Наши ближайшие биологические родственники, приматы, имеют вполне организованную социальную структуру, и зоологи с их помощью разбираются в причинах и корнях процесса разделения особей на ранги.
Команда из Оксфордского университета задалась вопросом, могут ли лидерские качества быть следствием определённого строения мозга у приматов? Как выяснилось, по структуре главного органа вполне можно определить, кем является его носитель — лидером или ведомым. У доминирующих особей оказываются крупнее одни зоны мозга, а у пассивных — другие. Кроме того, способ взаимодействия зон мозга друг с другом также соотносится с социальным статусом обезьяны.
Ведущий автор исследования Мэри-Энн Нунан (MaryAnn Noonan) и её коллеги определяли положение 25 макак в социальной иерархии. Затем учёные анализировали результаты неинвазивного сканирования мозга животных, которые были собраны в рамках других текущих исследовательских программ университета. О своих выводах учёные сообщили в статье, опубликованной в журнале PLOS Biology.
Оказалось, что у особей-лидеров нейронная цепь, соединяющая миндалину, ядра шва и гипоталамус, оказывается крупнее, чем у других представителей стаи. Предыдущие исследования показали, что миндалина участвует в процессе обучения и обработки социальной и эмоциональной информации. Ядра шва и гипоталамус осуществляют контроль выработки нейромедиаторов и нейрогормонов, таких как серотонин и окситоцин.
Сканирование МРТ также показало, что другая цепочка зон мозга, так называемое полосатое тело, оказывается крупнее у наиболее пассивных членов социума приматов. Этот отдел мозга определяет значение для особи выборов и действий.
Статья также сообщает, что не только структура, но и мозговая активность меняется в зависимости от положения обезьяны на иерархической лестнице. Скорость передачи нейронных импульсов и путь, по которому они проходят, отвечают за формирование определённых коммуникационных навыков.
Интереснее всего то, что и размер социальной группы также зависит от размера определённой зоны мозга у её членов. Как правило, число особей в группе макак варьируется от двух до семи. Исследование показало, что количество серого вещества в регионах, участвующих в социальном познании, таких как середина верхней височной борозды и ростральная префронтальная кора, коррелирует и с размером группы и с социальным статусом. Предыдущие исследования показали, что эти области отвечают за интерпретацию жестов и выражений лиц, а также за прогнозирование поведения других индивидуумов.
"Это открытие может свидетельствовать о том, что социальный статус макак зависит не только от результатов взаимодействий с другими обезьянами, но и от социальных связей, образованных для формирования коалиций. Зависимость мозговой структуры от численности стаи позволяет предположить, что социальный статус и другие аспекты иерархии могут быть заранее предопределены", — говорит соавтор исследования Мэттью Рашворт (Matthew Rushworth).
Учёные по-прежнему не уверены, являются ли различия в структуре мозга врождёнными или приобретёнными в результате социальных взаимодействий. Чтобы выяснить это, им придётся анализировать результаты сканирования мозга у особей разных возрастов, в том числе и новорождённых.