Начало > Эко новости > У ворон не птичьи мозги: нейробиологи расследуют нейронную основу разума ворон

У ворон не птичьи мозги: нейробиологи расследуют нейронную основу разума ворон

02/12/2013 23:57 / 👁 3232 / Поделиться:
Ученые давно подозревали, что врановые - семейство птиц, включающее ворон, воронов и сорок - очень умны. Теперь нейробиологи из Тюбингена продемонстрировали, как мозг ворон управляет разумным поведением, когда птицам нужно принимать стратегические решения – пишет sciencedaily.com.У ворон вовсе не «птичьи мозги». Поведенческие биологи называют ворон «пернатые приматы», потому что эти птицы создают и используют инструменты, способны запоминать большое число мест кормежки и планируют свое социальное поведение в соответствии с тем, что делают другие члены их группы. (Фото: Felix Moll, Institute for Neurobiology, University of Tubingen) Поведенческие биологи называют ворон «пернатые приматы», потому что эти птицы создают и используют инструменты, способны запоминать большое число мест кормежки и планируют свое социальное поведение в соответствии с тем, что делают другие члены их группы. (Фото: Felix Moll, Institute for Neurobiology, University of Tubingen)

У ворон вовсе не «птичьи мозги». Поведенческие биологи даже назвали их «пернатыми приматами», потому что эти птицы делают и используют инструменты, способны запоминать большое количество мест кормежки и планировать свое социальное поведение в соответствии с тем, что делают другие члены их группы. Такой высокий уровень интеллекта может показаться удивительным, потому что мозги у птиц устроены принципиально иначе, чем у млекопитающих, в том числе приматов, - а именно это, как правило, используется для расследования такого поведения.

Исследователи в первую очередь изучили физиологию мозга, определяющую разумное поведение ворон. Они обучали ворон проводить компьютерное тестирование памяти: им показывали изображения, которые нужно было запомнить. Вскоре после этого они должны были выбрать одно из двух тестовых изображений, указав его клювом на сенсорном экране. Одно из тестовых изображений было идентично первому, а другое - отличалось. Иногда правила игры состояли в том, чтобы выбрать ту же картинку, а иногда требовалось указать на другую. Вороны были в состоянии выполнять обе задачи и переключаться между ними по мере необходимости. Это свидетельствует о высоком уровне концентрации и умственной гибкости, которые доступны лишь нескольким видам животных - и которые требуют усилий даже для человека.

Вороны смогли быстро справляться с этими задачами, даже когда им дали новые наборы изображений. Исследователи наблюдали активность нейронов в nidopallium caudolaterale -области мозга, связанной с самыми высокими уровнями распознавания у птиц. Одна группа нервных клеток отвечала исключительно тогда, когда воронам приходилось выбирать ту же картинку - в то время как другая группа клеток всегда реагировала, когда они действовали по правилам «другой картинки». Наблюдая такую активность клеток, исследователи часто могли определить, какому правилу следует ворона - еще до того, как она делала свой выбор.

Исследование, опубликованное в Nature Communication, предоставляет ценную информацию о параллельной эволюции разумного поведения. Многие функции реализованы у птиц по-другому, потому что нас отделяет от этих прямых потомков динозавров долгая эволюционная история. Это означает, что мозг птиц может показать нам альтернативное решение того, как разумное поведение осуществляется с другой анатомией.

Вороны и приматы имеют разные мозги, но клетки, регулирующие принятие решений, у них очень похожи. Они объединены общим принципом, который вновь появлялся на протяжении всей истории эволюции. Подобно тому, как мы можем сделать обоснованные выводы по аэродинамике из сравнения очень по-разному устроенных крыльев птиц и летучих мышей, здесь мы можем сделать выводы о том, как работает мозг, исследуя функциональные сходства и различия соответствующих областей мозга у птиц и млекопитающих.