Контакты | Реклама | Подписка
Начало > Эко новости > Гринпис требует от Правительства защитить права пострадавших при ядерном испытании на Тоцком полигоне

Гринпис требует от Правительства защитить права пострадавших при ядерном испытании на Тоцком полигоне

12/09/2014 18:55 / 👁 1420 / Источник Greenpeace / Поделиться:
Накануне 60-й годовщины одной из самых страшных трагедий в истории России – испытания ядерного оружия на людях на Тоцком полигоне в Оренбургской области – Гринпис направил в правительство РФ требование восстановить право на государственную помощь и защиту для гражданских лиц, пострадавших в результате испытания. Фото: http://inter.ua/ Фото: http://inter.ua/

14 сентября 1956 года атомная бомба мощностью (по некоторым оценкам) в 40 килотонн взорвалась над головами десятков тысяч солдат, участвовавших в учениях по прорыву фронта условного противника. Точное количество участников испытаний неизвестно до сих пор. Большинство источников называют цифру в 45-60 тысяч военных. Жертв же со стороны гражданского населения никто никогда не считал. Тем не менее, известно, что в результате испытания пострадали жители почти пятисот населённых пунктов Сорочинского, Тоцкого, Бузулукского, Грачевского и других районов Оренбургской области. О заражении отдалённых регионов страны данных нет, хотя известно, что поднявшее на 12 километров радиоактивное облако ушло на северо-восток, и существуют данные, что «следы» Тоцкого взрыва обнаруживали в районе Омска и Новосибирска.

Житель села Тоцкое Валерий Фролович Астафьев в 2014 году отмечает две круглые даты – свое 75-летие и 60-летную годовщину Тоцкого атомного взрыва, который произошёл примерно в 10 километрах от дома, где он жил с родителями: «В тот момент, когда рвануло, у меня сразу же заложило уши. Солдат через 10 минут говорит “Подъем”. Мы поднялись, оглянулись. У нас там была Лысая гора. Её не было видно, она вся была в дыму, в огне, а над нами висел ядерный гриб». В больничной карте Валерия Фроловича множество диагнозов. Много лет его жизнь проходит в больницах и на осмотрах у врачей, которые продолжают отрицать связь болезней с атомным взрывом.

По свидетельствам очевидцев, жители многих поселков и деревень ничего не знали ни об испытании, ни об опасности и средствах защиты от неё. Эвакуации в большинстве случаев не было. Взрыв был совершенно неожиданным, и после него жизнь быстро вошла в привычное русло. Военные уехали, побросав оплавленную технику и обгоревшие трупы животных. Местной власти было дано указание расчистить завалы из сметённых ударной волной деревьев, и они пошли на дрова. Люди пользовались зараженными источниками воды, занимались сельским хозяйством. Тоцкий полигон вскоре стал доступен, и местные жители ходили туда за нужными запчастями от разрушенной техники. В деревню Маховку, располагавшуюся в 3-4 километрах от эпицентра, стали возвращаться семьи эвакуированных.

Последствия не заставили себя ждать. Уже в первые два года смертность в районах Оренбургской области, попавших под атомное облако, резко возросла. Умирали дети, подростки и молодые люди в самом расцвете сил. В пострадавших от взрыва районах за все 60 лет не было нужных реабилитационных мероприятий. На пахотных землях с повышенным содержанием цезия-137, стронция-90 и плутония-240 сажали злаковые культуры, пасли скот, заготавливали сено. Четких границ особо опасных для человека зон нет до сих пор. Данные о радиационном загрязнении территорий по-прежнему являются закрытой информацией.

Первой серьёзной попыткой пролить свет на последствия взрыва стала работа учёных Оренбургской области, которые в 1991 году смогли примерно определить границы Тоцкого радиоактивного следа. После того, как учёные вышли на первые конкретные и пугающие результаты, их исследования прекратили финансировать. В работе возникало много сложностей, в первую очередь, из-за позиции Министерства обороны, которое продолжает держать под грифом «совершенно секретно» архивы по Тоцкому взрыву. В расчетах радиоактивного выброса приходилось опираться на гипотезы. К примеру, до сих пор военные уходят от прямого ответа на вопрос, какой это был взрыв - воздушный, наземный или воздушно-наземный, и какова была его мощность.

«После многочисленных споров и диспутов c привлечением гражданских и военных физиков нам всё-таки удалось доказать, что вне зависимости от характера взрыва наш регион нуждается в серьезной реабилитации, - рассказывает профессор биологических наук, член той самой научной группы Русанов А.М., - По данным МАГАТЭ, территория, на которой население получило 2 бэра и больше, нуждается в реабилитации, а всё, что меньше двух, считается пригодным для жизни. В случае воздушного взрыва получается 0,2 бэра и нам ничего не положено, а если посчитать для воздушно-наземного, то будет 18 бэр, и тут сам бог велел помогать».

Тоцкая трагедия продолжается. В искалеченных судьбах тех, кто остался в живых; в болезнях и преждевременных смертях их детей и внуков. Прошло 60 лет. Изменилось очень многое, но российское государство сохраняет неизменным своё отношение к невинным жертвам. Оно не готово нести ответственность перед гражданским населением, пострадавшим в результате военных и мирных ядерных проектов, которое лишено компенсаций и льгот, полагающихся пострадавшим в результате облучения в соответствии с российским законодательством.

Гринпис России направил в правительство Российской Федерации обращение с требованием взять на особый контроль меры по защите населения, пострадавшего в результате Тоцкого взрыва, в том числе:

- устранить юридические препоны, мешающие пострадавшим получать необходимые компенсации и иную помощь;

- провести доскональное исследование последствий испытания на Тоцком полигоне ,включая загрязнение почв плутонием;

- провести объективную оценку здоровья граждан, пострадавших непосредственно во время испытания, а также от его отдалённых последствий.

Последние новости

Популярные новости