Правда, что, где и когда произойдет, - предсказать ученые пока не в силах.
В середине декабря уходящего года в "белом плену" оказался Ближний Восток. Впервые за последнее столетие египетские пирамиды покрылись снегом. Ноябрьский тайфун "Хайянь" стал настоящим кошмаром для Филиппин.
В конце октября на Северную Европу обрушился ураган "Святой Иуда". На Дальнем Востоке России из-за проливных дождей, которые начались в июле, река Амур вышла из берегов. Вода отступила лишь в начале октября. В Японии из-за аномальной жары, которая держалась с мая по июль, от теплового удара погибли 85 человек. Тяжелой была весна для США. Только в мае по территории страны прошло около 80 мощных торнадо. Ветер срывал крыши с домов и поднимал в небо припаркованные автомобили.
Подобные погодные катаклизмы будут происходить все чаще, предупреждают климатологи. Более того, к природным аномалиям пора привыкать, советует руководитель программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда защиты дикой природы WWF России Алексей Кокорин:
"Сказать точно, где и когда произойдут катаклизмы, конечно, этого бы очень хотелось, но пока мы от этого сильно далеки. Те или иные выводы о последующем годе можно делать, например, по фазе Эль-Ниньо – по тому, в каком состоянии двухлетняя осцилляция в южной части Тихого океана. Хотя это очень далеко от нас, но он охватывает гигантскую территорию и влияет на климат всей планеты. Второй момент – есть те или иные периодические колебания, связанные со льдом в Арктике".
При прогнозировании погоды ученые используют сложнейшие математические модели. Но при этом синоптики с сожалением отмечают, что даже самые современные средства наблюдения не позволяют делать точные прогнозы более чем на 10 дней.
Говорит ведущий специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец:
"Что касается прогноза опасных и особо опасных стихийных гидрометеорологических явлений, то на сегодняшний день долгосрочные прогнозы не позволяют этого делать. Максимум на что мы можем рассчитывать – это 5-7 суток. Именно такой срок горизонта позволяет судить о надвигающейся опасности и предупредить о ней. Что касается фоновых прогнозов, то мы можем сказать, что какой-то период будет холодный или очень теплый, или средний. Об этом мы можем говорить".
По словам главы Гидрометцентра России Романа Вильфанда все метеослужбы мира сейчас работают над повышением качества десятидневных прогнозов.
Но говорить о точных долгосрочных прогнозах сегодня просто невозможно, утверждает эксперт:
"Природа не дает человеку возможности познать ее особенности за пределами двух недель. Как бы мы не увеличивали наши знания, не развивали технологии, какими бы вычислительными средствами мы не обладали, - совершенствовать детальный прогноз погоды можно только на срок две недели, иногда, может быть, на три. Дальше - невозможно, только в вероятностной форме обобщённые характеристики: около нормы, выше нормы или ниже нормы. Но не более того".
Эксперты, опрошенные "Голосом России", отмечают, что в 2014 году природа обязательно удивит и новыми климатическими рекордами и необычными погодными явлениями. Главное, чтобы приятных сюрпризов было больше.