Чем больше солнечных часов пришлось на тот или иной день, тем печальней его статистика по самоубийствам.
Художественным фоном для самоубийства обычно служат низкое пасмурное небо, дождь, снег, холод – вообще такая осенне-зимняя погода, когда утренние сумерки плавно переходят в вечерние. Однако в действительности дела обстоят с точностью наоборот: пик суицидов приходится на весну, а реже всего сводят счёты с жизнью как раз зимой. Так, в 1995 году в Social Science & Medicine была опубликована работа, в которой сравнивалась помесячная статистика самоубийств в разных странах, преимущественно Северного полушария. Оказалось, что максимальная частота суицида приходится на май, а один из минимумов фиксируется в феврале. В 1997 году похожее исследование затронуло обитателей Южного полушария, и картина оказалась схожей: в Южной Африке, например, пик суицидов приходился на южнополушарную весну, а также на сентябрь и октябрь.
Такую странную сезонную закономерность самоубийств заметили ещё сто лет назад, однако до сих пор нет определённости в том, что может служить причиной такой статистики. Виноваты ли тут какие-то природно-погодные особенности весны и зимы, или же всё дело в социально-культурных факторах, вроде праздников, особенностей финансово-экономического годового цикла и т. д.?
Исследователи из Венского медицинского университета выдвинули оригинальное предположение, что, возможно, тут виноват как раз избыток солнечного света. Чтобы проверить свою гипотезу, они сопоставили статистику самоубийств с 1970 по 2010 год в Австрии (всего около 70 000 случаев) с количеством солнечных часов за тот же период времени. Результат оказался необычным: чем больше было солнца в какой-то день, тем больше была вероятность суицида в этот день. Более того, вероятность суицида увеличивалась, если 10 дней до него тоже были солнечными. С другой стороны, солнце, сиявшее за 14-60 дней, уменьшало уровень самоубийств. Время года роли не играло, если суицидальное количество солнца приходилось на зимний день, то по частоте самоубийств он был таким же, как и весенний. (Другое дело, что солнечных дней зимой может запросто оказаться меньше, чем весной.)
То есть если попробовать оценить, сколько самоубийств может произойти в какой-то случайный день, то нужно учесть, во-первых, насколько солнечным было время от полумесяца до двух месяцев назад, во-вторых, насколько солнечным выдался именно этот день и неделя до него. Как пишут авторы работы в своей статье в JAMA Psychiatry, такая закономерность работала для любых видов суицида, как для жёстких (когда человек топится, вешается или стреляется), так и для мягких (когда человек, например, принимает яд). Кроме того, зависимость между «солнечностью» дня и повышенной вероятностью суицида проявлялась большей частью среди женщин. С другой стороны, у мужчин оказался более заметен эффект «антисуицидального» действия солнечного света, сиявшего в течение месяца или двух.
Стоит, однако, заметить, что в данном случае мы говорим только о статистике, связывающей два параметра, но не о механизме явления. Возможно, механизм тут нужно искать в нейрохимии мозга: известно, что солнечный свет влияет на динамику серотонина, а он, в свою очередь, тесно связан с эмоциями и настроением. Возможно, что именно через серотонин солнечный свет стимулирует эмоциональную и поведенческую импульсивность и неуравновешенность, что и приводит к суициду.
Вообще же гипотез относительно весенних пиков самоубийств существует множество. Например, есть версия «отложенного действия», которая исходит из того, что зимой человек, может, и думает о самоубийстве, но предпринять какие-то действия не в состоянии, поскольку депрессия усугублена безволием. Весной же организм более или менее «подкачивается» энергией за счёт тепла и света, появляются и силы на реализацию суицидных желаний, которые накопились за зиму. С другой стороны, сезонная перемена климата может влиять на социально-психологические установки. С наступлением весны социальные контакты интенсифицируются, но при этом те, у кого с социальными контактами проблемы, ещё сильнее чувствуют свою отчуждённость. Или такой вариант: люди не могут психологически справиться с чужой социальной активностью, которая накрывает их после социально неактивной зимы.
Наконец, есть сугубо физиологические объяснения, связывающие воспаление, депрессию и суицид. Известно, что воспалительный процесс стимулирует депрессию, а депрессия при неблагоприятном развитии событий может закончиться самоубийством. Но причём тут весна? По мнению некоторых исследователей, всё дело в цветении растений и в пыльце, которая в изобилии начинает летать в воздухе. Пыльца провоцирует воспалительную аллергическую реакцию, а следом обостряется и депрессия. Версия про пыльцу обсуждается в статье в BMJ Open, вышедшей в прошлом году, однако, как и многие другие объяснения сезонности самоубийств, это пока лишь гипотеза, хотя и довольно оригинальная.