Если экологическая экспертиза создает лишние трудности для нефтяников - экспертизу нужно отменить?
Такова логика группы депутатов, которые внесли в Госдуму законопроект, отменяющий экологическую экспертизу для всех проектов на континентальном шельфе.
По их мнению, экспертиза – не более, чем «избыточный административный барьер для инвестиционной деятельности». Их, похоже, не слишком беспокоит, что добыча нефти среди моря, ветров и штормов – мероприятие крайне опасное. Ценой ошибки здесь может стать настоящая катастрофа, последствия которой обойдутся в миллиарды долларов и растянутся на долгие годы, как показала трагедия в Мексиканском заливе.
Лоббисты законопроекта уверены, что бурить скважины в море и устанавливать платформы можно без всякой оценки последствий для окружающей среды.
Более того, местные жители, которые в случае разлива нефти пострадают в первую очередь, будут окончательно лишены права голоса: общественные слушания и обсуждения проектов на шельфе также проводиться не будут.
Примечательно, что связи авторов законопроекта с нефтяным бизнесом прослеживаются очень легко. Например, по данным деклараций за прошлые годы, Александр Василенко от Единой России являлся акционером «Лукойл», Леонид Огуль от «Единой России» – акционером «Газпрома». Василий Тарасюк от ЛДПР – бывший менеджер «Лукойл».
Владимир Путин не раз заявлял, что экологическая безопасность для него – приоритет. В частности, он говорил: «Ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учета самых строгих экологических требований. Это принципиальная позиция».
Но на деле все выходит с точностью до наоборот: экологическое законодательство под давлением нефтегазового лобби постепенно деградирует. Отмена экоэкспертизы – лишь очередной шаг на скользком пути разрушения системы охраны природы в России.
Например, в мае 2013 года президент подписал закон, разрешающий захоранивать грунт после дноуглубительных работ прямо в море. Закон принимался в первую очередь для того, чтобы снизить стоимость строительства завода НОВАТЭК по сжижению газа на Ямале.
В декабре 2013 года территории традиционного природопользования коренных народов Севера лишились статуса охраняемых (ООПТ). Так немногочисленные коренные жители, еще сохранившие свой традиционный уклад, были лишены правовой защиты от произвола нефтяников.
Компании уже фактически избавлены от ответственности за разливы нефти. Ведь проще и дешевле заплатить 10-100 тысяч рублей штрафа, чем следить за состоянием оборудования.
Они также не обязаны сообщать об объемах утечек из своих трубопроводов и размерах разливов.
Последствия такого способа «повышать инвестиционную привлекательность отрасли» мы наблюдаем уже сейчас. Это десятки тысяч нефтяных разливов, отравленные леса и замазученные болота, в которых не осталось почти ничего живого.
Выходит, и это еще не предел. Сейчас эти же компании рвутся покорять Арктику, и отмена экоэкспертизы позволит им здорово сэкономить. На чистоте и здоровье морей. На здоровье людей, которые живут на побережье.
Гринпис часто упрекают за «предвзятость» и «агрессивность» к российским энергетическим корпорациям. Но если государство фактически отказывается обеспечивать охрану природы от нефтяного загрязнения, кто-то должен выступить против этого, верно?