Сотрудники центра диких животных "Велес", расположенного в деревне Рапполово Всеволожского района, около 20 часов в среду, 22 января, обнаружили возле дверей присыпанную снегом картонную коробку. Оттуда слышались писк и шорох. После того, как коробку открыли, оттуда выглянули два тёмных шерстяных существа. В них распознали медвежат, на вид — не старше трёх недель.
Основатель центра Александр Фёдоров рассказал, что коробку к зданию подкинули неизвестные. "Медвежата ещё слепые и беспомощные. Даже в туалет сами ходить не могут — им надо постоянно гладить живот. Но повреждений нет, весьма здоровые, крепенькие и упитанные. Мы склоняемся к мысли, что медведица умерла, а кто-то из людей решил принести их нам", - говорит он.
За животными установлен специальный уход — каждые два часа их кормят специальной смесью из бутылочки, проверяют состояние. В организации надеются, что до лета медвежата окрепнут настолько, что их можно будет отпустить на волю — примерно к июлю в лесах как раз начнут появляться ягоды. "Привыкнуть к нам они не успеют, не переживайте. Это если животное год-два с людьми живёт — привычка возникает. Если меньше, то нет. Генетика", - добавляет Фёдоров. Выпустят их, предварительно чипировав, на неком необитаемом острове в Карелии, название которого сотрудники центра раскрывать отказываются.
Ближайшую судьбу медвежат решат инспекторы охотнадзора, приезда которого ждут уже в эту пятницу.
Хищникам уже придумали клички — Ян и Яна (это мальчик и девочка). Над тем, как назвать подопечных, долго не думали: в центре давно заведено правило в этом вопросе идти от месяца, в котором зверь поступил в приют. "Это так, для порядка. Им всё равно, по лесу с табличками с именами ходить не будут", - считает Фёдоров.
Опыт работы с дикими животными у Фёдорова и у пяти его коллег есть. Четыре года назад организация создавалась как частный приют для диких животных, которых россияне покупали за границей — звери, в том числе крокодилы и тюлени, проводили в центре карантинный период после пересечения границы. Позже к дверям начали подкидывать экземпляры, населяющие ближайшие регионы — лис, енотов, рысей, волков, медведей.
Иногда млекопитающих сотрудники центра находят сами, выкупая их у хозяев, плохо обращающихся с ними. К примеру, в прошлом году из Цирка выкупили двух медвежат, оказавшихся не способными выполнять трюки (этим летом их уже выпустили на волю). Из притравочной станции на Сахалине привезли трёхмесячного медвежонка Феню, который, видимо, в центре останется на всю жизнь из-за плачевного состояния здоровья. Его бывшие владельцы получили за зверя 50 тысяч рублей, которые центр собирал среди неравнодушных пользователей социальных сетей.
Финансовую помощь организации оказывают пользователи Интернета, но обычно, как говорит Фёдоров, деньги уходят как раз на выкуп животных. "С едой справляемся сами", - добавил он, уточнив, что питание одного медведя в год обходится в 600-700 тысяч рублей. На своем официальном сайте центр сообщает, что просили областное правительство разработать программу спасения и помощи диким животным, однако чиновники инициативу не поддержали.
Отметим, что медвежатам из Всеволожского района повезло намного больше, чем львёнку, которого везли на "Невском экспрессе" в Москву на продажу. В руки зоозащитников он попал истерзанным и с побитыми лапами.