Исследование профессора Алексея Федорова и аспиранта Шиненга Ху указывает на то, что причиной медленных темпов повышения температуры поверхности была слабая активность Эль-Ниньо в период с 1998 по 2013 годы, а не пауза в долгосрочном глобальном потеплении. Также отмечается, что вулканическая активность сыграла в этом лишь незначительную роль.
«Наш главный вывод заключается в том, что глобальное потепление никогда не отступало, как можно предположить из термина „пауза“, — сообщил Федоров, который провел обширные исследования роли океанов в климате. — Потепление может маскироваться межгодовой и десятилетней естественной изменчивостью климата, но затем оно возвращается с удвоенной силой».
Ученые отметили, что Эль-Ниньо способствует ежегодным изменениям глобальной средней температуры путем модуляции тепловыделения, поступающего из тропических океанов в атмосферу. То есть он нагревает атмосферу, а холодная фаза феномена — Ла-Нинья — охлаждает.
В 80-е и 90-е годы было множество периодов сильной активности Эль-Ниньо. Затем он стал гораздо слабее и оставался таким до 2014 года.
«Недавний резкий рост температуры в основном был вызван продолжительными условиями Эль-Ниньо в тропиках в 2014–2016 годах, который достиг экстремального значения зимой 2015 года. Соответствующее выделение тепла в атмосферу вместе с текущей фоновой тенденцией глобального потепления сделало 2014, 2015 и 2016 годы тремя самыми теплыми годами за всю историю инструментальных наблюдений».
Ху и Федоров построили простую модель глобальной средней температуры поверхности (GMST), которая учитывает выбросы парниковых газов, данные об Эль-Ниньо и стратосферных сульфатных аэрозолях, произведенных извержениями вулканов. Модель отражает изменения GMST с 1880 года, включая так называемые паузы в глобальном потеплении и недавнее повышение температуры.
«С практической точки зрения наш метод в сочетании с предсказанием Эль-Ниньо позволяет нам составить прогноз глобальной средней температуры на следующий год, — сказал Федоров. — В соответствии с ним, 2017 год останется в числе самых жарких за всю историю наблюдений, возможно, лишь слегка уступив показателям за 2016 или 2015».
Исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.