В 2009 году приказом Минтранса были утверждены авиационные правила, согласно которым экипажи гражданских самолетов получили право использовать метеоинформацию из любых источников, которые они сочтут достоверными. При этом никакие критерии "достоверности" не указывались.
"Сейчас с точки зрения авиакомпаний наиболее достоверными являются американские и британские источники, однако эти источники сами получают информацию о России от структур Росгидромета", — сказала журналистам глава Авиаметтелекома Росгидромета Марина Петрова.
Однако эти данные неполны — в них содержится информация только о 60 российских аэропортах из более чем 200. По ее словам, стоимость метеообеспечения одного полета составляет около 3 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью подачи трапа. Однако многие авиакомпании предпочитают экономить даже и на этом.
"Получается, что авиакомпания не ощущает ответственности за пассажиров, и мы публикуем на сайте Авиаметтелекома перечень компаний, услугами которых пользоваться опасно", — сказала Петрова.
Она добавила, что пилоты некоторых авиакомпании "подслушивают в дверях на входе, какая там погода, куда приходится лететь". По ее мнению, выходом может быть решение о бюджетном финансировании этой стороны деятельности метеослужбы.
По мнению советника президента РФ по климату Александра Бедрицкого, экс-руководителя Росгидромета, эта ситуация создает большие риски. "Законодательное закрепление функций очень важно <…> Есть некоторые вещи, которые не закреплены, например, метеообеспечение авиации. Если мы это не закрепим, это приведет к тому, что будут происшествия, тогда дойдет до некоторых, что надо пользоваться сертифицированной информацией", — сказал Бедрицкий.
Он добавил, что сейчас в Минприроды готовятся соответствующие поправки. "Там это обозначено, но нужно проследить, чтобы это в определенный момент не исчезло из документа", — сказал Бедрицкий.
Заместитель руководителя Росавиации Александр Ведерников признал, что "здесь есть нормативно-правовой казус". Выступая на коллегии Росгидромета он отметил, что метеообеспечение полетов делится на две части. Одну из них обеспечивает Госкорпорация по обеспечению воздушного движения, а вторую — сами авиакомпании по договорам с метеорологами.
"Но Госкорпорация предоставляет эту услугу только в полете. При этом командир воздушного судна обязан получить метеоинформацию перед вылетом", — сказал Ведерников.
По его словам, в 2013 году затраты на авиаметобеспечение составили 3,3 миллиарда рублей, из этой цифры 711 миллионов рублей — договор по линии госкорпорации. Договор на этот год был заключен на ту же сумму, добавил он.
"Мы готовы по линии госкорпорации рассматривать и увеличение стоимости предоставляемой услуги, если оно будет доказано и обосновано",- сказал Ведерников.
"Что касается авиакомпаний, мы поддерживаем (предложения Росгидромета), что необходимо внести изменения в воздушный кодекс, касающиеся расходов на авиаметобеспечение", — сказал замруководителя Росавиации.
"Мы занимались подготовкой нового документа о метобеспечении. Документ министром транспорта подписан, передан в Минюст, он будет являться одним из основных документов", — заключил Ведерников.