В июле в Гринпис поступили жалобы жителей, вынужденных жить недалеко от полигона. Они рассказали, что оттуда идёт едкий дым, а по периметру полигон усыпан высохшими лягушками.
В отобранных пробах обнаружено многократное превышение нормативов безопасности по четырехлористому углероду, а также запрещенные полихлорированные бифенилы (ПХБ). Согласно российскому законодательству, присутствие этих веществ в водоёмах рыбохозяйственного значения не допускается.
Опасные вещества сбрасываются в канал, по которому дальше попадают в реку Ижору. Ижора впадает в Неву выше по течению от места водозабора, где речная вода берётся для подачи в квартиры петербуржцев.
Таким образом, обнаруженные в незаконных сбросах полигона ядовитые вещества несут прямую угрозу жителям города.
Полихлорированные бифенилы опасны даже в малых количествах. Они поражают иммунную и нервную системы человека, вызывают рак, нарушают работу эндокринной системы, приводят к бесплодию, диабету, половой дисфункции, ожирению. Кроме того, поступление этих веществ в организм провоцирует поражение печени, почек и кожи, вызывает аллергии. Попадая в организм ребёнка или плода во время беременности, ПБХ способствуют развитию врождённых уродств и детской патологии. ПХБ представляют опасность для будущих поколений, поскольку обладают мутагенным воздействием. Именно поэтому Стокгольмской конвенцией эти вещества отнесены к группе соединений, производство и использование которых должны быть прекращены.
Четырехлористый углерод крайне ядовит для человека, особенно при вдыхании паров, попадании внутрь с едой или всасывании через кожные покровы и слизистые оболочки. Кроме того, он разрушает озоновый слой и отнесён Монреальским протоколом к запрещённым продуктам.«Эти токсичные вещества используются при производстве трансформаторных жидкостей, растворителей, хладогенов, огнетушителей и других товаров, которые после использования попадают на полигон, а в итоге оказываются в нашей питьевой воде, —комментирует эксперт Гринпис Нина Лесихина. — Суд уже неоднократно приостанавливал работу полигона, но это не решает проблему. Прежде всего, необходимо прекратить незаконный сброс опасных сточных вод, организовать регулярный экологический мониторинг, а главное — обеспечить безопасную технологию хранения и обращения с токсичными отходами. То, что мы видим сейчас, является не просто нарушением природоохранного законодательства, но и угрозой безопасности для пятимиллионого города».
Результаты исследования с требованием принять меры по прекращению незаконного сброса опасных веществ Гринпис направил в Росприроднадзор, природоохранную прокуратуру Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также результаты направлены вице-губернатору Игорю Албину, курирующему городской комитет по природопользованию, в чьём ведении находится полигон.
Результаты исследования сбросов сточных вод СПб ГУПП «Полигон Красный бор»
Дополнительная информация:Стокгольмская конвенция является основным международным соглашением, направленным на охрану окружающей среды и защиту здоровья населения от воздействия особо опасных стойких органических загрязнителей (СОЗ). Согласно конвенции, все ратифицировавшие её страны должны в определенные временные рамки прекратить производство и использование СОЗ, в том числе ПХБ. Российская Федерация ратифицировала Стокгольмскую конвенцию в 2011 году, однако национального плана по выполнению обязательств нет до сих пор.
Монреальский протокол к Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года, разработан с целью защиты озонового слоя посредством введения запрета на производство некоторых озонразрушающих химических веществ. Россия подписала протокол в 1991 году.