Его предостережение прозвучало в момент, когда российский суд на этой неделе отдал распоряжение оставить активистов Greenpeace и журналистов в тюрьме еще на три месяца до начала процесса в рамках дела об их протесте против добычи нефти в Арктике, - пишет британская The Guardian.
Обеспокоенность по поводу страшных последствий буровых работ по поиску нефти в этом регионе усилилась, когда Россия и другие страны начали разведку на дне арктических морей. В этих холодных широтах любая утечка доставит гораздо больше неприятностей, потому что нефть не рассеется естественным образом, как это бывает в теплых водах, и потому что проводить операцию по очистке в столь неблагоприятных погодных условиях будет намного труднее.
«Арктическая тридцатка» в составе 28 активистов и двоих журналистов была арестована в сентябре, когда на борт судна организации Greenpeace Arctic Sunrise поднялись российские пограничники. Если этих людей признают виновными, им будут грозить длительные тюремные сроки. Их содержат в тяжелых условиях в промозглых и холодных тюремных камерах, плохо кормят и перевозят на расстояние 1 300 километров из Мурманска в Санкт-Петербург.
Специалист по нефтяным разливам из Саутгемптонского университета Саймон Боксолл (Simon Boxall) заявил Guardian, что исследования в этом регионе опасны по определению. «Вы неизбежно получите утечку — сто процентов. Я ожидаю крупный разлив в недалеком будущем. Я буду крайне удивлен, если там не будет крупного разлива нефти».
По его словам, проблему серьезно осложняют исключительно тяжелые условия в Арктике. «Это совсем другая среда. В умеренном климате нефть быстро диспергируется. Переработать ее помогают бактерии. А в Арктике нефть таким способом не разлагается, и на это могут уйти десятки лет. Природа нам не поможет».
На протяжении этих десятков лет разлившаяся нефть будет представлять серьезную опасность для морской фауны и флоры.
Идеальных отраслей не бывает, сказал Боксолл, однако нефтедобывающая отрасль и в прошлом вела себя отнюдь не безукоризненно. «Надежных самолетов очень много, однако аварии все равно случаются. Порой отрасль ведет себя безответственно. Обходит острые углы, мелочно экономит деньги. В какой-то момент она может крупно ошибиться, и в итоге это обойдется ей в крупную сумму, как было в Мексиканском заливе», — заявил он.
Боксолл добавил: «В разных странах - разные уровни здравоохранения и безопасности. У России в этих вопросах не самые лучшие показатели».
Даже если не будет утечки, поисковые работы в регионе могут нанести ущерб окружающей среде Арктики, предупредил Джонатан Бэмбер (Jonathan Bamber) из Бристольского университета. «Увеличиваются объемы судоходства, а суда сбрасывают балластную воду, в которой содержатся организмы из других районов. Поэтому в Арктику могут попасть чужеродные виды, и последствия этого нам неизвестны. Северный Ледовитый океан - очень закрытый, он даже похож на озеро, и поэтому для него могут возникнуть исключительно серьезные последствия, негативно отражающиеся на всей пищевой цепочке».
Greenpeace отметил, что Арктика является средой обитания «исключительно разнообразной дикой флоры и фауны». Там живут 17 видов китов, включая вымирающего нарвала, 90% популяции которого обитает в Баффиновом заливе. Там живут белые медведи, песцы, тюлени, сотни видов морских птиц и миллионы перелетных птиц. Кроме того, в Арктике проживают 4 миллиона человек, являющиеся представителями коренных народов, которые обитали там на протяжении тысячелетий. «Последствия разлива для таких общин и для незащищенных видов животных будут катастрофическими и продолжительными», — заявила эта природоохранная организация.
В понедельник под залог были освобождены три гражданина России из числа «Арктической тридцатки»: Екатерина Заспа, Денис Синяков и Андрей Аллахвердов.
Дочерняя компания российского государственного энергетического гиганта «Газпром» «Газпром нефть шельф», в распоряжении которой находится платформа «Приразломная», где активисты Greenpeace устроили в сентябре свой протест, заявила, что после многочисленных задержек она планирует начать буровые работы в декабре, и что сейчас буровая установка работает в тестовом режиме. Планом будущего года предусмотрена добыча 600 000 тонн нефти, и компания заявляет, что пик добычи придется на 2021 год, когда платформа будет работать на максимуме производительности, добывая 6 миллионов тонн в год.
Исполнительный директор «Газпром нефть шельфа» Геннадий Любин от разговора с Guardian отказался. Но в ходе недавнего интервью одному нефтегазовому периодическому изданию он раскритиковал утверждения экологов о том, что местоположение платформы создает уникальную угрозу окружающей среде. По словам Любина, неподалеку от буровой пришвартованы два ледокола, находящиеся в постоянной готовности к действиям в чрезвычайной ситуации, а в поселке Варандей, что в 60 километрах от платформы, имеется дополнительное оборудование. «Конечно, в теории можно придумать любой сценарий, исходя из того, что, если этого не сделать, экологическая безопасность окажется под угрозой, — сказал Любин. — Но мышление такого рода - это абсурд».
Он также отверг сомнения в прочности самой платформы. Ее верхняя часть взята со списанной нефтяной платформы из Северного моря, построенной в 1984 году, что вызвало новые сомнения по поводу надежности «Приразломной». Однако русские утверждают, что критики и здесь тоже ошибаются.
Как заявил Любин, «Приразломная» - это «новая установка», созданная «для работы в конкретных погодных условиях Печорского моря», и в ее конструкции использованы лишь небольшие детали с буровой «Хаттон». «Особым образом спроектированная кессонная часть позволила нам создать установку, которая успешно выдерживает арктический климат, волны и лед, защищает все оборудование и обеспечивает безопасность в работе».
Любин заявил, что «Приразломная» - изначально надежнее, чем, например, платформа Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. «Там скважины пробурены с плавучей платформы, находящейся на расстоянии сотен метров от морского дна, — сказал он. — Но здесь глубина составляет 19-20 метров, так что „Приразломная“ установлена прямо на дне».
«Арктика важна для нас на протяжении столетий, — сказал Роман Хацевич из Мурманского института экономики. — И дело не только в экономике. У нас северная страна, и Арктика является одним из краеугольных камней нашей государственности. В 1990-е годы финансирование Арктики было во многом прекращено из-за экономического и политического краха, но с 2000-х годов Заполярье снова стало приоритетом».
Пока большой вопрос заключается в том, насколько экономически целесообразна добыча нефти в российских условиях налогообложения, однако Россия реализует целый ряд программ по совершенствованию инфраструктуры в этом регионе. Основное внимание она уделяет нефтедобыче и Северному морскому пути, проходящему через российскую часть Арктики, видя в нем альтернативу существующим линиям судоходства из Европы в Азию.
«С ухудшением ситуации на Ближнем Востоке Арктика может обрести большую значимость как маршрут судоходства. В идеальном мире Арктика может стать местом международного сотрудничества, а не конфликта», — сказал Хацевич.
На прошлой неделе российская нефтяная компания «Роснефть» подписала соглашение с корейской судостроительной компанией Daewoo, которое может привести к созданию нового крупного судостроительного комплекса на российском Дальнем Востоке, где будут строить ледоколы и производить оборудование для морских энергетических проектов.