Начало > Эко новости > Малярийных комаров заставили отказаться от самок

Малярийных комаров заставили отказаться от самок

17/06/2014 14:12 / 👁 1138 / Источник Вести.Ru / Поделиться:
Британские учёные нашли способ борьбы с малярийными комарами: учёные генетически модифицировали насекомых таким образом, чтобы их потомство состояло в основном из мужских особей.Исследователи из Имперского колледжа Лондона протестировали новый генетический метод, который изменяет соотношение полов потомства комаров вида Anopheles gambiae. Они являются основными передатчиками малярийного паразита. В потомстве генетически модифицированных комаров 95% составляют мужские особи. Фото: Вести.Ru В потомстве генетически модифицированных комаров 95% составляют мужские особи. Фото: Вести.Ru

Исследователи из Имперского колледжа Лондона протестировали новый генетический метод, который изменяет соотношение полов потомства комаров вида Anopheles gambiae. Они являются основными передатчиками малярийного паразита. Теперь самки комаров, которые способны укусить человека и передать заболевание, почти не рождаются.

В первых лабораторных тестах модифицированные комары породили 95% самцов. Учёные ввели в геном комара ген слизевика, который отвечает за производство фермента эндонуклеазы. Распознав определенную последовательность нуклеотидов в цепочке ДНК, эндонуклеаза разрезает эту цепочку. Благодаря удачному совпадению, целевая последовательность для данной эндонуклеазы присутствует только в X-хромосомах комаров. Фермент активируется во время формирования половых клеток насекомых и предотвращает появление большей части будущих женских особей, так как X-хромосомы попросту не образуются.

Исследователям потребовалось шесть лет, чтобы произвести эффективный вариант фермента (сам метод был предложен ещё 60 лет назад). Есть надежда, что если модифицированная версия комаров получит распространение в дикой природе, в конечном итоге популяция малярийных комаров будет полностью уничтожена. Подробности ― в статье журнала Nature Communications.

Добавим, что это первая работа, в которой учёным удалось управлять соотношением полов в популяции комаров. Исследователи полагают, что открытие добавит в копилку методов новаторский путь в борьбе против губительного заболевания.

С 2000 года повышенные меры профилактики и контроля позволили сократить смертность от малярии на 42%, однако болезнь по-прежнему остаётся серьёзной угрозой, особенно для африканских регионов, расположенных к югу от Сахары. Борьба с малярией усложняется распространением устойчивых к инсектицидам комаров и резистентным к лекарственным препаратам малярийных паразитов. По последней оценке ВОЗ, более 3,4 миллиардов людей во всём мире должны опасаться заражения и около 627 тысяч человек ежегодно умирают от этой болезни.

Малярия ― выматывающее заболевание, часто ведущее к летальному исходу, поэтому учёные и медики усиленно ищут способы борьбы с недугом.