Если сравнить число видов животных и растений, населяющих тропический лес и тундру, то становится очевидно, что по части биоразнообразия тропики опережают северные широты. Почему это происходит?
Да, тропики поражают воображение — чего и кого здесь только нет. Зайдите в джунгли — десятки видов растений, птичий гомон, на каждом лесном ярусе десятки видов рептилий, амфибий, насекомых и млекопитающих. А теперь мысленно перенесемся в тундру — однообразный и по сравнению с тропиками совершенно безжизненный пейзаж.
Около двух третей всех видов животных и растений населяют тропические регионы. Логично было бы предположить, что тропики и есть колыбель биоразнообразия. Но согласно исследованию, проведенному Карлосом Ботеро из Университета штата Северная Каролина, как раз умеренные широты способствуют увеличению числа видов. Результаты исследования опубликованы в журнале «Molecular ecology».
Ботеро и его коллеги проанализировали 2365 видов млекопитающих и 6694 видов птиц. Ученые с удивлением обнаружили, что хотя число видов птиц и млекопитающих увеличивается по мере приближения к экватору, число подвидов — генетически отличных групп внутри каждого вида — растет в обратном направлении.
Экстремальный климат способствует тому, что организмы вырабатывают разные механизмы адаптации к суровым условиям. Удачные варианты закрепляются, менее удачные - отсеиваются. Так или иначе, но популяции становятся все более удаленными друг от друга и в конце концов внутри изолированных групп начинают образовываться новые подвиды и виды.
«Биоразнообразие в тропиках и в умеренном климате можно сравнить с монетами в копилке и в кармане. В копилке монет больше, но они никуда не деваются, а то, что лежит в кармане, вы тратите и получаете сдачу другими монетами, так что они все время меняются» - приводит пример Ботеро.
Таким образом, потенциал для внутривидовой дивергенции больше у видов, которые в настоящее время занимают регионы с более низким уровнем биоразнообразия.
Для примера возьмем род Tamias — бурундуки. К бурундукам относятся 25 видов, большинство обитает в Северной Америке, за исключением одного вида — сибирского бурундука. У бурундуков более северных видов от 9 до 18 подвидов, в то время как у южных в среднем менее 6. Аналогичная картина наблюдается во всем семействе беличьих.