Если возникнет опасность разлива топлива, вызволять баржу придется с помощью российских ледоколов, что будет стоить "несколько десятков миллионов рублей".
Канадскую самоходную баржу Natl II еще в октябре 2014 года из-за шторма и сильного ветра оторвало от буксира. С тех пор она дрейфовала вдоль северного побережья Канады и Аляски (море Бофорта). Затем береговая охрана США эвакуировала с судна его экипаж. Компанией-владельцем Northern Transportation Corp. Ltd было принято решение оставить баржу с топливом во льдах на зиму, если погода не улучшится. С тех пор брошенное судно прошло более 500 миль и оказалось в РФ, напоминает агентство "Регионы России".
Агентство "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу правительства Чукотского автономного округа уточняет, что судно сковано льдами в Чукотском море и находится на расстоянии 70-80 км от побережья Чукотки между поселками Ванкарем и Мыс Шмидта.
По мнению специалистов Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики (ФГБУ "ААНИИ"), на которых ссылается агентство ТАСС, вопрос с дрейфующей баржей нужно решать "здесь и сейчас", поскольку она может нанести экологический ущерб Чукотскому морю.
"Дрейфующая баржа с топливом может представлять экологическую угрозу для Чукотского моря. Наш ледокольный флот может провести операцию по ее вызволению из ледового плена, - сказал начальник отдела ледового расчета и прогноза НИИ Арктики и Антарктики Евгений Миронов. - Правда, эта операция будет затратной".
Миронов отметил, что дрейф баржи - достаточно редкое явление. "Я не припомню, когда в последний раз в российские моря заходила дрейфующая иностранная баржа. Конечно, ее можно оставить до лета, пока льды не ослабят хватку, но из-за того, что она представляет экологическую угрозу для Чукотского моря, этот вопрос нужно решать здесь и сейчас".
По словам ученого, в НИИ Арктики и Антарктики за помощью в вызволении судна пока никто не обращался. "Мы готовы сделать определенные расчеты, если к нам обратятся специалисты МЧС. Пока такого запроса в наш научный институт не поступало", - подчеркнул Миронов.
С момента появления судна в российских водах, пограничники совместно с Морской спасательной службой Росморречфлота регулярно отслеживают местонахождение баржи, а также с воздуха оценивают экологическую обстановку около нее.
Освобождение баржи из ледового плена может стоить "несколько десятков миллионов рублей"
Спасать судно оказалось некому, поскольку ресурсы, которые пришлось бы затратить для его освобождения, превышали реальную стоимость баржи. Так, видимо, посчитали за рубежом. Теперь операция по ее вызволению из ледового плена может обойтись России в десятки миллионов рублей.
В пресс-службе чукотского управления МЧС удивлены, почему баржу нельзя было пришвартовать к берегу, пока она еще находилась в территориальных водах США и не была скована льдами.
По мнению специалистов НИИ Арктики и Антарктики, канадцы, вероятно, бросили баржу, которую "затерло льдами и понесло в открытое море". Российские ученые отмечают, что, скорее всего, те ресурсы, которые требовались для освобождения судна, превышали реальную стоимость баржи. "По нашим данным, баржа относится к типу Sandal. Ориентировочная стоимость базовой комплектации такого типа барж составляет 250 тысяч долларов (примерно 15,5 млн рублей. - Прим. NEWSru.com)", - сказали в МЧС Чукотки.
При этом, как отмечает Евгений Миронов, операция по вызволению судна будет дорогостоящей для России. "Все российские ледоколы работают сейчас в районе острова Сахалин. Чтобы вызволить баржу из ледового плена, ледоколы должны пройти Чукотское и Берингово моря, затем вновь зайти в Чукотское море. На всю операцию, которая будет стоить несколько десятков миллионов рублей, уйдет около трех недель".
В МЧС считают, что, если не произойдет ничего чрезвычайного, дрейфовать баржа будет до лета. "В ближайшие дни наше ведомство изучит все риски, связанные с дрейфующей баржей. В частности, будет проработан вопрос о рентабельности проведения операции по ее вызволению изо льда с помощью российского ледокола. По предварительной информации, пока такой необходимости нет. Скорее всего, баржа будет дрейфовать до лета, пока льды не ослабнут", - сказал представитель МЧС.
Анатолий Вассерман считает, что причин опасаться канадской баржи-призрака нет
Известный журналист и политический консультант Анатолий Вассерман считает, что, несмотря на особые обстоятельства Крайнего Севера, следует учитывать в первую очередь нормы морского права, и уверяет, что "нынешний формат экологических опасений изрядно преувеличен".
"Я могу сказать, что подобного рода плавучего хлама в море всегда много, - цитирует Вассермана "Собеседник". - По поводу таких бесхозных объектов уже давным-давно выработали четкие правила по морскому праву. Если кто-то опасается этой баржи, он лишь доказывает свое незнакомство ни с морским правом, ни с морским делом".
Он отметил, что, согласно морскому праву, объект без экипажа автоматически переходит в собственность того, кто сможет его доставить в порт. "Соответственно, если кого-нибудь с Чукотки заинтересует эта куча металлолома, то ничего не помешает ему воспользоваться ею", - отметил политобозреватель.
Несмотря на то что на борту баржи находится 3,6 тонны топлива, он считает, что никакой экологической опасности судно не представляет. "Насколько я знаю, нынешний формат экологических опасений изрядно преувеличен. Как правило, несколько тонн жидкого топлива не способны причинить заметный ущерб практически никакому месту побережья", - заявил Вассерман.