Характер ран также зависит от техники охоты: предполагается, что они будут различаться у хищников, которые загоняют добычу или нападают из засады, — в случае доисторических животных оценить подобные травмы можно по скелетам. В новой работе специалисты из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Лос-Анджелесского музея естественной истории изучили останки хищников эпохи плейстоцена: ужасного волка (Canis dirus) и смилодона (Smilodon fatalis).
По современным представлениям, эти животные охотились по-разному: подобно потомкам, серым волкам, C. dirus охотился в стае и загонял добычу, после чего загрызал ее. Саблезубые кошки, вероятно, охотились в одиночку, как современные тигры. Хищник нападал на жертву из засады, вцеплялся передними лапами, сбивая с ног, и наносил смертельные укусы. Повреждения хищников соответствовали способам охоты: у S. fatalis ранения могли быть сосредоточены на грудной клетке, плечах и спине, тогда как у C. dirus чаще страдали конечности. Оба вида обитали в Южной и Северной Америке и, по всей видимости, конкурировали за добычу. Останки ужасных волков и саблезубых кошек были найдены на ранчо Ла Брея.
Наиболее частые места повреждений у саблезубых кошек (a, b) и ужасных волков (c, d) отмечены красным цветом / ©Caitlin Brown et al., Nature Ecology & Evolution, 2017
Ископаемые находились в смоляных ямах на территории современного Лос-Анджелеса, которые возникли из-за просачивания подземного битума на поверхность. Для травоядных такие участки могли оказаться ловушкой, привлекающей хищников. Всего ученые изучили образцы 371 ужасного волка и 342 саблезубых кошек, которые попали в яму около 11,5 тысячи лет назад. Посредством оптимизированного анализа горячих точек они картографировали распределение и частотность травм. Результаты показали, что у S. fatalis повреждения на скелетах встречались чаще, чем у C. dirus — 4,3 процента случаев против 2,8 процента. Авторы предполагают, что это связано с коллективным и одиночным образом охоты.
Кроме того, саблезубые кошки, вероятно, охотились на более крупную добычу и жили дольше. Осмотр костей показал, что у ужасных волков ранения чаще встречались на конечностях и шейных позвонках: последние могут быть следствием того, что хищники, вцепившись в добычу, повисали на ней. У S. fatalis многие травмы находились на спине (на грудных и поясничных позвонках) и меньше — на груди и шее, что может указывать на охоту из засады.
Статья опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.