет
|
до 10 лет | Улучшенные характеристики | Применение соответствует предыдущей группе («Специальное назначение»), но требования к техническим характеристикам и надежности ниже |
5 - 8 лет | Универсальное применение | Технические характеристики этой группы такие же, как для предыдущей группы «Улучшенные характеристики», но требования к надежности ниже |
3 - 5 лет | Широкое применение | Применение в установках бытового потребления (в том числе в ИБП), в нестационарных условиях. |
Окончанием срока службы для АКБ считается наступление момента времени, в который отдаваемая емкость составляет 80% от номинальной. На практике же аккумуляторы с емкостью ниже 80% эксплуатировать можно, пусть продолжительность работы и существенно снизится. Срок службы зависит от многих факторов, но наибольшее влияние оказывают режим заряда и температура эксплуатации. Так, излишек градусов Цельсия увеличивает скорость и интенсивность саморазряда свинцово-кислотных АКБ (при температуре эксплуатации 5°С всего 15% в год, но втрое выше при 20°С).
Наш консультант объяснил, что заявленный производителем срок работы аккумулятор отрабатывает только в случае идеального соблюдения условий эксплуатации. А, например, в связке с источником бесперебойного питания этого добиться практически невозможно из-за частых перегревов.
Между тем на практике затраты на АКБ входят в первую пятерку эксплуатационных расходов: покупка новых АКБ потянет не менее чем на треть первоначальной стоимости ИБП, поэтому продление их срока службы серьезно удешевит эксплуатацию системы бесперебойного питания.
Для увеличения количества циклов жизни аккумуляторов старайтесь:
В наших силах предотвратить многие проблемы с экологией и, следовательно, с состоянием здоровья. Собственного и следующих поколений.
Простые и эффективные вещи, которые нужно делать уже сейчас:
Пресс-релиз подготовлен сайтом axiomplus.com.ua