ого фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников.
В то же время ОАО "Газпром нефть" заявляет что "Приразломная" соответствует международным стандартам. Председатель правления "Газпром нефть" Александр Дюков в начале октября заявил в письме фонду, что нефтяная платформа "Приразломная" оснащена всем оборудованием, необходимым для безопасного функционирования, а также, что всеми экспертами ряда компаний, среди которых "RPS Energy Ltd.", Kvaerner, Noble Danton и другие, "отмечено соответствие платформы международным стандартам".
"Буквально недавно "Газпром" сообщил, что он начинает разработку Киринского газоконденсатного месторождения на шельфе Сахалина. При освоении этого месторождения "Газпром" применил самые современные технологии — подводные донные комплексы (ПДК). Мы считаем, что, учитывая сложные условия Сахалина, это абсолютно правильно, но при этом мы отмечаем, что проект "Приразломная" является совершенно отсталым с этой точки зрения подходом, который реализовывался в мире 20-30 лет назад", — сказал Книжников.
Сравнивая способы нефтедобычи на двух месторождениях, которые эксплуатирует "Газпром", эксперт отмечает существенное отличие как в экологических, так и в экономических рисках двух проектов.
Высокие экологические риски, связанные с реализацией проекта "Приразломная" эксперт объясняет тем, что платформа представляет из себя резервуар, в который будет закачиваться добываемая нефть. В случае ЧП утечка может нанести большой экологический ущерб экосистеме Арктики.
"Платформа представляет из себя громадный резервуар, в котором будет храниться до 100-120 тысяч тонн нефти. Это колоссальные объемы. Мы их всегда сравниваем с аварией танкера "Exxon Valdez" ("Эксон Вальдез") на Аляске 25 лет назад. Там разлилось 40 тысяч тонн, но до сих пор экосистема Аляски не полностью восстановилась. Поэтому хранить 120 тысяч тонн на платформе — это очень высокие риски", — заявил Книжников.
Одним из путей снижения рисков экологи предлагают рассмотреть возможность транспортировки нефти по трубопроводу на сушу и хранение ее там. Такая технология транспортировки использует компания при разработке месторождения Киринское.
"ПДК обладают рядом преимуществ, в том числе с точки зрения экологической безопасности особенно в ледовых условиях, потому что сама суть донных конструкций означает, что никакие конструкции на поверхности моря не находятся, поэтому воздействие ледовых полей и айсбергов исключаются как фактор риска. Нет накопления нефти на сооружениях на воде, а углеводороды подаются по трубопроводу на сушу", — сказал эколог.
Экономические риски, по мнению эксперта, связаны с обязательствами по утилизации отработавшего своей срок оборудования, а так же с ликвидацией инфраструктуры после того, как будут исчерпаны запасы месторождения.
"Такое грандиозное сооружения как "Приразломная" — это 500 тысяч тонн бетона. До последнего времени у нас в стране не думали о ликвидации инфраструктуры, но сейчас ситуация меняется. Минприроды подготовило законопроект, который обяжет всех недропользователей отчислять деньги в ликвидационный фонд, чтобы потом обеспечить ликвидацию и рекультивацию после их деятельности. В отличие от ПДК, которые мобильны и не такие дорогие в демонтаже, демонтаж платформы "Приразломная" будет стоить колоссальных денег", — заявил Книжников.
Эксперт считает, что верхняя часть платформы "Приразломная" — это оборудование, которое уже отработало свой срок.
"По сути, верхняя часть платформы, которая была куплена Россией, по нашим оценкам, это просто сбыт к нам отработавшей свой срок буровой инфраструктуры. Таким образом, был найден не только способ утилизировать, но и заработать на продаже нам отработавшего оборудования", — сказал Книжников.
Как считает эксперт, "если уже реализовывать первый в мире проект по добыче нефти в Арктике, то он должен отвечать наилучшим, самым современным технологиям и стандартам, чего нельзя сказать о платформе "Приразломная".
Киринское газоконденсатное месторождение, которое было запущено 23 октября, расположено на шельфе Сахалина в 28 километрах от берега Охотского моря на глубине 90 метров. Егоразработку ведет газовый холдинг "Газпром" в рамках проекта "Сахалин-3". Запасы месторождения по категории С1 составляют 162,5 миллиарда кубометров газа и 19,1 миллиона тонн газового конденсата. Проектный уровень добычи — 5,5 миллиарда кубометров в год.
Платформа "Приразломная", построенная на верфи ОАО "ПО "Севмаш", приписана к Ненецкому АО. Ее длина и ширина составляет 126 метров, а вес без балласта — 117 тысяч тонн.
Месторождение Приразломное, открытое в 1989 году, расположено в 60 километрах от берега на глубине 19-20 метров. Его запасы оцениваются в 72 миллиона тонн нефти.
Для освоения Приразломного месторождения предусмотрена морская транспортно-технологическая система, включающая танкеры, суда-снабженцы, плавучее нефтехранилище. Кроме того, проект включает береговую инфраструктуру: вахтовый поселок и вертодром близ поселка Варандей, административно-бытовой комплекс в Усинске, а также база снабжения и производственного обслуживания в Мурманске.