Министерству было поручено установить "критерии и нормативы" для отнесения лесов к защитным, правовой режим их использования и ввести запрет на "промышленные рубки и передачу таких лесов в аренду с целью заготовки древесины".
Из текста законопроекта и пояснительной записки к нему следует: запретить коммерческое использование древесины, которая заготавливается в защитных лесах, невозможно: понятие промышленных рубок в российских законах отсутствует, как и юридическое основание для его введения в Лесной кодекс, считают в Минприроды. Между тем в замечаниях к предыдущей версии законопроекта именно это оспаривал советник президента, ответственный за политику устойчивого развития в РФ, Александр Бедрицкий, а в государственно-правовом управлении администрации президента указывали на необходимость учесть его позицию. "Законопроектом не предлагается поправок, устанавливающих понятие "промышленные рубки" или увязывающих этот термин с общими понятиями "сплошные рубки", "выборочные рубки", применяющиеся в действующем Лесном кодексе. Это размывает конкретный смысл поручений президента",— говорил он.
Как пишет «Коммерсант», текущая версия законопроекта выделяет лишь три вида "особо защитных" лесов, где запрещается проведение всех видов рубок и сдача леса в аренду — орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения и леса, имеющие научное либо историко-культурное значение. Но и тут разрешена рубка погибших деревьев, ликвидация чрезвычайных ситуаций, заготовка древесины местным населением и властями и рубка на участках, отведенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, "не связанных с созданием лесной инфраструктуры". В российском представительстве WWF считают и такой ограниченный запрет большой победой. Хотя координатор проектов фонда по лесам высокой ценности Константин Кобяков отмечает: "Рубки с целью обеспечения местных жителей и властей и сейчас используются как лазейка, а квоты распределяются между предпринимателями. Но запретом этой проблемы не решить — нужен контроль правоприменения".
В остальных категориях защитных лесов, "выполняющих экологические функции", на перечисление которых в пояснительной записке Минприроды отводится больше страницы, разрешается аренда с целью рубок ухода и санитарных, результатом которых является заготовление низкокачественной древесины. Их вывод из экономического оборота приведет к прямым потерям компаний (20 млн кубометров древесины и 20 млрд руб. продукции), бюджетной системы (1 млрд руб. в год) и утрате защитных функций лесов. С этим соглашается Алексей Ярошенко из Greenpeace. По его мнению, возможность задействовать материальные ресурсы защитных лесов, которые находятся в постоянном стрессе из-за воздействия человека (городские леса, лесопарки), позволит привлечь финансирование на их восстановление. "Прямой связи между доходами от ведения лесного хозяйства и расходами на его поддержание в РФ нет",— возражает господин Кобяков.
Но главной проблемой предыдущей и текущей версии законопроекта в администрации президента и природоохранных организациях считают неопределенность критериев отнесения лесов к защитным. В администрации требовали раскрытия этих норм в законопроекте, но, согласно опубликованному документу, их должно будет разработать Минприроды, как и способы и параметры рубок в защитных лесах.