Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Оперативные административные меры по охране редких, исчезающих, хозяйственноценных и других биологических видов: законодательный аспект.

Оперативные административные меры по охране редких, исчезающих, хозяйственноценных и других биологических видов: законодательный аспект.

09/11/2008 16:56 / 👁 1219 / Поделиться:
О мерах административных предписаний в оперативных целях по сохранению редких видов в микрозаказниках, налагающих ограничения хозяйственной деятельности природопользователей. Правовая регламентация, административное управление охраной редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, надзор в этой сфере в Российской Федерации (далее - РФ) представляет собой особый публичный интерес, вызванный потребностью общества в сохранении биологического разнообразия и восстановлении генетического фонда флоры и фауны. Правовая регламентация, административное управление охраной редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, надзор в этой сфере в Российской Федерации (далее - РФ) представляет собой особый публичный интерес, вызванный потребностью общества в сохранении биологического разнообразия и восстановлении генетического фонда флоры и фауны.

Гребнев И.А., Скворцов Д.А.
Вятская государственная сельскохозяйственная академия.


Проблема охраны редких видов зачастую связана с невозможностью создания постоянной особо охраняемой природной территории (ООПТ), так как для некоторых видов с учётом особенностей их экологии охрана сводится к сохранению отдельных особей. Создание территории сопряжено со сложной законодательно предусмотренной процедурой. Невозможность создания такой территории связана и с тем, что выявление редких видов происходит часто случайно в процессе хозяйственной деятельности. Цели охраны редкого вида диктуют оперативность изъятия территории из хозяйственного использования, так как ставится первоочередная задача сохранения существующего биотопа. Для некоторых видов выделение крупных охраняемых территорий невозможно в силу специфики размещения на них объектов животного или растительного мира. Например, в зависимости от особенностей некоторых насекомых для охраны их поселений достаточно изъятия из пользования территории размером в несколько квадратных метров. Аналогично, сохранение выявленного отдельного экземпляра растения на лугу в принципе не требует прекращения сенокошения на всём лугу. Для подобных целей предлагалось создание микрозаказников на время существования охраняемых объектов на территории. В процессе сукцессий или по иным причинам, на суть которых человек эффективно влиять не может, вид естественным образом прекращает своё существование на данном участке местности. Поэтому существование микрозаказников в большей степени ограничено во времени в отличие от крупных охраняемых территорий, сохраняющих больше компонентов среды. Создание микрозаказников на местности представляет только более или менее технически сложную задачу по выделению сохраняемого участка из общего массива биотопа. Задача решаема с разной степенью сложности методами спутникового позиционирования или простого огораживания участка для обозначения его границ. Против последней меры возражают сторонники идеи утаивания мест обитания редких видов. В конкретной ситуации свои резоны. Действительно, огораживание может стимулировать уничтожение охраняемых объектов хотя бы и с целью возвращения охраняемого сектора в хозяйственный оборот.
Правовая регламентация, административное управление охраной редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, надзор в этой сфере в Российской Федерации (далее - РФ) представляет собой особый публичный интерес, вызванный потребностью общества в сохранении биологического разнообразия и восстановлении генетического фонда флоры и фауны. Правовая охрана включает в себя разработку, принятие и внедрение в правоприменительную практику комплекса правовых норм, призванных обеспечить такую форму общественных взаимоотношений, которая бы наиболее эффективным образом способствовала пресечению негативных воздействий на охраняемые природные объекты, стации или комплексы.
Статья 60 Федерального закона Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. гласит, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесённым в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Необходимо пояснить, что к находящимся под угрозой исчезновения относятся виды растений, животных и других организмов, численность и ареал которых резко сократились и продолжают сокращаться в результате действия каких-либо факторов. По-видимому, данные виды не смогут продлить свое существование без тех или иных форм активного вмешательства человека. Под редкими видами понимаются такие, численность или ареал которых имеют постоянную тенденцию к сокращению. Для стабилизации их численности необходимо проведение научно-обоснованных восстановительных программ с одновременным усилением режима охраны.
ФЗ Об особо охраняемых природных территориях от 14.03.1995 г.предусматривает возможность организации в качестве особо охраняемых природных территорий охраняемых природных ландшафтов, биологических станций, микрозаповедников и других ООПТ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. в статье 8.35 устанавливает, что уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.
Согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ, экологическим преступлением, влекущим уголовную ответственность, является уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
(ст. 262), Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256), незаконная охота (ст. 258).
Таким образом, российское законодательство об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных определяет перечень нуждающихся в охране видов, определяет формы режима охраны, устанавливает санкции за нарушение режима их охраны. Однако, существующий порядок организации ООПТ местного (локального) масштаба не соответствует современным потребностям общества, образуя длительную, усложненную процедуру.
Государственные природные микрозаповедники и микрозаказники представляют собой особый, своеобразный вид ООПТ. Потребность в такого рода территориях обусловлена необходимостью сохранения уникальных биологических индивидуумов, ценотических связей сообщества, ландшафтно-территориального комплекса. Вместе с тем, организация на данной территории крупной ООПТ со строгим режимом охраны и полным запретом хозяйственной деятельности является не целесообразной, а в некоторых случаях нежелательной и даже вредной. Поэтому, на наш взгляд, учреждение ООПТ
малых размеров, таких как, ландшафтный микрозаказник (ЛМЗ) и других, площадью не более 10 га, необходимо осуществлять по принципу оперативного административного усмотрения. Учредительным документом должно являться распоряжение, предписание (иной правовой акт), издаваемые инспектором (должностным лицом) по охране природы, минуя процедуры обсуждения, согласования, принятия решения и законодательного оформления. Выделение ООПТ данной категории должно происходить оперативно, без изъятия земельных участков (акваторий). На выделенных участках территории (акватории) предполагается запрещение осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности (как вариант возможна регламентация сроков и технологий их проведения). Хозяйственное использование остальных природных ресурсов разрешается в такой форме, которое не наносит ущерба охраняемому объекту или комплексу. Основополагающими приемами организации ЛМЗ и других малых ООПТ должны служить оперативность и упрощенный порядок оформления. На наш взгляд, следует идти по пути расширения полномочий природоохранных органов. В целях оперативности охранных мер придание широкого усмотрения должностному лицу должно основываться на презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности и безусловного запрета уничтожения любых видов, занесённых в красные книги. Для применения должностным лицом дискреционных полномочий по запрету (ограничению) хозяйственной деятельности и созданию микрозаказника достаточно факта обнаружения краснокнижного вида на территории.
Режимы микрозаказников могут устанавливаться не только в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, но и в отношении хозяйственно ценных видов или видов, отдельным популяциям которых угрожает не продиктованное необходимостью уничтожение, которого можно избежать (например, на период выведения потомства ласточками в песчано-гравийных карьерах было бы вполне уместно запрещать выборку грунта на участках с норами).
К государственным природным микрозаказникам могут относиться:
а) места регулярного размножения, произрастания редких и редких в данном регионе видов животных и растений;
б) места сезонной концентрации диких животных на ограниченных по площади участках, выполняющих важную роль в их жизненных циклах (уникальные тока глухарей, места миграций, места размножения, массовые переправы копытных через реки и др.);
в) места произрастания эндемичных, реликтовых и исчезающих видов растений;
г) места первого обнаружения присутствия вида до выяснения степени постоянства нахождения вида на территории.
Организация подобных территорий (акваторий) способом оперативных административных предписаний призвана защитить уникальные экосистемы, местообитания редких и особо ценных животных и растений (имеющих, как правило, точечный характер распространения), отдельные представляющие особый интерес особи. Требуется законодательное уточнение как понятий микрозаповедник, микрозаказник, так и создание институтов, способствующих оперативности и эффективности охраны.
Предлагаемые нововведения должны быть зафиксированы федеральным законом, и в развитие такового - постановлениями Правительства РФ, положениями о министерствах или ведомствах, региональными актами, издаваемые в развитие и в целях реализации установленных федеральным законом правоположений.

Резюме: Авторы предлагают законодательно совершенствовать меры административных предписаний в оперативных целях по сохранению редких видов в микрозаказниках, налагающие ограничения хозяйственной деятельности природопользователей.
Примечание:
Опубликовано: электронный журнал Юридический вестник N3 (17) декабрь 2007 г. http://www.lex2000.ru
В связи с изменениями, внесёнными в Уголовный кодекс РФ, в текст статьи внесены правки, по состоянию на 7 ноября 2008 г.


Аспирант Вятской государственной сельскохозяйственной академии
Иван Гребнев

Последние новости

Популярные новости