(размышление о житье - бытье в таежной глубинке, человечности и нормах права)
Что делать в этой ситуации? Естественно, вызывать пожарную дружину, которая организована местными администрациями в каждом селе, но противопожарного оборудования у сельских дружинников, кроме лопат, ведер и единственной мотопомпы с небольшим количеством пожарных рукавов нет.
Что дальше делать главе местной администрации в этой ситуации? Вызывать добровольных пожарных со специальным автомобилем из соседнего населенного пункта расположенного в 15 километрах от таежного села. Вызвали, ждут…
Однако все жители села знают, что в этом году на краю села появилось красивое здание с огороженной территорией - ПХС (пожарно-химическая станция) называется и работают на этой станции их односельчане. Какого пожарного оборудования там только нет: пожарные модули высокого давления, помпы, воздуходувки, ранцевые огнетушители, не говоря уже о всяких разных лопатах, топорах, граблях и пр. И даже пожарный вездеход там имеется. И обучение по всем правилам тушения лесных пожаров и эксплуатации противопожарного оборудования пожарные рабочие из числа местные жители прошли. Но всё это хозяйство принадлежит заповеднику, граница территории которого в 18 километрах от села и предназначено для тушения пожара на его территории.
Администрация села к ним: "Ребята, помогите! Три семьи без крова могут остаться!". А ребята им отвечают: "Извиняйте, граждане односельчане, вот лесостепной пожар могём тушить, есть даже лицензия на это дело и даже обучены мы этому, а вот помочь в родной деревне потушить пожар не можем - нет договора с местной Администрацией, не утверждены расценки на оказание услуг силами ПХС, нет лицензии на тушение в населенном пункте, накажут нас контролирующие органы!".
Всё было примерно так, за исключением последнего диалога. Вечером 3 октября в селе Джуен Амурского муниципального района загорелся 3-х квартирный жилой дом. Администрация села обратилась за помощью в тушении пожара к работникам ПХС-1 (пожарно-химической станции) заповедника "Болоньский". Благодаря оперативным действиям работников ПХС Альчика Алексея, Киле Михаила, Киле Вадима и Киле Людмилы, которые использовали пожарное оборудование ПХС, загоревшийся дом был потушен, еще до приезда пожарной машины с командой со станции Болонь. Ущерб имуществу жильцов причинен минимальный, а главное у людей в зиму есть крыша над головой.
Чего теперь ожидать администрации заповедника? Благодарности от администрации села или череды проверок со стороны контролирующих органов?
Понятно, что работники заповедника, руководствуясь человеческими принципами помощи людям попавшим в беду и взаимовыручки, в тоже время нарушили требования нормативных актов Российской Федерации, в частности нормы, изложенные в Постановление от 31 января 2012 года N69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров".
По причине отсутствия лицензии на тушение пожаров в населенных пунктах и не утверждении Минприроды РФ для заповедника перечня услуг по тушению пожаров за пределами заповедника, нет у заповедника договора с местной администрацией с 2012 года, хотя такой договор заключался ежегодно, начиная с 2006 года.
Для получения лицензии на тушение пожаров в населенных пунктах необходимо пройти лицензирование, а чтобы пройти лицензирование работники должны пройти профессиональную подготовку, а организация иметь в штате специалиста, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности "пожарная безопасность" и стажем работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3-х лет. Реально ли это сделать в условиях сельской глубинки? Маловероятно. Возможно ли получить такую лицензию заповеднику, выполнив все условия по лицензированию? Вполне, тем более что решена основная часть задачи -имеется специализированное помещение и необходимое противопожарное оборудование, которое применяется как для тушения зданий и производственных помещений, так и для тушения лесных пожаров. Но только остается не решенным вопрос: кто заплатит за прохождение лицензирования? У местной администрации таких денег просто нет, дотируется она из бюджета муниципального района. Заповедник такие затраты нести не имеет право, т.к средства федерального бюджета он имеет право тратить только на выполнение возложенных функций. Сегодня идут разговоры о создании в каждом населенном пункте добровольных пожарных дружин. А как они будут получать допуск к тушению пожаров в населенном пункте?
И не риторический вопрос - будут ли возникшие вопросы органами власти решаться по существу или местные администрации и их добровольные помощники будут ходить под домокловым мечем правосудия, которое то с повязкой на глазах, то смотрит на мир широко открытыми глазами.
Администрация заповедника решила своих сотрудников за допущенное нарушение норм законодательства не наказывать и считать это практическим учением личного состава пожарно-химической станции. Оборудование и техника, использовавшееся при тушении пожара, обслужено и поставлено на хранение. Ну а возникшие вопросы пока повисли в воздухе……
Заместитель директора по экологическому просвещению А.Г. Черныш.