Научно-исследовательский реактор Института энергетических технологий, расположенный в горной пещере в центре города Халден на юге Норвегии, дал течь в понедельник, 24 октября, в 7:45 утра по восточному времени, но NRPA до вторника не получало сигнала тревоги.
Работники реактора были эвакуированы после обнаружения утечки, но некоторые сотрудники позже вернулись, чтобы установить причины и оценить масштабы аварии, сказали представители NRPA. Как объяснил оператор, реактор был изолирован и утечка осталась внутри, поэтому не представляла никакой угрозы.
«Мы будем разбираться, как это могло произойти и почему мы не были оповещены в тот же день», — отметил сотрудник управления в своем заявлении.
Вышестоящие должностные лица сообщили агентству «Рейтер», что инциденту, возможно, будет присвоена первая категория в соответствии с международной шкалой ядерных событий (INES), которая ранжируется от 1 до 7, где 1 означает аномалию, а 7 — крупную аварию, как в Чернобыле или Фукусиме.
«Нам нужно собрать больше информации ... Но мы недовольны ситуацией, что нас не предупредили немедленно. Мы будем работать с этим», — цитирует «Рейтер» слова главы по вопросам безопасности NRPA Пера Странда.
Оператор реактора не знает, сколько сотрудников присутствовало во время утечки, но допускает, что там могло находиться до восьми человек. Он подчеркнул, что доза радиации, которую они получили, была очень низкой и в больницу после инцидента никто не обращался.
Реактор находится недалеко от границы со Швецией, но в Шведском управлении по радиационной защите сообщили, что не обнаружили следов радиации в результате инцидента и не ожидали обнаружить, зная о ее низких уровнях в норвежском городе.
Реактор был построен в конце 1950-х годов в горной пещере в Халдене, примерно в 120 км к югу от Осло. В Норвегии нет атомных электростанций, но функционируют два небольших научно-исследовательских реактора, с помощью которых изучаются вопросы ядерной безопасности. Этот реактор может производить до 25 мегаватт электроэнергии, что составляет лишь малую часть мощности ядерных реакторов в соседней Швеции.
Как объяснил Марк Форман, эксперт по ядерной энергетики из Технологического университета Швеции, основным побочным продуктом ядерного деления в реакторе является йод: «Почти весь йод поглощается топливом в керамической оболочке внутри заваренной металлической трубы. Если бы утечка произошла внутри самого реактора, то радиоактивный материал мог бы вытечь в реакторный зал. Небольшое количество йода было также замечено в воде, используемой для охлаждения реактора».