Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > УГРОЗА КАСПИЮ ОТ ТЕНГИЗСКОГО И КАШАГАНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЙ

УГРОЗА КАСПИЮ ОТ ТЕНГИЗСКОГО И КАШАГАНСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЙ

23/02/2007 17:31 / 👁 1584 / Поделиться:
В казахстанском секторе Северного Каспия ухудшается экологическая обстановка. Много лет из затопленных морем законсервированных и ликвидированных скважин вытекает нефть. Утечки ликвидируют, но они возобновляются на других скважинах. Более тысячи подобных скважин расположены в зонах периодического подтопления, вытекающая из них нефть смывается при подтоплениях в море.

Фирмами "Тенгизшевройл" (ТШО) и "Аджип ККО" на побережье и в Каспии ведется разработка крупнейших нефтяных месторождений Казахстана Тенгизского и Кашаганского. На этих объектах с высоким содержанием сероводорода и меркаптанов также периодически происходят аварии, утечки. В последние годы в рассматриваемом секторе Каспия отмечаются экологические катастрофы с массовой гибелью тюленей, рыб, птиц, растет заболеваемость населения. Экологические бедствия общественность склонна объяснять вредными выбросами на старых и новых месторождениях, но власти не находят этому подтверждения.

Проблема предотвращения утечек нефти из скважин довольно часто обсуждается СМИ. На семинаре экологов и журналистов в г.Атырау в марте 2006 года было высказано мнение, что неконтролируемые утечки нефти в море или на земную поверхность предопределены природными процессами и неизбежны, и что применяемые методы ликвидации скважин ненадежны.

Для истечения нефти через скважины требуется выполнить лишь два условия: чтобы давление в залежи было достаточным для утечек, и чтобы был канал, сообщающий залежь с земной поверхностью. Оба условия выполнимы. Канал сформируется вследствие коррозии и растрескивания заполняющих скважину металла и цементного камня, а если давление в залежи недостаточно для подъема нефти по каналу, то со временем оно повысится из-за притока в залежь пластовых вод, деформации пород и др.

Для решения актуальнейшей проблемы региона на семинаре самоорганизовалась инициативная группа экологов и журналистов. Группа наметила общую схему проведения работ, нашла организацию-исполнителя, имеющую некоторые наработки по проблеме, и подготовила предложения по реализации намеченного. Обоснования экологической опасности и предложения по исследованиям и решению проблемы были направлены в маслихат и акимат (дума и администрация) Атырауской области, в научные институты, обсуждены в ТШО и Аджип ККО, представлены отдельным руководителям и депутатам. Институты и специалисты практически однозначно подтвердили очень высокую угрозу морю от скважин, необходимость проведения исследований и решения проблемы. Однако в проведении работ было отказано. Нам не известны истинные причины отказа, но достаточно очевиден материальный и экологический ущерб от такой позиции властей. Следствием игнорирования необходимости проведения исследований и решения проблемы является следующее.

Работы по ликвидации утечек нефти из скважин на старых не эксплуатирующихся прибрежных и морских месторождениях начаты в 2004 году. По официальным данным переликвидации требуют более 1000 скважин, из них более 100 в море, но к настоящему времени переликвидировано лишь немногим более 20 скважин. Недостатком проводимых работ является также их ненадежность. Трубы из скважин не извлекаются, проводится лишь цементаж каналов, по которым нефть вытекала в море. Однако является очевидным, что если в скважине, закупоренной металлом и цементом, в течение 20-40 лет сформировался канал для излива нефти в море, то повторное сооружение идентичной закупоривающей преграды (за 1 млн.долларов США) может предотвратить утечку также лишь на срок не более 20-40 лет, периодические затраты на подобные мероприятия накладны для бюджета.

В предложенном инициативной группой проекте проведения исследований предусматривалась оценка затопленных скважин по степени экологической опасности, прогноз начала нефтегазопроявлений. Этот вопрос актуален не только с общих позиций предотвращения утечек, но и обсуждается в СМИ области как недостаток в выборе объектов подрядчиком работ. В качестве примера рассмотрим утечку по скважине N2 Прибрежного месторождения.

Скважина 2 была включена в план переликвидации 2004 года, хотя в тот период в море протекали три другие скважины этого месторождения. О проведении плановых работ по скважине 2 данных нет, но в апреле 2006 года природохранными службами области была зафиксирована утечка из этой скважины с образованием на поверхности воды нефтяного пятна длиной 2 км и шириной 10 м. В мае и 30 августа нефтяное пятно фиксировалось с космического спутника, хотя подрядчик работ и утверждает, что утечку ликвидировали 26 августа.

Пример характеризует не только не только недостатки в выборе первоочередных объектов для ликвидации утечек нефти в море, но и ряд других негативных обстоятельств в решении проблемы. Проблема снижения опасности от затопленных месторождений требует увеличения производительности работ по переликвидации, повышения надежности, снижения стоимости, контроля эффективности и др. И, тем не менее, инициативная группа считает, что наибольшая опасность Каспию исходит не от старых месторождений и скважин, а от новых. Некоторые, возможно не бесспорные, доводы по этому вопросу заключаются в следующем.

Известно, что Азербайджан не один десяток лет загрязняет Каспий нефтью так, что все живое в воде вблизи нефтяных промыслов исчезло. Почти такое же следствие наблюдается и у Дагестана, где не так далеко от берега расположено свыше 1000 периодически протекающих законсервированных и ликвидированных скважин. Известно также, что большие объемы нефти в море выносит Терек с территории Чечни. Немеряно ядов несет в Каспий Волга. Рассмотренные выше утечки нефти в море из месторождений Казахстана визуально наблюдаются уже более 10 лет, вероятность подобного у берегов Туркменистана также не исключается. Загрязнение моря приводит к уменьшению биоресурсов. Море умирает. Но умирает сравнительно медленно, и это дает шанс изменить ситуацию и спасти Каспий для будущих поколений. Разработка новых месторождений такого шанса не дает.

От месторождений с протекающими скважинами месторождения Тенгиз и Кашаган отличаются на порядок большими запасами углеводородов, наличием в пластовой продукции около 20% сероводорода, а также углекислого газа и меркаптанов, высоким (до 1000 ат.) пластовым давлением, в 5-10 раз более глубокими скважинами. В 1986 году аварийные выбросы нефти и газа из скв. 37 Тенгизского месторождения продолжались более года, погибли сотни тысяч птиц, резко увеличилась заболеваемость населения и т.п. Считается, что подобная авария на Кашагане привела бы к отмиранию всего живого на Северном Каспии. И такая авария на Кашагане едва не произошла: в 2000 году на разведочной скважине был взрыв и пожар, но подобную Тенгизской аварию удалось предотвратить.

Месторождения Тенгиз и Кашаган переданы иностранным компаниям для добычи нефти на срок 40 лет. Если по окончании эксплуатации месторождений остаточные запасы углеводородов начнут вытекать в море через ликвидированные скважины, как это наблюдается в настоящее время по затопленным старым месторождениям, то объем потенциально пригодной для истечения нефти может сформировать по всей поверхности моря слой 15 мм, количество сероводорода и меркаптанов при растворении в воде превысит ПДК в 5 раз, а прибавка к выбросам парниковых газов составит почти два объема от годовых выбросов парниковых газов всеми странами мира.

Приведенные данные свидетельствуют, что после окончания разработки Тенгиз и Кашаган станут мощной миной для всего живого на Каспии. Но эти месторождения опасны для региона уже и в настоящее время. По данным академика Диарова М.Д. эксплуатация месторождений типа Тенгизского сопровождается удельными выбросами вредных веществ в количестве от 2 до 4 кг на каждую тонну добытой нефти. Основные компоненты выбросов представлены двуокисью серы и азота. Зона превышения этими веществами предельно допустимой концентрации в воздухе в настоящее время для Тенгизского месторождения определена размерами 160х160 км. Аналогичные показатели для месторождения Кашаган после выхода его на уровень добычи нефти 60 млн.т в год могут характеризоваться размерами опасной зоны 230х230 км. при удалении месторождения от областного центра 70 км.

Для утечек нефти через скважины Тенгиза и Кашагана по рассмотренной в начале статьи схеме требуется выполнение лишь одного условия - чтобы сформировался канал, сообщающий залежь с земной поверхностью. Достаточное давление в залежах, как второе необходимое условие утечек, на этих месторождениях значительно "перевыполнено" геологическими факторами. Указанное обстоятельство делает возможным проявление загрязняющих утечек еще в ходе эксплуатации месторождения как через ликвидированные скважины, так и через находящиеся в работе. Утечки не обязательно будут проявляться видимым образом, нефть может поступать в придонные или приповерхностные проницаемые горизонты и выходить в море на большой площади.

Анализ вероятности проявления утечек нефти через скважины при эксплуатации месторождений представляется чрезвычайно важным для оценки текущего экологического состояния природной среды в регионе, для дополнения результатов исследований академика Диарова М.Д., для прогноза дальнейшего развития ситуации на море и др. Информация о текущем состоянии скважин на Тенгизе у членов инициативной группы отсутствовала. Обращение группы в маслихат о предоставлении информации компаниями оставлено без ответа. В переданных в ТШО и Аджип ККО материалах и при обсуждении проблемы указывалось, что имеются предпосылки для утечек нефти в приповерхностные горизонты Тенгизского месторождения и других подсолевых залежей. Но этот вопрос компаниями не прокомментирован, они ограничились лишь признанием чрезвычайной экологической опасности ликвидированных скважин для Каспия и выразили пожелания, чтобы проблема была решена. В указанных условиях нами предпринята попытка оценить опасность сопоставлением ее с наблюдаемой по Астраханскому газоконденсатному месторождению.

Астраханское, Тенгизское и Кашаганское месторождения открывались и разбуривались первыми скважинами в указанной последовательности, соответственно, в 1976 году, в 1980 и 2000 годах. Месторождения характеризуются близкими показателями по составу продукции, давлению в залежах, глубине скважин и др. Все месторождения залегают под мощным слоем солей, содержание сероводорода в газе около 20%. Каких либо принципиальных отличий по строительству и ликвидации скважин, по коррозионной и экологической агрессивности продукции, по стратегии эксплуатации и по другим факторам, определяющим экологическую опасность объектов, не отмечается. Это позволяет сопоставлять месторождения по их воздействию на природную среду, использовать накопленные на Астраханском месторождении данные для прогнозирования развития ситуации на Тенгизском, Кашаганском и других намеченных к разработке подсолевых месторождениях на шельфе Каспия.

Астраханское месторождение эксплуатируется компанией Газпром с 1986 года. Уже при бурении и в начале эксплуатации стало понятно, что месторождение экологически опасно, необходимы эффективные решения по возникающим проблемам. Над проблемами работает большое число научных коллективов, используется мировой опыт. И, тем не менее, аварии и выбросы ядовитой продукции сопровождают эксплуатацию месторождения все время.

Одним из наиболее экологически опасных осложнений на Астраханском месторождении следует считать разрушение скважин. Уже в 1992 году межколонные проявления, обусловленные негерметичностью колонн труб или цементного кольца за колонной, зафиксированы более чем в 30 скважинах. В 2003 году в надсолевых отложениях отмечены высокие концентрации сероводорода, что наиболее вероятно является следствием перетока его из залежи по сформировавшимся в скважине каналам. В настоящее время большое число скважин технически неисправно, находится в ожидании ликвидации или ликвидируется, не выработав плановый ресурс. Основной причиной осложнений является коррозия.

Результаты исследований и контроля за состоянием подземного оборудования на Астраханском месторождении, обобщенные, например, в работах Л.В.Глебовой, свидетельствуют, что коррозия переведет металл труб в ионное состояние, т.е. растворит как сахар в воде, приблизительно в течение 25-30 лет. Это произойдет несмотря на то, что комплексом мер по борьбе с коррозией на месторождении предусмотрено использование коррозионностойких труб и цемента, применение ингибиторов коррозии, регулирование режима работы скважин и т.п. И, тем не менее, период безотказной работы скважин определен продолжительностью лишь 6 лет.

Если сопоставить показатели по Астраханскому и Тенгизскому месторождениям, то высказанные выше подозрения о текущей экологической опасности скважин Тенгиза для Каспия дополняются реальными подтверждениями. Является достаточно очевидным, что на Тенгизе, как и на Астраханском месторождении имеют место разгерметизация труб и цементного кольца, межколонные проявления и другие предвестники масштабных утечек. В надсолевых отложениях на Тенгизе на глубинах до 800 м залегают водоносные горизонты с пресными и слабоминерализованными водами, сообщающиеся с морем на небольшом удалении от берега. Если вследствие коррозии или других причин в скважине сформируется канал, который сообщит залежь с водоносным горизонтом, то нефть и газ начнут перетекать в этот пласт под действием перепада давления до 500 ат. На Тенгизе ликвидирован не один десяток скважин, подобные утечки могут идти бесконтрольно.

Приведенные выше и другие данные позволяют нам сделать вывод, что разрабатывать на Каспии месторождения типа Тенгизского и Кашаганского нельзя из-за невозможности обеспечения безопасности моря и населения.

Любая угроза морю, направленная на уничтожение его биоресурсов, должна быть исключена. Ценность продукции Каспия несопоставимо выше стоимости нефти, которая может быть добыта из месторождений, поскольку морская продукция самовозобновляемая, а море должно быть вечно. Море является также источником жизнеобеспечения для значительной части проживающего на берегу населения, его гибель затронет интересы людей во всем мире.

Транснациональные компании, ведущие разработку месторождений, в значительной степени озабочены получением максимальной прибыли, чем осознанием вреда своей деятельности. Компании не готовы к разработке подобных объектов. Об этом свидетельствует высокая аварийность, увеличение загрязнения природной среды, масштабные экологические катастрофы и др. Технически не решен вопрос о предотвращении опасностей после окончания разработки месторождения. Принятая компаниями ликвидация скважин и утечек цементными мостами не решает проблемы, в Газпроме это осознали еще в начале 90-х годов. Нельзя в заповедной зоне, к каким относится Северный Каспий, продолжать разрабатывать месторождения, имея факты экологических катастроф, резкого ухудшения состояния заповедника.

Как можно заключить из реакции властей и компаний на наши попытки организовать проведение исследований по решению проблемы, разработка месторождений будет продолжаться. Но прогноз дальнейшего развития ситуаций позволяет сделать предположение, что в условиях неизбежного ухудшения экологической обстановки наступит некоторый критический период, и дальнейшая эксплуатация месторождений будет все же прекращена. Прекращение работ на месторождениях произойдет или из-за осознания населением и общественностью чрезвычайного характера опасности от месторождений, или из-за загрязнения природной среды до некоторых запредельных значений, или по экономическим причинам, или вследствие масштабных аварий и экологических бедствий.

Приведенные выше и другие известные данные академика Диарова М.Д. по экологической обстановке в регионе уже характеризуют ее как находящуюся на грани предельно допустимой. Но обстановка будет ухудшаться. Это произойдет как вследствие коррозии, так и из-за наращивания объемов добычи нефти, ввода в разработку на шельфе новых месторождений. На Тенгизе в 2005 году было зафиксировано 27 аварий с выбросами продукции, а за 10 месяцев 2006 года их число составило 39, неизбежен их дальнейший рост. В 30 километрах от г.Атырау, где проживает основная часть населения области, строится завод по очистке нефти Кашагана от сернистых соединений, аналогичный Тенгизскому. После пуска завода возникнет необходимость или отселения населения города, как отселили жителей пос. Саракамыс на Тенгизском месторождении, или закрытия завода, прекращения эксплуатации месторождения. Если, как запланировано, из месторождений будет добываться свыше 100 млн. т/год сероводородсодержащей нефти, то вся территория Атырауской области и Северный Каспий по уровню загрязнений окажутся в зоне экологического бедствия.

Вторая возможная причина прекращения разработки месторождений на Северном Каспии может быть обусловлена экономическими обстоятельствами. В настоящее время высокая прибыль от месторождений достигается во многом за счет недостаточных затрат на природоохранные мероприятия. При достижении запредельных значений загрязнения природной среды утаивать от общественности негативные экологические ситуации и противодействовать решению экологических проблем не удастся. Надо будет вкладывать большие средства в повышение надежности объектов. Если принять допустимую продолжительность безаварийной эксплуатации скважин в 6 лет, как это определено для Астраханского месторождения, то затраты на ликвидацию и строительство новых скважин с периодичностью в 6 лет, а также на замену основных элементов наземных объектов могут привести к убыточности месторождений. Подобное может случиться и при снижении мировых цен на нефть, как следствие освоения альтернативных видов энергии и топлив и др.

Если случатся большие аварии или экологические катастрофы, вспышки связанной с загрязнением среды заболеваемости и т.п., то протестные акции населения резко возрастут. При этом следует отметить, что вероятность масштабных аварий и катастроф достаточно высока. Месторождения находятся в сейсмоопасном районе, глубина скважин очень большая, даже небольшие подвижки в земной коре приведут к разрушению скважин. Такие же подвижки следует ожидать и от выработки углеводородов и понижения давления в залежах разрабатываемых месторождений. Каких либо новых радикальных решений по предотвращению аварий типа случившейся на скважине 37 Тенгиза до настоящего времени не получено и т.п.

Приведенный выше анализ экологической опасности от разработки месторождений на Северном Каспии и некоторые прогнозы дальнейшего развития ситуаций имеет главной целью привлечение внимания к проблемам. Необходимо добиться их решения. На период до решения проблем бурение скважин и ввод в разработку новых месторождений необходимо приостановить.

Члены инициативной группы экологов и журналистов Атырауской области (Казахстан) по проблеме предотвращения утечек нефти в Каспий из затопленных ликвидированных скважин

Хакимов Махамбет Галимжанович - председатель НПО "Каспий Табигаты"
Смирнов Виталий Иванович - гл.технолог ТОО "Бест-Бизнес-Азия"

Последние новости

Популярные новости