Проект стратегии опубликован на сайте Министерства природных ресурсов и экологии. Документ изучил корреспондент «Российских лесных вестей».
Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России является одним из государственных приоритетов, и поручение о разработке стратегии было дано на высшем уровне.
– Считаю, что нам нужно уже в ближайшее время разработать и принять Стратегию экологической безопасности России. Она должна содержать оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности, – поставил задачу президент России Владимир Путин во время заседания Совета Безопасности 20 ноября 2013 года. Разговор тогда начался с обсуждения вопросов эффективности лесного комплекса России. Но, как отметил президент, одних только «отраслевых» решений явно недостаточно. Рост техногенной нагрузки на природные комплексы приводит к ухудшению экологии. А затраты на охрану окружающей среды, в том числе и на воспроизводство лесных ресурсов, составляют всего 0,8 процента ВВП.
«Это ни в какое сравнение не идет со странами с развитой экономикой», – заметил Владимир Путин. В стране еще в 2002 году была принята Экологическая доктрина. Но законодательная база для эффективного управления в этой сфере так и не сформирована, в частности, отсутствует полноценный механизм «экологических платежей» со стороны бизнеса за использование природных ресурсов, отметил президент. Стратегия экологической безопасности, таким образом, должна придать всей работе в области охраны окружающей среды системную основу.
Проект документа готовили представители структурных подразделений Минприроды России, а также различных ведомств – Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Минэкономразвития, Минздрава, Роспотребнадзора с привлечением ученых и экспертов от бизнеса. Результат межведомственной работы было решено «разместить для обсуждения» на сайте Минприроды, – сообщала ранее прессслужба ведомства. Представленный вариант стратегии, как отмечают ее разработчики, «содержит системный анализ состояния экологической безопасности Российской Федерации, тенденции ее изменения с выделением внешних и внутренних (потенциальных и реальных) угроз». Здесь также «указаны цели, приоритеты и задачи обеспечения экологической безопасности, способы их эффективного достижения на период планирования до 2025 года, выделены показатели и определены планируемые результаты».
В качестве стратегических целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в проекте документа названы защищенность природной среды, граждан, хозяйствующих объектов, общества и государства в целом он негативных последствий и потенциальных угроз, которые связаны с изменениями окружающей среды, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности. Намечены и финансовые ориентиры. В ВВП удельный вес затрат на экологию может вырасти до 1,5 процента, что в абсолютных цифрах выглядит как увеличение расходов с 91 миллиарда до 1,1 триллиона рублей в год.
При взгляде на общие положения стратегии может показаться, что экологическая безопасность – явление абстрактное. Однако на практике состояние окружающей среды оказывает самое непосредственной влияние на качество жизни населения. В документе на этот счет приведены вполне конкретные показатели. Взять, к примеру, состояние атмосферного воздуха. Оказывается, сейчас в России насчитывается 126 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха. Согласно проекту стратегии через десять лет количество таких городов должно уменьшиться почти в 4 раза – до 34. Это лишь один из показателей улучшения качества жизни населения.
Добиться заявленного результата возможно двумя путями – сохраняя окружающую среду и уменьшая вредное воздействие человека на природу. В первом случае проект стратегии в качестве одной из задач ориентирует на сохранение биологического разнообразия за счет увеличения площади особо охраняемых территорий с 211 до 270 миллионов гектаров.
Другим действенным механизмом становится расширение площади территорий, покрытых лесами. Она должна вырасти с нынешних 771 миллиона гектаров до 790 миллионов гектаров в 2025 году. Регионам при этом предстоит позаботиться о повышении качества работы служб лесопатологической защиты и лесопожарной охраны. А здесь вырисовывается и вторая часть проблемы, а именно: снижение негативного воздействия на окружающую среду. По мнению экспертов Всемирного фонда дикой природы в России (WWF), на основе системного подхода, отраженного в стратегии, стоит учитывать также характер использования лесов.
– С одной стороны, наше лесное хозяйство крайне экстенсивно, и его необходимо интенсифицировать. Но есть определенная опасность. Как показывает опыт Северной Европы, интенсификация привела к сплошной вырубке лесов. Сейчас там сплошной «лесной огород», где выращивают древесину для использования, – отметил координатор Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников при WWF России Александр Воропаев. – Нам необходимо сразу разработать природоохранные нормативы, которые позволят сохранить наиболее ценные участки леса. Тогда интенсифицировать лесное хозяйство можно будет на специально выделенных участках и сохранить нетронутым наиболее ценный лес. Такой подход вполне соответствует целям обеспечения экологической безопасности страны, – указал представитель WWF.
Как заметил эксперт, в России все леса находятся в государственной собственности, потому бизнес зависит от тех правил, которые устанавливает государство. В этом смысле стратегия экологической безопасности как раз позволяет задать определенные рамки использования лесов, определить направления деятельности предпринимателей.
В целом задача снижения вредного воздействия на окружающую среду в проекте стратегии прописана вполне определенно. Общий объем выбросов загрязняющих веществ должен уменьшиться к 2015 году с существующих 33 миллионов тонн до 16 – 20 миллионов тонн в год. Для этого в промышленности предполагается переходить на «зеленые технологии», то есть развивать использование возобновляемых источников энергии, внедрять утилизацию отходов и в целом поддерживать производство товаров, рассчитанных на максимальные сроки использования. Стимулировать экологически ответственное поведение промышленников должна новая система тех самых экологических платежей, о которой говорил Владимир Путин.
Меняется сам принцип расчета. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, согласно проекту стратегии, будет взиматься не за превышение лимитов выбросов, а в качестве возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Можно полагать, ставки экологических сборов для предприятий существенно вырастут, поскольку реабилитация загрязненной территории – дело весьма затратное. В итоге бизнесу должно стать выгодно внедрять «зеленые» технологии, снижая вредное воздействие на окружающую среду.
Ответственный подход в сфере экологии государство при этом намерено поддерживать на принципах государственночастного партнерства. К тому же в стране предполагается сформировать рынок экологически чистой продукции. Так что передовые в плане охраны окружающей среды предприятия смогут воспользоваться еще и маркетинговыми преимуществами.