Как показало новое исследование, ледники и ледяные шапки побережья Гренландии вряд ли смогут восстановиться после таяния, которое они испытывают в настоящее время.
Таяние на острове перешагнуло критическую отметку 20 лет назад. Самые маленькие ледники и ледяные шапки на побережье больше не способны заново нарастить утраченный лед.
Ученые полагают, что к 2100 году таяние прибрежного льда Гренландии повысит уровень мирового океана примерно на 3,8 см.
Важность исследования в том, что оно показывает, почему уязвимые части гренландского льда тают так быстро: глубокий слой снега, который обычно забирает прибрежную талую воду, оказался полностью насыщен в 1997 году. Этот слой снега и талой воды за это время плотно замерз, так что вся новая талая вода течет поверх него и выходит в море.
Это плохая новость, но не причина для паники, считает гляциолог из Государственного университета Огайо Ян Хоуэт, принимавший участие в работе. Выводы касаются сравнительно небольшого количества льда вдоль побережья, пояснил он, а не Гренландского ледникового щита, который является вторым по величине ледяным хранилищем в мире.
«Эти периферийные ледники и ледяные шапки можно рассматривать как колонии льда, которые стремительно сокращаются. Многие из них, вероятно, исчезнут в ближайшем будущем, — поясняет Хоуэт. — Можно сказать, что они обречены. Но огромный внутренний ледниковый покров еще нет, поскольку он более климатологически изолирован, чем окружающие ледники и ледяные шапки».
«Кроме того, поскольку переломный момент был достигнут в конце 90-х годов, прежде чем началось потепление, это указывает на то, что эти периферийные ледники очень чувствительны и потенциально недолговечны по сравнению со скоростью отклика ледяного пласта».
Если бы все прибрежные льды Гренландии мгновенно растаяли, глобальный уровень моря вырос бы на несколько сантиметров. Но если бы растаял сразу весь Гренландский ледяной щит, то эта цифра составила бы 7,3 м.
Обычно талая вода стекает через щели в фирн (слой старого плотного снега) до ледяной поверхности, где нижний слой снова замораживается. Так растут ледники и ледяные шапки. Когда 20 лет назад фирн по берегам Гренландии заполнился водой, он замерз снизу доверху. С тех пор не было никаких щелей для сбора талой воды, и лед не мог расти.
В то время ученым не хватало трех вещей, чтобы определить это: топографической модели высокого разрешения ледников, подробной карты границ ледников и численной модели дренажных процессов высокого разрешения.
Хоуэт предоставил первые две с помощью модели Greenland Ice Mapping Project Digital Elevation Model, которая обеспечивает 30-метровое разрешение по всей поверхности Гренландии. Тогда его коллеги смогли использовать эти данные, чтобы повысить разрешающую способность их числовой модели и получить лучшее представление о том, где и как ледниковые шапки и ледники теряли массу.
Они обнаружили, что за последние 20 лет потери массы были в точности равны количеству талой воды, стекающей в море. Моделирование показало, что наиболее вероятной причиной является замороженный фирн.
Гренландский ледниковый щит подвержен той же опасности, но в гораздо меньшей степени, чем изолированные кусочки льда на его краях, говорят ученые.
Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.