Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Объемы выбросов парникового газа и нефти в России требуют уточнения и уменьшения

Объемы выбросов парникового газа и нефти в России требуют уточнения и уменьшения

12/08/2007 18:22 / 👁 961 / Поделиться:
Россия готовится к торговле квотами парникового газа в соответствии с Киотским протоколом. Точный учет выбросов парниковых газов еще не ведется. Однако кто-то определил, что в 1990 году объем выбросов в стране составлял 3 млрд.тонн, а в настоящее время около 2 млрд.т, т.е. объем квоты для продажи другим странам и компаниям составит 1 млрд.т в год. Если учесть, что прогнозная цена 1 тонны парникового газа при продаже может достигать 50 долларов США, торговля представляется весьма прибыльной. Рассматриваемая проблема выбросов нефти и газа пока широко не обсуждается и не решается. Рассматриваемая проблема выбросов нефти и газа пока широко не обсуждается и не решается.

При продаже квот контроль за выбросами ужесточится, существующие оценки могут измениться в неблагоприятную сторону. Особые опасения в этом плане вызывают неучитываемые утечки парникового газа метана из выработанных нефтяных и газовых месторождений через законсервированные, ликвидированные, не имеющие балансодержателя, заброшенные, бесхозные и другие скважины. Опасность является известной и обоснованной.

Высокопоставленные чиновники надзорных и экологических ведомств и организаций в последние годы все чаще информируют нас об утечках углеводородов из указанных скважин. Сообщается, что около 7 тысяч заброшенных и бесхозных скважин являются угрозой для жизни людей и природной среде, из 330 таких скважин в Тюменской области идут выбросы нефти и газа, тысячи скважин требуют ликвидации или переликвидации. Отмечаются тенденции занижения опасности. Например, по данным Роснефти компании требуется ликвидировать около 700 скважин, однако по другим опубликованным данным только в Дагестане, где месторождения разрабатываются Роснефтью, первоочередной ликвидации или переликвидации требуют свыше тысячи скважин. Кроме того, известные утечки отражают только видимые и слышимые нефтегазопроявления. Если выход газа в атмосферу распределен по площади, то подобные выбросы обнаруживаются иногда лишь по пузырькам после дождя.

Следует отметить, что выработанные месторождения и находящиеся на них скважины являются государственными, поскольку бывший недрапользователь благополучно утрачивает природоохранные и другие права и обязанности по этим объектам при сдаче лицензии. Более того, появление бесхозных и заброшенных скважин представляется для большинства случаев следствием нарушения законодательства и плохой работы надзорных служб, т.к. перед окончанием деятельности недрапользователя на отведенном ему участке все скважины должны быть ликвидированы. Многочисленные факты утечек газа известны и официально подтверждаются, но данные по объемам утечек отсутствуют, рассматриваемые скважины и месторождения в официальной структуре источников выбросов парниковых газов России не значатся. Из 290 млн.т годовых выбросов метана (пересчитанного в углекислый газ в принятом эквиваленте) около 90 млн.т приходится на сельское хозяйство и отходы, за 150 млн.т выбросов вину взял на себя Газпром, около 50 млн.т осталось на долю нефтяников, шахтеров, болотному газу и др.

Если учесть, что в выработанных газовых месторождениях остается недоизвлеченным 10-15% газа и принять, что весь остаточный газ начнет истекать в атмосферу, то объем таких выбросов парникового газа может достичь 1 млрд.тонн в год. Принятые допущения не учитывают некоторые факторы, снижающие объем утечек. В то же время неучитываемые выбросы увеличиваются за счет выработанных нефтяных месторождений, на которых остаточные запасы нефти составляют около 70% от начальной величины, а при изливе 1 тонны нефти через прохудившиеся скважины в атмосферу выбрасывается десятки или сотни кубометров газа, большая часть которого представлена метаном. Кроме того, выбросы идут из разведанных, но не вводившихся в разработку месторождений и т.п.

Рассматриваемая проблема выбросов нефти и газа пока широко не обсуждается и не решается. Можно ожидать, что контроль утечек по Киотскому протоколу будет способствовать выявлению необходимости поиска и направлений решения проблемы, ее масштабов. Но представляется, что для России более опасны не столько утечки газа, сколько нефти, и что главными в проблеме являются вопросы ликвидации скважин. Указанные приоритеты основываются на следующем.

Возможное увеличение учетных объемов парникового газа отразится на намерениях Газпрома и РАО ЕС торговать квотами. Однако для предприятий и россиян, находящихся за пределами Москвы, Питера, Газпрома, и т.п., получение или недополучение сверхприбылей этими компаниями практического значения не имеют. Многократно более важным для россиян является необходимость предотвращения утечек нефти, которая во все больших объемах загрязняет почву, воду.

Утечки углеводородов через скважины обусловлены ненадежностью преград, изолирующих залежи от окружающих недр и атмосферы. Преграды являются металлоцементными наподобие железобетона. Но стойкость к разрушению у скважинного железобетона значительно ниже, а воздействие разрушающих факторов выше по сравнению с железобетоном в фундаментах, столбах линий электропередач, элементах зданий и др. Сроки разрушения скважинных преград составляют 10-50 лет, более точно это может быть определено по известным фактам начала утечек углеводородов через скважины.

Необходимость повышения надежности ликвидации скважин высокопоставленным чиновникам известна. Такая необходимость следует из самих фактов утечек. Еще более явно необходимость вытекает из все чаще используемого в последние годы понятия "переликвидация скважин", т.е. из необходимости замены прохудившихся преград утечкам новыми. Однако каких либо масштабных мер по решению проблемы властями не предпринимается, создается впечатление, что необходимость решения проблемы сознательно замалчивается.

Как было отмечено выше, в появлении экологически опасных бесхозных и заброшенных скважин значительная доля вины лежит на природоохранных и надзорных службах. Вполне можно допустить, что и бездействие этих служб по повышению надежности ликвидации скважин преследует определенные цели, противоречащие интересам россиян. Наиболее существенной предпосылкой к такому подозрению может быть неготовность государства к решению проблемы, большие затраты на ликвидацию и переликвидацию скважин.

Известно, что затраты на ликвидацию обычной скважины колеблются от 1 до 10 млн. руб, фонтанирующие в Каспий скважины переликвидируют за 1 млн. долларов США. В настоящее время в России ликвидации требуют около 15 тысяч скважин, в перспективе все 75 тысяч уже пробуренных на нефть и газ и неизвестное число новых скважин также потребуют ликвидации. И все-таки в экономический тупик государство поставит не ликвидация, а необходимость переликвидации скважин каждые 10-50 лет после очередного разрушения сооружаемых преград.

Например, исследованиями Газпрома установлено, что надежное "безутечечное" состояние скважин на Астраханском газоконденсатном месторождении обеспечивается лишь в течение 6 лет. Месторождение находится под Волгой, на нем пробурены сотни скважин, в продукции большое содержание ядовитых сероводорода, меркаптанов. Ликвидация и переликвидация скважин на этом месторождении с периодичностью в 6 лет потребует больших затрат, но игнорирование этой необходимости может чрезвычайно отрицательно отразиться на возможности проживания людей в регионе, обострит отношения с сопредельными по Каспию государствами и т.п.

Вследствие отсутствия инициатив у компаний и государственных служб обсуждение и уточнение масштаба опасности, понуждение правительства к решению проблемы должно исходить от общественных экологических организаций, от россиян. Как возможный вклад в решение проблемы ниже приводятся некоторые соображения по направлениям его поиска.

Одно из достаточно очевидных возможных направлений в решении проблемы может заключаться в восстановлении целостности продырявленных скважинами пластов пород над залежами, в воссоздании первоначального состояния пластов в месте скважины по составу и прочности пород, величине пластового и горного давлений и др. Задача технически решаема. Осложнения и увеличение стоимости работ могут быть обусловлены наличием в скважине зацементированной колонны труб и некоторыми другими факторами. Еще более значительные затруднения дает инструкция Госгортехнадзора, по которой пробуренное отверстие должно закупориваться цементными пробками. Если, например, скважину засыпать глиной, то надежность предотвращения утечек из залежей и снижение стоимости ликвидационных работ можно ожидать очень значительными, но инструкция не дозволяет этого делать.

Другое направление предотвращения опасных утечек может заключаться в изменении направлений восходящих потоков углеводородов. Если поток направить в достаточно глубоко залегающий проницаемый пласт, то остаточные углеводороды можно захоронить на продолжительный срок или навечно, при благоприятных геологических условиях углеводороды можно накапливать в таком пласте, а затем добывать в полезных целях обычными способами. Надо также запретить практику повторного цементирования устьев ликвидированных скважинах после обнаружения утечек, т.к. выявленный поток после такой операции в дальнейшем начнет изливаться в неглубокозалегающие водоносные горизонты. Если устье скважины не цементировать, а, наоборот, расковыривать полуразрушенные цементные преграды в верхней части скважин, то экологически вредные утечки можно уменьшить, а вытекающую нефть использовать для производства "самопального" бензина или в других целях. Надо также разрешать чеченцам добывать нефть из шурфов во дворах своих домов, и это может существенно снизить объемы углеводородов, которые Терек выносит в Каспий. Газовые утечки из скважин также можно интенсифицировать расковыриванием, но газ надо поджигать. Таким мероприятием можно уменьшить учетный объем выброса парникового газа почти на порядок, т.к. при сгорании метан превращается в углекислый газ, который по агрессивности к озоновому слою планеты считается в 21 раз менее активным по сравнению с метаном. Можно также нажить капитал, если газ сжигать в отопительных или других системах, например, для выращивания помидоров в тепличках на Ямале. На этом полуострове большое число бесхозных скважин, ликвидировать которые никак не удается несмотря на то, что такое решение было санкционировано очень высокими государственными лицами и ООН.

Указанные и другие нешуточные направления решений требуют анализа, исследований, превращения в приемлемые технологии, т.е. необходим обычный поиск и реализация эффективных решений проблемы. Поскольку это дело государственное, то наша задача видится в понуждении правительства обратить внимание на проблему и начать ее решать

В.Смирнов, нефтяник, г.Волгоград

Последние новости

Популярные новости