Эта концепция, впервые предложенная Аристотелем, подразумевает, что первый половой партнёр женщины (или самки) накладывает неизгладимый отпечаток на внешний вид и здоровье будущего её потомства, даже если отцом этих отпрысков будет совершенно другой мужчина или самец.
Идею телегонии в начале XX века с развитием науки генетики отбросили, хотя она до сих пор пользуется популярностью в религиозных кругах. Теперь же о спорной теории вновь заговорили в научном мире: команда учёных продемонстрировала, что прошлые сексуальные партнёры самок мух могут повлиять на вид её будущего потомства, по крайней мере, у мух семейства Neriidae.
Команда энтомологов из университета Нового Южного Уэльса в Австралии, работающая во главе с доктором Ангелой Крин (Angela Crean) и профессором Расселом Бондурианским (Russell Bonduriansky), решила проверить античную гипотезу. Исследователи спарили самок-мух с самцами разных размеров и установили, что размер тела потомства определяется размером первого самца, с которым спарилась самка, а вовсе не второго, от которого они, собственно, отпрысков и родили.
"Наше открытие усложняет все научные представления о том, как анатомические характеристики передаются из поколения в поколение, а также открывает совершенно новые возможности для будущих исследований. Природа в очередной раз показала нам, как мало мы о ней знаем", — говорит Крин, ведущий автор данного исследования.
Исследователи полагают, что эффект связан с молекулами в семенной жидкости первого полового партнёра, которые поглощаются незрелыми яйцами самки, а затем влияют на развитие её будущего потомства. Об этом Крин и её коллеги сообщают в своей статье, опубликованной в журнале Ecology Letters.
Эксперимент проходил следующим образом. Энтомологи кормили самцов мух по-разному: одной группе давали высокопитательную пищу, вследствие чего они крупнели, а другие "сидели на диете" из продуктов с низкой питательной ценностью. Затем, когда разница в размерах тела насекомых стала заметна, самцов повязали с самками по нескольку раз.
Позднее, когда самки полностью созрели, они вновь спарились либо с крупными, либо с мелкими самцами. При появлении на свет потомства, учёные внимательно изучили "семейную" историю каждой мухи.
"Мы поняли, что, несмотря на то, что отцом потомства был второй половой партнёр, размер тела отпрысков в точности соответствовал размерам первого самца, с которым спаривалась самка, будучи ещё незрелой", — рассказывает Крин.
Генетика, разумеется, объясняет многие тайны тела, однако до сих пор остаются загадкой некоторые аспекты наследования. Крин и её коллеги полагают, что эффект, который они наблюдали, входит в список этих аспектов.
Так, например, учёным известно, что помимо чистой генетической информации, которую передают родители детям, существуют и факторы среды, которые влияли на родительский организм, и теперь сказываются на внешнем виде и здоровье детей. У мух, например, это хорошее питание: чем лучше питалась личинка, тем крупнее у неё в будущем родится потомство.
Крин отмечает в пресс-релизе, что науке ещё предстоит проверить эту же идею на других видах животных и с другими условиями. Но пока никто не исключает возможности, что результаты данного эксперимента могут вписаться в погрешность.