Большинство певчих птиц учатся своим песням по примеру взрослых, в основном - отца. Однако существуют достаточно большие различия в точности копирования этих песен. Исследователи выявили для молодых зебровых амадин возможный механизм, который отвечает за различия в интенсивности обучения пению, сообщает sciencedaily.com. Они ввели мозговой нейротрофический фактор, BDNF, в систему управления пением в головном мозге. Благодаря такой обработке способности к обучению у молодых самцов могут быть усилены таким образом, что они оказываются в состоянии скопировать пение отца настолько же хорошо, как и лучшие из замеченных в гнездах зебровых амадин учеников!
Улучшение когнитивных способностей играет важную роль в лечении неврологических и психиатрических заболеваний. В этом контексте исследования все больше и больше фокусируются на белке BDNF. Он отвечает в основном за сохранение, рост и дифференцирование нервных клеток. Кроме того, по результатам экспериментов над мышами известно, что BDNF улучшает способность решать сложные когнитивные задачи.
В эксперименте по обучению зебровых амадин исследователи смогли впервые показать на певчих птицах, что BDNF действует, как когнитивный усилитель. Они исследовали пары братьев зебровых амадин, которые выросли со своими генетическими родителями. В таких условиях молодые птицы охотно учатся песням от своих отцов. Однако существуют различия в интенсивности обучения песне между родственниками того же возраста. У самых слабых учащихся пение имеет лишь 20%-е сходство с песнями их отцов, тогда как лучшие копируют песни практически полностью.
Теперь, зная нормальное распределение выученных песен в гнезде зебровых амадин, в качестве следующего шага ученые смогли исследовать воздействие BDNF на обучение пению. У одного из двух братьев они увеличили экспрессию BDNF в мозговой системе управления песнями, другой же не получил такой обработки. Анализируя песни, исследователи обнаружили, что у сыновей, которые получили больше BDNF, сходство с песнями их отцов было выше в сравнении с воспитываемыми обычным образом птенцами.
Примечательно, что эффективность обучения обработанных BDNF птиц была выше, чем наблюдаемая ранее у лучших учеников в гнезде. Это было связано с более ранним началом копирования слогов у обработанных BDNF птиц, также эти птицы больше копировали и пели меньше импровизированных слогов. Поэтому вполне вероятно, что присутствие BDNF в системе управления пением могло исправлять возможные неточности в процессе изучения песен.