Инициативная группа «Петербург без мусоросжигания» обратилась к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой отказаться от планов по внедрению «энергетической переработки мусора», предусмотренных Региональной программой по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов.
В соответствии с Программой, к 2020 году в Петербурге «планируется построить два новых и реконструировать два существующих мусороперерабатывающих завода», на которых будет внедрена технология получения альтернативного топлива из отходов производства и потребления.
По мнению активистов, для изготовления из ТБО альтернативного топлива наряду с древесиной, текстилем, бумагой и другими неизбежными примесями используется пластик, сжигание которого «ни при каких условиях не является безопасным», – говорится в обращении.
Экологи озабочены тем, что при использовании топлива RDF (от англ. Refuse-derived fuel – топливо, получаемое из отходов) происходят высокотоксичные выбросы, в первую очередь диоксинов, загрязняющих окружающую среду и вызывающих рост онкологической заболеваемости.
В обоснование своей позиции активисты приводят данные статистики, показывающие, что «в странах, вставших в начале 1980-х годов на путь сжигания ТБО и RDF, онкологическая заболеваемость выросла к 2005 году более чем в 2 раза».
Судя по данным Госдокладов о состоянии окружающей среды в Санкт-Петербурге за последние годы, определения общего содержания диоксинов в атмосферном воздухе и почве не производится, хотя, по мнению специалистов, именно эти вещества являются мощными ядами, накапливающимися в организме человека и способными вызывать мутации, снижение иммунитета, нарушение репродуктивной функции и раковые болезни.
Вместо опасного сжигания активисты предлагают «более цивилизованный способ обращения с отходами – их раздельный сбор с последующей переработкой и возвратом в хозяйственный оборот».
Однако такой подход Правительство Санкт-Петербурга считает экономически нецелесообразным. Как следует из Программы по обращению с ТБО, «затраты на вывоз раздельно собранных потенциальных вторичных ресурсов с имеющихся площадок для сбора ТБО существенно превышают затраты на обычный вывоз ТБО».
Естественно, при раздельном сборе мусорных контейнеров станет больше, следовательно, возникнет необходимость в большем числе специализированных автомашин, – поясняют в документе. Чиновники также просчитали, что «эксплуатация мусоровоза в собирающем режиме существенно дороже, чем в транспортном», и в целом внедрение селективного сбора «требует не только обновления значительного количества контейнерного хозяйства, но и значительных затрат на модернизацию автопарка спецтехники».
«Никакие сиюминутные экономические выгоды нельзя сравнивать с ущербом здоровью населения и загрязнением окружающей среды», – пишет в своем блоге Анна Гаркуша, активист общественного экологического движения «РазДельный Сбор».
«Пока отдельным группам людей будет разрешено сжигать отходы в целях извлечения личных финансовых выгод под лозунгом решения «мусорных» проблем, сжигание будет преподноситься в качестве наилучшей из доступных технологий, и это не позволит развиваться в правильном направлении и снизить нагрузку на экосферу», – считает Гаркуша.
Активисты общественных экологических движений призывают всех неравнодушных жителей подписать обращение к губернатору города с требованием «внести изменения в действующую Региональную целевую программу по обращению с отходами», полностью отказаться от сжигания ТБО и «разработать комплекс мероприятий по внедрению системы раздельного сбора отходов и переработки вторсырья».