До чего же это привлекательная идея — выращивать сельхозкультуры, поглощающие углекислый газ, потом сжигать их для получения энергии, а итоговый CO2 закапывать в землю! Чем меньше углекислого газа в воздухе, тем слабее изменение климата.
Время этой идеи настало. В новом докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), обнародованном в воскресенье в Берлине, говорится, что «широкое распространение» биоэнергетики с использованием технологии улавливания и хранения углерода (BECCS) совершенно необходимо, если мы хотим, чтобы потепление не превысило опасного двухградусного порога.
Политики согласились с тем, что за два градуса заступать нельзя. Однако после двадцати лет разговоров мир несётся к климатической катастрофе всё быстрее: с 2000 по 2010 год выбросы углекислого газа ускорялись активнее, чем в любое из трёх предшествующих десятилетий.
МГЭИК винит в этом экономический рост, который увеличивает выбросы вдвое больше, чем прирост населения. (Отчёт не касается того, что происходило после 2010 года, когда рост выбросов, скорее всего, замедлился, несмотря на продолжающийся экономический бум.)
Сердце рапорта — исследование более тысячи сценариев развития энергетики и нашего климатического будущего. Выкладки говорят о том, что если мы действительно намерены ограничить потепление в этом веке двумя градусами, то придётся утроить долю низкоуглеродистых источников.
Сегодня сектор обеспечивает около 30% мировой потребности в электричестве, и в основном это ГЭС и АЭС. К 2050 году ему следует отдать 80%, что невозможно без развития солнечной и ветряной энергетики.
«Это не значит, что миру надо пожертвовать экономическим ростом», — подчёркивает соавтор Оттмар Эденхофер из Потсдамского института изучения климатического воздействия (ФРГ). Но если не будут разработаны технологии улавливания и хранения углерода (CCS), к 2100 году сжигание ископаемого топлива должно полностью прекратиться.
Составители прохладно отнеслись к ядерной энергии из-за проблем с отходами и её общественной репутации. В то же время доклад поддержал мысль об использовании природного газа в качестве «технологического моста», то есть замены угля, пока возобновляемые источники не развернутся как следует и пока не получат широкое распространение технологии CCS.
Кроме того, сделать сокращение выбросов безболезненным для экономики помогут более эффективное использование энергии в промышленности и быту, появление более «зелёных» транспортных средств, создание более компактных городов, распространение высокоскоростных железнодорожных магистралей и частичный отказ от воздушного сообщения.
По словам Брайана Хоскинса из Института климатических изменений им. Грэнтэма (Великобритания), все технологии для этого есть. Хватить заламывать руки, давайте работать.
Удержаться ниже двух градусов, вероятно, означает сохранить концентрацию CO2 в воздухе ниже 450 частей на миллион. Мы уже прошли отметку 400 частей на миллион, и в большинстве сценариев МГЭИК 450 частей не стало пределом. Хотите избежать катастрофы? Тогда нужны «отрицательные выбросы», то есть BECCS. Специалисты понимают, что CCS-технологии рискованны, однако другого выбора к концу века может не быть.
Доклад должен оживить переговорщиков ООН, вырабатывающих условия международного климатического договора, который планируется подписать в следующем году. Но в центре внимания при обсуждении рапорта, скорее всего, окажется его поддержка отрицательных выбросов и CCS. Документ обнародовали в Германии — стране, геология, климатическая политика и практический опыт которой позволяют рассматривать её в качестве идеальной испытательной площадки этих технологий. Однако германская общественность ненавидит CCS. На прошлой неделе Йохен Фласбарт, государственный секретарь федерального министерства защиты окружающей среды, заявил, что захоронение CO2 воспринимается примерно так же, как захоронение ядерных отходов...